Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 10:16, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы - исследовать рецидив как форму множественности преступлений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие и признаки рецидива преступлений;
-рассмотреть виды рецидива преступлений;
-обозначить особенности назначения наказания при рецидиве преступлений;
-исследовать проблематику, связанную с данным правовым институтом;
-сделать соответствующие выводы по проделанной работе, выработать конкретные предложения для решения возникших проблем в сфере регулирования уголовных правоотношений.
Глава 1. Рецидив как форма множественности преступлений
1.1. Понятие и признаки рецидива преступлений
1.2. Виды рецидива преступлений
Глава 2. Некоторые аспекты применения уголовно-правового института рецидива преступлений
2.1. Назначение наказания при рецидиве преступлений
2.2. Проблемы современного уголовно-правового института рецидива преступлений
Заключение
Список литературы
- включение в круг преступной деятельности значительного количества лиц (так называемое криминальное предполье);
-
высокая организованность и
- психологическая готовность и нацеленность, как правило, на многократное совершение тяжких преступлений.
Наличие рецидива преступлений является серьезным криминогенным фактором, значительно осложняющим деятельность правоохранительных органов по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства не только в отдельно взятом регионе, но и в целом в России.
Выбор
наиболее целесообразной и правильной
организации и тактики
1) надлежащий подбор граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для внедрения их в среду рецидивистов;
2)
надлежащее информационное
3)
качественное обеспечение
Важное
место в системе
- "устанавливаются правовые основания для применения необходимых мер воздействия на поднадзорного;
- создаются организационные условия проведения профилактической работы, а также оперативно-розыскных мероприятий;
- определяется правовой статус поднадзорного;
-
регламентируются права и
- определяются средства и методы, используемые для предупреждения и пресечения преступлений;
-
устанавливается
Сотрудникам правоохранительных органов, особенно из числа уголовного розыска, важно помнить, что административный надзор является в первую очередь мерой превентивной и его цель достигается при условии правильного использования следующих тактических приемов:
-
проведение индивидуально-
-
изменение в этих целях объема
и характера установленных
-
усиление гласного и
-
проведение целенаправленных
При проведении с поднадзорными индивидуальной оперативно-профилактической работы необходимо учитывать:
-
информацию о личности
-
возможность использования
-
степень осведомленности
В качестве конечных результатов такой работы можно выделить в числе базовых следующие показатели:
- число лиц, ранее совершавших преступления, снятых с учета в связи с исправлением (в том числе досрочно);
-
число лиц, снятых с учета
вследствие изменения
-
число лиц, вновь совершивших
умышленные преступления в
-
число лиц, совершивших новые
умышленные преступления в
-
число выявленных лиц,
Следует подчеркнуть, что деятельность по противодействию рецидиву преступлений является составной частью единого процесса предупреждения преступлений, осуществляемого правоохранительными органами во взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями, и является необходимой, хотя и специфичной социально полезной деятельностью оперативных подразделений органов внутренних дел.
Предпринимаемые же попытки по разработке законодательного акта по предупреждению преступности в целом до настоящего времени не увенчались успехом, подтверждая нежизнеспособность предлагаемых мер по совершенствованию ее правового регулирования и мысль о том, что функция противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, осуществляемая с использованием негласных возможностей ОРД в целом и применительно к противодействию рецидиву преступлений, должна быть урегулирована путем изменения и дополнения отдельных положений уголовного и оперативно-розыскного законодательства, ряда других правовых актов. Наличие соответствующих норм позволит издавать ведомственные нормативные акты, более четко регламентирующие организацию и тактику оперативно-профилактической функции правоохранительных органов в отношении рецидивистов.
В частности, целесообразно внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты, являющиеся правовой основой противодействия рецидиву преступлений:
I. Дополнить УК РФ ст. 321.1:
"Статья
321.1. Систематическое нарушение
Систематическое нарушение правил административного надзора лицами, в отношении которых установлен надзор, -
наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет".
II.
Внести добавления и
Дополнить ст. 7 (Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий) частью третьей в следующей редакции:
"Органы,
осуществляющие оперативно-
В ст. 18 УК РФ введено новое понятие реального лишения свободы. Казалось бы, пустяк, и всем ясно о чем идет речь. Однако при этом возникает ряд вопросов. Во-первых, должны ли суды теперь в приговорах указывать, что лицу назначено реальное лишение свободы? Если - нет, как это понятие будет учитываться при определении рецидива? Если - да, то на основании чего? Ведь суд может назначить только тот вид наказания, который включен в ст. 44 УК РФ, а наказание в виде реального лишения свободы указанная норма не содержит25.
Вторая проблема связана с тем, что согласно буквальному толкованию п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим наказание обстоятельством может быть признан рецидив преступлений, а не конкретный вид рецидива. В связи с этим не совсем ясна идея законодателя оставить подразделение рецидива на виды, установив при этом единые критерии определения нижнего предела назначения наказания при любом виде рецидива преступлений - 1/3 максимального срока наиболее строгого вида наказания. Выделение простого, опасного либо особо опасного рецидива имеет по новым правилам практическое значение лишь при назначении режима исправительной колонии и тюрьмы.
Новая
редакция ст. 68 УК вызвала диаметрально
противоположные отклики у
«В
законе расширяется судейское
«Государственная дума в
Представляется,
что установленное в
Остались нерешенными некоторые вопросы признания рецидива преступлений. Так, например, неясно, к какому виду рецидива следует отнести ситуацию, когда лицо совершает особо тяжкое преступление, а ранее оно осуждалось за совершение тяжкого преступления. Опасный рецидив исключается, поскольку связан с обязательным наличием такого обстоятельства как совершение лицом тяжкого преступления. Особо опасным рецидивом эта ситуация также не может быть признана, так как по закону необходимо сочетание совершения особо тяжкого преступления и наличия двух (в рассматриваемой ситуации только одна) судимостей за тяжкие преступления. Остается признать, что совершение особо тяжкого преступления, если ранее лицо осуждалось за одно тяжкое преступление, является просто рецидивом преступлений, хотя сочетание совершения тяжкого, а не особо тяжкого преступления, при наличии факта осуждения к реальному лишению свободы за тяжкое преступление образует уже опасный рецидив29.
Следующая проблема состоит в том, что определенная часть повторных умышленных преступлений совершается в период условно-досрочного освобождения. Анализ статистических данных об увеличении числа преступлений, совершаемых в период после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания диктует необходимость корректировки ст. 79 УК РФ, так как действующая ее редакция ставит под сомнение решение суда по назначению индивидуального срока наказания каждому осужденному. Уголовный закон практически обязывает судью удовлетворить ходатайство об условно-досрочном освобождении при выполнении требования об отбытии определенной части наказания, а буквальное толкование приводит к мысли, что условно-досрочно может быть освобожден осужденный, не исправившийся или процесс исправления которого не завершен. Ставится под сомнение само применение наказания.