Рецидив преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы - исследовать рецидив как форму множественности преступлений.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть понятие и признаки рецидива преступлений;

-рассмотреть виды рецидива преступлений;

-обозначить особенности назначения наказания при рецидиве преступлений;

-исследовать проблематику, связанную с данным правовым институтом;

-сделать соответствующие выводы по проделанной работе, выработать конкретные предложения для решения возникших проблем в сфере регулирования уголовных правоотношений.

Содержание

Глава 1. Рецидив как форма множественности преступлений

1.1. Понятие и признаки рецидива преступлений

1.2. Виды рецидива преступлений

Глава 2. Некоторые аспекты применения уголовно-правового института рецидива преступлений

2.1. Назначение наказания при рецидиве преступлений

2.2. Проблемы современного уголовно-правового института рецидива преступлений

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УГОЛОВНОМУ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

    - включение в круг преступной деятельности значительного количества лиц (так называемое криминальное предполье);

    - высокая организованность и особо  квалифицированная подготовка совершаемых  преступлений;

    - психологическая готовность и  нацеленность, как правило, на  многократное совершение тяжких преступлений.

    Наличие рецидива преступлений является серьезным  криминогенным фактором, значительно  осложняющим деятельность правоохранительных органов по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции  государства не только в отдельно взятом регионе, но и в целом в России.

    Выбор наиболее целесообразной и правильной организации и тактики противодействия  рецидиву преступлений предполагает соблюдение ряда условий. К основным из них, на наш взгляд, следует отнести:

    1) надлежащий подбор граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для внедрения их в среду рецидивистов;

    2) надлежащее информационное обеспечение  деятельности по противодействию  рецидиву преступлений и оперативно-профилактическому  воздействию на рецидивистов;

    3) качественное обеспечение документирования  оперативно-розыскной деятельности  по противодействию рецидиву  преступлений и противоправной  и антиобщественной деятельности  рецидивистов.

    Важное  место в системе противодействия  рецидиву преступлений принадлежит административному надзору. Его применение позволяет держать в сфере предупредительного воздействия значительное число лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осуществлять контроль, в том числе оперативно-профилактический, за поведением тех, кто не оставил намерений возобновить свою преступную деятельность. В ходе осуществления административного надзора:

        - "устанавливаются правовые основания для применения необходимых мер воздействия на поднадзорного;

    - создаются организационные условия проведения профилактической работы, а также оперативно-розыскных мероприятий;

    - определяется правовой статус  поднадзорного;

    - регламентируются права и обязанности  должностных лиц, ведущих надзорно-профилактическую  работу;

    - определяются средства и методы, используемые для предупреждения и пресечения преступлений;

    - устанавливается ответственность  за ненадлежащее поведение поднадзорного".

    Сотрудникам правоохранительных органов, особенно из числа уголовного розыска, важно  помнить, что административный надзор является в первую очередь мерой превентивной и его цель достигается при условии правильного использования следующих тактических приемов:

    - проведение индивидуально-профилактических  мер воздействия на поднадзорных  с целью побудить их к отказу от осуществления противоправных действий (включая негласные возможности);

    - изменение в этих целях объема  и характера установленных ограничений;

    - усиление гласного и негласного  контроля за поведением поднадзорных  и соблюдением установленных  ограничений;

    - проведение целенаправленных оперативно-розыскных  мероприятий для разобщения сформировавшихся  криминально активных групп.

    При проведении с поднадзорными индивидуальной оперативно-профилактической работы необходимо учитывать:

    - информацию о личности поднадзорного, которая накапливается в делах оперативного учета;

    - возможность использования установленных  ограничений для проведения отдельных  оперативно-профилактических мероприятий;

    - степень осведомленности поднадзорных  о формах и методах ОРД ОВД.

    В качестве конечных результатов такой работы можно выделить в числе базовых следующие показатели:

    - число лиц, ранее совершавших  преступления, снятых с учета  в связи с исправлением (в том  числе досрочно);

    - число лиц, снятых с учета  вследствие изменения обстановки, исключающей возможность совершения ими новых преступлений;

    - число лиц, вновь совершивших  умышленные преступления в период, когда они находились на учете  (в целом и раздельно по видам  учета);

    - число лиц, совершивших новые  умышленные преступления в течение года после снятия с учета досрочно или в связи с исправлением;

    - число выявленных лиц, замышлявших  или подготавливавших новые преступления, и лиц, отказавшихся в результате  принятых к ним мер от своих  преступных намерений и действий.

    Следует подчеркнуть, что деятельность по противодействию рецидиву преступлений является составной частью единого процесса предупреждения преступлений, осуществляемого правоохранительными органами во взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями, и является необходимой, хотя и специфичной социально полезной деятельностью оперативных подразделений органов внутренних дел.

    Предпринимаемые же попытки по разработке законодательного акта по предупреждению преступности в целом до настоящего времени  не увенчались успехом, подтверждая нежизнеспособность предлагаемых мер по совершенствованию ее правового регулирования и мысль о том, что функция противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, осуществляемая с использованием негласных возможностей ОРД в целом и применительно к противодействию рецидиву преступлений, должна быть урегулирована путем изменения и дополнения отдельных положений уголовного и оперативно-розыскного законодательства, ряда других правовых актов. Наличие соответствующих норм позволит издавать ведомственные нормативные акты, более четко регламентирующие организацию и тактику оперативно-профилактической функции правоохранительных органов в отношении рецидивистов.

    В частности, целесообразно внести изменения  и дополнения в следующие законодательные акты, являющиеся правовой основой противодействия рецидиву преступлений:

    I. Дополнить УК РФ ст. 321.1:

    "Статья 321.1. Систематическое нарушение правил  административного надзора.

    Систематическое нарушение правил административного надзора лицами, в отношении которых установлен надзор, -

    наказывается  лишением свободы на срок от одного года до пяти лет".

    II. Внести добавления и редакционные  уточнения в Федеральный закон  "Об ОРД" следующего содержания:

    Дополнить ст. 7 (Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий) частью третьей в следующей редакции:

    "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, в пределах своих  полномочий вправе также осуществлять  контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор, установленных для них в соответствии с законом иных ограничений".

    В ст. 18 УК РФ введено новое понятие  реального лишения свободы. Казалось бы, пустяк, и всем ясно о чем идет речь. Однако при этом возникает ряд вопросов. Во-первых, должны ли суды теперь в приговорах указывать, что лицу назначено реальное лишение свободы? Если - нет, как это понятие будет учитываться при определении рецидива? Если - да, то на основании чего? Ведь суд может назначить только тот вид наказания, который включен в ст. 44 УК РФ, а наказание в виде реального лишения свободы указанная норма не содержит25.

    Вторая  проблема связана с тем, что согласно буквальному толкованию п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим наказание обстоятельством может быть признан рецидив преступлений, а не конкретный вид рецидива. В связи с этим не совсем ясна идея законодателя оставить подразделение рецидива на виды, установив при этом единые критерии определения нижнего предела назначения наказания при любом виде рецидива преступлений - 1/3 максимального срока наиболее строгого вида наказания. Выделение простого, опасного либо особо опасного рецидива имеет по новым правилам практическое значение лишь при назначении режима исправительной колонии и тюрьмы.

    Новая редакция ст. 68 УК вызвала диаметрально противоположные отклики у практических работников и правоведов. Захцер Е.М. считает, что «дав новую редакцию ст. 18 УК РФ, установив новые правила  назначения наказания при рецидиве (ст. 68 УК), законодатель предоставил судам возможность определять виновным более справедливое наказание в соответствии с тяжестью совершенных преступлений и причиненного ими реального вреда. Дело в том, что прежние нормы обязывали суды в ряде случаев по формальным основаниям назначать достаточно большие сроки лишения свободы при незначительных последствиях, полностью возмещенном ущербе, что противоречило базовым принципам и целям уголовного наказания»26.

    «В  законе расширяется судейское усмотрение при назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 68 УК РФ. Представляется, что прежняя редакция ст. 68 была более удачной, поскольку в ней отражался дифференцированный подход к установлению минимальных сроков наказания в зависимости от вида рецидива, что более соответствовало принципам справедливости (ст. 6 УК РФ), дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания27».

      «Государственная дума в противовес  генеральным направлениям уголовной  политики гуманизировала наказуемость  профессиональной преступности  и криминального рецидива. Профессиональный вор может радоваться. Ему позволяют назначить наказание ниже низшего предела санкции соответствующей статьи»28.

    Представляется, что установленное в действующем  уголовном законе правило назначения наказания при рецидиве, опасном рецидиве и особо опасном рецидиве преступлений не соответствует общим началам назначения наказания, принципу справедливости. Эффективность применения специальных правил, установленных в ч. 2 ст. 68 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ), изначально невелика, особенно в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Действующее специальное правило назначения наказания при рецидиве преступлений в большинстве случаев обязывает назначить наиболее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией, а вопрос о сроке наказания передает на усмотрение судьи.

    Остались  нерешенными некоторые вопросы  признания рецидива преступлений. Так, например, неясно, к какому виду рецидива следует отнести ситуацию, когда лицо совершает особо тяжкое преступление, а ранее оно осуждалось за совершение тяжкого преступления. Опасный рецидив исключается, поскольку связан с обязательным наличием такого обстоятельства как совершение лицом тяжкого преступления. Особо опасным рецидивом эта ситуация также не может быть признана, так как по закону необходимо сочетание совершения особо тяжкого преступления и наличия двух (в рассматриваемой ситуации только одна) судимостей за тяжкие преступления. Остается признать, что совершение особо тяжкого преступления, если ранее лицо осуждалось за одно тяжкое преступление, является просто рецидивом преступлений, хотя сочетание совершения тяжкого, а не особо тяжкого преступления, при наличии факта осуждения к реальному лишению свободы за тяжкое преступление образует уже опасный рецидив29.

    Следующая проблема состоит в том, что определенная часть повторных умышленных преступлений совершается в период условно-досрочного освобождения. Анализ статистических данных об увеличении числа преступлений, совершаемых в период после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания диктует необходимость корректировки ст. 79 УК РФ, так как действующая ее редакция ставит под сомнение решение суда по назначению индивидуального срока наказания каждому осужденному. Уголовный закон практически обязывает судью удовлетворить ходатайство об условно-досрочном освобождении при выполнении требования об отбытии определенной части наказания, а буквальное толкование приводит к мысли, что условно-досрочно может быть освобожден осужденный, не исправившийся или процесс исправления которого не завершен. Ставится под сомнение само применение наказания.

Информация о работе Рецидив преступлений