Развитие Уголовного права в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Уголовное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Содержание

Содержание.

Введение…………………………………………………3

Теоретическая часть........................................................5

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Ко времени вступления на престол Петра Великого Уложение 1649 года устарело. Еще в 1695 году приказами было поручено составить проект дополнительных статей к Уложению и указанным статьям, а в 1700 году была образована «Палата об Уложении», которая через два года составила проект «Новоуложенной книги», не получивший, однако, утверждения. В 1714 году с той же целью была учреждена комиссия при Сенате. Работы ее продолжали канцелярии земских дел и поместный приказ. К 1718 году было составлено 10 глав Сводного уложения, но окончено оно не было, так как коллегиям было поручено «учинить свод российских законов со шведскими законами». А в 1720 году для этого была учреждена новая комиссия, работавшая до самой смерти Петра Великого. 30 марта 1716 года был издан для сухопутной армии Воинский устав, в составе которого к уголовным законам относились патент о поединках, Артикул воинский и краткое изображение процессов или судебных тяжб. В основу Воинского артикула был положен шведский артикул Густава Адольфа, в позднейшей его обработке при Карле XI, с многочисленными изменениями и дополнениями по лучшим европейским военным законодательствам того времени. В 1720 году для флота был издан Морской устав, постановления которого, относившиеся к уголовному законодательству, в существенных чертах были аналогичны с постановлением Воинского артикула. Так как Воинский артикул был полнее и современнее Уложения 1649 года, то указом 10 апреля 1716 года было повелено применять его не только военным, но и общим судам, причем Воинский артикул не отменял собой Уложения 1649 года, а должен был служить дополнением к нему. При преемниках Петра Великого продолжались попытки кодификации и пересмотра уголовных законов, составление нового Уложения. При императрице Елизавете в 1741 году из нескольких сенаторов была составлена комиссия для пересмотра указов и составления реестра тем из них, которые должны быть отменены как «с состоянием настоящего времени несходные и пользе государственной противные». Работы этой комиссии не привели ни к каким результатам. В 1754 году при Сенате была учреждена новая комиссия, с участием депутатов от городов и провинций; она составила план нового Уложения, утвержденный Сенатом, а затем и проект первых двух частей Уложения – судной и криминальной. Он не был утвержден императрицей, по-видимому, потому, что составители проекта не только не смягчили суровость карательной системы, но даже усилили применение смертной казни. Манифестом 14 декабря 1766 императрица Екатерина II призвала все сословия Империи, кроме духовенства, к составлению нового Уложения по всем частям законодательства, причем в руководство комиссии был дан написанный императрицей «Наказ», проникнутый гуманными воззрениями на уголовное право. Хотя комиссия депутатов не выполнила возложенного на нее дела, но идеи «Наказа» отразились отчасти на позднейших мероприятиях.

Реформы Петра I превратили Россию в великую державу. При Екатерине II эти преобразования были завершены. На протяжении XVIII века к России были присоединены Прибалтика (построена новая столица – Петербург), Правобережная Украина, Белоруссия, завоеван Крым. Россия утвердилась на берегах Черного моря. Построен был черноморский флот и торговые порты. Возросла и численность населения с 13 миллионов в XVII веке до 36 миллионов человек к концу XVIII века. Всё это было достигнуто ценой напряжения всех сил страны. Но петровские реформы стоили России 20% населения страны. И действительно, и Петербург, и Ладожский канал, и крепость Кронштадт, и уральская промышленность и другие объекты строились на костях десятков тысяч крестьян. К середине XVIII века создалась возможность ослабления усилий. Но эта возможность была использована для расширения льгот и привилегий дворянства: Манифест о вольностях дворянских Петра III (1762 год), Жалованная грамота дворянству Екатерины II (1785 год). Облегчения жизни господствующего класса достигались за счет дальнейшего увеличения повинностей и налогов для податных сословий. Решив стоявшие перед страной неотложные проблемы, абсолютизм становится диктатурой дворян – крепостников, призванной охранять их власть. По мере складывания буржуазных отношений абсолютизм становится тормозом на пути развития страны.

В России главой государства был монарх. В 1721 голу Петру I Сенат преподнес титул «императора». Это имело международное значение, так как означало признание России европейской державой. Император обладал законодательной, исполнительной, военной, судебной властью. После 1700 года, когда умер патриарх Адриан, император возглавил Русскую православную церковь. Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат, который стал высшим судебным органом и «хранилищем законов». Дело в том, что исходя из принципа неограниченности власти царя, каждое его слово являлось распоряжением. И чтобы отделить законы от управленческих распоряжений, установился порядок, что законом являются лишь нормативные акты, утвержденные царем и зарегистрированные в Сенате. В Сенат вошли 9 ближайших Петру сановников. Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал сам Петр I. Вместо многочисленных приказов в 1719 году были утверждены 12 коллегий, в качестве органов отраслевого управления. В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем многочисленнее был этот аппарат, тем больше он был подвержен коррупции. Поэтому в 1711 году учреждается должность фискалов (от латинского fiscus государственная козна). Фискалы призваны были оберегать козну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников. В 1722 году Петр I издал указ об учреждении должности генерал – прокурора («ока государева»). Генерал – прокурору были подчинены обер – прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и губерниях. Они должны были осуществлять надзор за законностью и исполнением указов императора и Сената. Так как генерал – прокурору был подчинен и институт фискалов, то прокуратура руководила негласным агентурным надзором. Но, тем не менее, взяточничество и казнокрадство процветало. Так, например, был казнен сибирский губернатор князь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для жены Петра I. А на царского фаворита князя Меньшикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере годового бюджета Российской империи.

Начало созданию полиции положил Петр I, издав указ в 1718 году об учреждении в новой столице – Петербурге должности генерал – полицмейстера. Ранее полицейские функции осуществлялись приказами, старостами, воеводами. Главными задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной, пожарной безопасности и т.д. В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией, пьянством, азартными играми, контроль над соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспаспортных. Однако и этим роль полиции не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов в организации новой жизни. Недаром полиция была создана в Петербурге. Новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Полиция стала инструментом в руках государства для установления абсолютистского тоталитарного контроля над жизнью подданных. Отсюда широкий круг её задач. Полиция даже должна была контролировать домашние расходы и воспитание детей. Задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистру 1721 года. Характерной чертой русской полиции являлся её военизированный характер. На службу в полицию переводились армейские офицеры. В помощь полиции направлялись воинские команды.

С 1719 года Петр I начал проводить судебную реформу, когда были учреждены Юстиц-коллегия, суды в губерниях и суды в провинциях. Смысл реформы отделить суд от администрации. Но в XVIII веке Россия была не готова к разделению властей. На местах губернаторы вмешивались в судебные дела. Поэтому с 1722 года губернские и провинциальные суды были упразднены. Судебные функции были переданы губернаторам (воеводам). Дела по политическим обвинениям решались Тайной канцелярией и в Сенате.

За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II трон занимали шесть монархов, получавших престол в результате сложных дворцовых интриг. Этот период истории получил название по образному выражению В.О. Ключевского, «эпохи дворцовых переворотов». Наиболее правильно оценивать это время как развитие дворянской империи в период от петровских преобразований до новой модернизации страны при Екатерине II. В этот период не было крупных преобразований – расширение прав и привилегий дворянства, дальнейшее закрепощение крестьян и попытка власти приспособить чиновничье – бюрократический аппарат к условиям жизни.

После смерти Петра I при его приемниках политические дела расследовал и решал Верховный Тайный совет. Императрица Анна Ивановна учредила для расследования политических дел особую Канцелярию тайных розыскных дел. Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления народных масс и как орудие борьбы за власть. Петр III в манифесте 21 февраля 1762 года упразднил Канцелярию тайных розыскных дел. Но в действительности этот орган не был ликвидирован. Просто вместо Канцелярии была учреждена при сенате Тайная экспедиция. Екатерина II при своем воцарении подчинила Тайную экспедицию генерал – прокурору. Эти меры обеспечили централизацию и полную секретность политического сыска, его независимость от иных учреждений и непосредственный контроль со стороны императрицы. Процветали доносы, широко применялась пытка.

Екатерина II Великая (1762–1796) вступила на русский престол в 33 года и правила практически всю вторую половину XVIII века. Н.И. Панин, А.А. Безбородко, Г.А. Потёмкин, А.А. Вяземский, Я.Е. Сиверс, Г.Р. Державин, И.И. Шувалов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков – вот далеко не полный перечень екатерининских «орлов», вошедших в историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Фавориты Екатерины Великой обладали умом, талантом, участвовали в управлении страной. Других, лишенных таких дарований, она держала на своей половине вместе с комнатными собачками.

При императрице образуется императорский совет из числа доверенных лиц. Совет при высочайшем дворе заседал под председательством самой Екатерины. С 1769 года Совет стал постоянно действующим органом. Екатерина II стремилась заменить коллегиальные органы управления. Отсюда значительно усилилась роль генерал – прокурора. Князь А.А. Вяземский, занимавший эту должность, ведал Юстицией, Тайной экспедицией, финансами, почтовым ведомством. Генерал – прокурор был основным докладчиком на заседаниях императорского совета.

При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба. Указ 1765 года разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Крестьяне по указу 1763 года должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 году был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.

Екатерина II придавала огромное значение законодательству. По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.

Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов. Что улучшило управление страной, но Сенат лишился законодательной функции, которая переходила к императрице. С 1764 года было отменено гетманство на Украине. Екатерина считала, что вся страна должна управляться по единым принципам. В 1773 году был введен принцип веротерпимости. С 1765 года в стране приступили к межеванию земель. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Преследуя цель укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 году в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 года. В работе Комиссии участвовали 572 депутата от дворянства, крестьян и казачества. Крепостные крестьяне в работе комиссии не участвовали. Депутаты представили в комиссию примерно 1600 наказов. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица подготовила «Наказ» – теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. «Наказ» был разбит на 655 статей, его текст составляли цитаты из сочинений просветителей. «Наказ» представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Целью самодержавия Екатерина II объявляла благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Равенство людей понималось, как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крестьян – свои. В «Наказе» утверждалось, что только суд может признать человека виновным. Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

В центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты выступили с критикой отдельных сторон крепостничества. Работа Комиссии продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией она была распущена в 1768 году, так и не составив нового уложения. Из выступлений депутатов Екатерина II смогла составить представление о позициях различных групп населения. Материалы Уложенной комиссии предопределили законодательную практику императрицы. Таким образом, созывом Уложенной комиссии Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии.

Ещё одним крупным мероприятием Екатерины II в преобразовании управления страной стало принятие 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний». Впервые в российском законодательстве появился документ, определявший деятельность местных органов государственного управления и суда. Такая система местных органов просуществовала до реформ 60-х годов XIX века. А введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 года. По данному Учреждению страна делилась на губернии, во главе каждой губернии стоял генерал – губернатор. При губернаторе создавалось правление, ему подчинялся губернский прокурор.

Екатерина II отделила судебные органы от исполнительских. Каждое сословие получало свой суд. Суды были выборными, исключая суды нижней расправы (в уездах), которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России стал Совестный суд, призванный мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда. Сложившаяся система укрепления страной решала задачу укрепления власти дворянства, предотвращения крестьянских выступлений.

Преобразования и войны начала XVIII века требовали мобилизации человеческих ресурсов страны. Это неизбежно вело к восстаниям и волнениям. Царизм ужесточил карательную политику, ужесточая уголовно – правовое законодательство. Например, по Артикулу воинскому смертная казнь полагалась в 122 случаях. Наказание преследовало цель предупреждения преступлений путем запугивания. Казни совершались публично. Широко распространены были членовредительские наказания в форме отрубания руки, пальцев, отрезания языка, обрезания ушей и носа. При отсутствии регистрации преступников, обрезание ушей, носа, языка, отрубание пальцев, выжигание раскаленным железом знаков на лбу или плече служило для опознания уже однажды осужденных.

Информация о работе Развитие Уголовного права в XVIII веке