Процесс действия юридического закона в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2
Глава 1. Принципы действия уголовного закона в
пространстве……...................................................................................4
1.1 Территориальный принцип …………………………………………….4
1.2 Персональный принцип ………………………………………………10
1.3 Универсальный принцип ……………………………………………...10
1.4 Реальный принцип ……………………………………………………..11
Глава 2. Теоретические проблемы и пути совершенствования
реализации уголовно- правовых норм в пространстве……...11
Заключение ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы ……………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Второе  направление реализации универсального принципа действия уголовного закона в пространстве состоит, прежде всего, в совершенствовании международно-правового  регулирования сотрудничества государств в борьбе с транснациональной преступностью. В этом направлении, например, при ООН был создан специальный отдел по предупреждению преступлений и уголовному правосудию при Секретариате. Кроме того, в 1991 г. была принята программа деятельности ООН в этом направлении. Генеральная Ассамблея, а также Экономический и Социальный советы регулярно рассматривают вопросы, относящиеся к борьбе с преступностью и принимают соответствующие резолюции. В них, в частности, подчеркивается, что растущая опасность организованной преступности с ее мощным дестабилизирующим и коррупционным влиянием на основные социальные, экономические и политические учреждения является вызовом, требующим углубленного и более эффективного международного сотрудничества.  

     Исходя  из этого уголовные законодательства большинства стран признают универсальный принцип именно в пределах заключенных международных конвенций и договоров, в том числе в области борьбы с отдельными видами преступлений, затрагивающих общие интересы всех государств.  

     В настоящее время представители  международного сообщества отмечают рост отдельных видов преступлений, посягающих на универсальный правопорядок всего  мира. Так, в одном из документов, подготовленных для девятого Конгресса  ООН по предупреждению преступности (A/ CONF, 169/ РМ. 1. и CORR. 1., пункт 39), отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной, международной безопасности и государственной стабильности. Она проводит фронтальное наступление на политическую и законодательную власть, угрожая существованию самой государственности". Особо выделяются сферы жизни, в которых проявляется угроза суверенитету, общественным устоям, правам человека, национальной стабильности, демократии и общественным институтам, национальной экономике, финансовой системе и т. д.  

     Следовательно, чем теснее становится сотрудничество между государствами, чем сильнее  их интеграционные связи, тем отчетливее проявляются тенденции общеуголовной  преступности со стандартизацией криминальной технологии. Это приводит к необходимости не только координации работы национальной юрисдикции, но и определенной унификации предписаний национальных уголовных законов, которые должны содержать некоторые общие и согласованные положения относительно вопросов, затрагивающих интересы большинства стран мира. В этом случае имеется в виду защита объединяющих страны общечеловеческих ценностей от деяний, международный характер которых представляет угрозу для интересов не одной, а нескольких, многих или даже всех стран мирового сообщества.  

     Одним из видов сотрудничества государств в борьбе с преступностью является договорно-правовой или конвенционный  механизм. В настоящее время обязательным становится заключение многосторонних универсальных конвенций, которые  посвящаются отдельному или группе родственных преступлений и закрепляют обязательства стран по их предотвращению и наказанию. В процессе такого сотрудничества государства согласовывают теоретические и практические вопросы квалификации международных правонарушений, координируют меры по их предотвращению и пресечению, оказывают правовую помощь в гражданских и уголовных делах и решают другие общие задачи борьбы с преступностью. Для выполнения международных обязательств, указанных в договорах, заключившие их государства принимают свои меры, определяемые национальными особенностями системы права. С этой целью создается внутренняя норма, предусматривающая меры ответственности за такого рода общественно опасные деяния (национально правовая имплементация), либо государство санкционирует применение положений договора для регулирования соответствующих отношений. Для реализации международного договора в национальном праве применяются отсылочные нормы, санкционирующие применение международного договора.  

     Согласованное регулирование, предотвращение и наказание подобных преступлений достигается на основе сочетания общих решений, принятых в рамках международного права и обеспечивающихся за счет национально-правовых средств. Благодаря этому происходит включение граждан одного государства в правовую систему другого и приобретение в ней статуса правосубъектности, необходимого для применения универсальной юрисдикции.  

     Таким образом, очевидно, что универсальный  принцип действия уголовного закона в пространстве представляет многоаспектную проблему, разрешаемую на стыке международного и уголовного права. При реализации указанного принципа требуется глубокое и многостороннее знание ряда теоретических и практических вопросов международного права. Например, многие положения Общей и Особенной частей УК РФ основаны на различных международных соглашениях и содержат, в частности, около 50 конвенционных составов преступлений.  

     Однако  четкая регламентация указанных  вопросов в действующем Уголовном  кодексе отсутствует. Более того, универсальный принцип действия российского уголовного законодательства в Уголовном кодексе четко не выражен, а упоминается совместно с реальным принципом. Для детального решения вопросов универсальной юрисдикции Российской Федерации необходимо воспользоваться опытом зарубежных стран. Например, уголовное законодательство Германии при определении сферы реализации универсального принципа действия закона выделяет отдельную статью, где четко перечислены все преступления, в отношении которых уголовный закон ФРГ действует независимо от закона места совершения такого деяния (§ 6 УК ФРГ).  

     Подобная  регламентация указанных вопросов позволила бы сочетать концептуальный и перечневый подходы определения  универсальной юрисдикции Российской Федерации, что дает возможность  совместить принцип "нет преступления без указания на то в законе" с обоснованием причин отнесения того или иного деяния к преступлению. Перечневый подход отвечает при этом на вопрос, какие деяния являются преступлениями, а концептуальный - почему они являются таковыми. Это позволило бы снять многие спорные теоретические и практические вопросы в области действия уголовного закона в пространстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

     Проблема  правильного определения действия уголовного закона в пространстве очень актуальна в свете нового уголовного законодательства,т.к. от этого зависит правильная квалификация преступных деяний.

     Граждане  Российской Федерации и постоянно  проживающие в Российской Федерации  лица без гражданства, совершившие  преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершенно, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренного законом иностранного государства, на территории которого преступление было совершенно.

     Действие  уголовного закона в пространстве представляет собой проблему определения пространственных пределов реализации уголовно-правовых предписаний того или иного государства.  

     Исходя  из соотношения понятий юрисдикции государства и правового пространства общества, в соответствии с действующим УК РФ, а также с учетом мирового опыта проблему сферы действия уголовного права России в пространстве следует решать на следующих началах:

- общий принцип  территориального действия уголовного  закона, являющийся основанием реализации  как территориальной, так и  экстерриториальной юрисдикции  России;

- персональный  принцип, служащий основанием экстерриториальной юрисдикции России в отношении российских граждан и апатридов, постоянно проживающих на ее территории;

- реальный принцип  (защиты), являющийся основанием  реализации экстерриториальной  юрисдикции России в отношении  не ее граждан, совершивших преступления против ее интересов или интересов ее граждан;

- универсальный  принцип, служащий основанием  экстерриториальной юрисдикции  России в отношении неграждан  России, совершивших преступления, посягающие на общий правопорядок, складывающийся на международно-договорной основе взаимодействия различных государств.

  

       В тех случаях, когда мы говорим  о территориальном принципе реализации  уголовного закона в пространстве, то, прежде всего, подразумеваем  определенную юрисдикционную деятельность государства в этом направлении. Поэтому название ст. 11 УК РФ лучше было бы определить как "Действие уголовного закона в отношении общественно опасных деяний, совершенных или считающихся совершенными на территории Российской Федерации", а ст. 12 - "Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших

преступление  вне пределов территориальной юрисдикции Российской Федерации".  

       При одновременной реализации  территориального и персонального  принципов действия закона в  пространстве избежать двойной ответственности позволяет ограничение персональной юрисдикции за счет приоритета территориальной на базе общих принципов международного права, включая правила non bis in idem (не дважды за одно и то же) и aut dedere, aut pimire (или выдай, или накажи).  
 

       В связи с тем, что персональному  принципу действия уголовного  закона в пространстве в настоящее  время придается субсидиарное  значение общего характера, представляется  необходимым действующую редакцию  ч. 1 ст. 12 УК России дополнить положением  следующего содержания: "Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов территориальной юрисдикции Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации".  

       Часть 3 ст. 12 УК РФ содержит  в себе сразу два различных  принципа экстерриториального действия  уголовного закона в пространстве. В частности, вопросы защиты  интересов России от внешних посягательств реализуются через реальный принцип. А функционирование ее юрисдикции в отношении посягательств на общий правопорядок - через универсальный. Таким образом, указанные принципы состоят в экстерриториальном действии российского уголовного закона в целях защиты интересов государства и его граждан от преступлений, совершаемых негражданами данного государства, или обеспечения и поддержания универсального правопорядка, который складывается на договорной основе взаимодействия различных государств.  

       Все принципы действия уголовного  закона в пространстве представляют  собой различные элементы единой  системы реализации уголовно-правовых  предписаний в правовом пространстве  общества, которое de jure ограничивается  юрисдикцией государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы. 

 1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года. -М.: Юристъ, 1999. - 192с. 

2. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации /Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. - Изд. 3-е, изм. и доп. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. - 896 с. 

3. Действие уголовного закона в пространстве.Мельников, М.Г. 2007.с 43 

4. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 560 с. 

5 .Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования. Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.  

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954, "Российской газете" от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.  

 7. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации". Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2955, "Российской газете" от 18 июня 1996 г.  

8. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ // собрание законодательства РФ. 1995. №49. Ст. 4694. 

9. Закон РФ «О государственной границе» от 1.04.93г. №4730-I (с изм. И доп., внесенными Федеральными законами от 10.08.94 №23-ФЗ; от 29.11.96 № 148-ФЗ; от 31.07.98 №153-ФЗ; от 31.05.99 №105-ФЗ) // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 17. Ст.594; Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3831; 1999. № 23. Ст. 2808. 

10. Федеральный Закон «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

 

11. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996.  

Информация о работе Процесс действия юридического закона в пространстве