Процесс действия юридического закона в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2
Глава 1. Принципы действия уголовного закона в
пространстве……...................................................................................4
1.1 Территориальный принцип …………………………………………….4
1.2 Персональный принцип ………………………………………………10
1.3 Универсальный принцип ……………………………………………...10
1.4 Реальный принцип ……………………………………………………..11
Глава 2. Теоретические проблемы и пути совершенствования
реализации уголовно- правовых норм в пространстве……...11
Заключение ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы ……………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     - портов Российской Федерации,  ограниченные линией, проходящей  через наиболее удаленные в  сторону моря точки гидротехнических  и других постоянных сооружений  портов; 

     - заливов, бухт, губ и лиманов,  берега которых полностью принадлежат  Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; 

     - заливов, бухт, губ, лиманов, морей  и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям". 

     Территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от специальных исходных линий.  

     Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:  

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах; 

- прямая исходная  линия, соединяющая наиболее удаленные  в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где  береговая линия глубоко изрезана  и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; 

- прямая линия,  проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в  море, между точками на ее берегах,  максимально выступающими в море  при наибольшем отливе; 

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; 

- система прямых  исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. 

     Определение территориального моря применяется  также ко всем островам Российской Федерации за исключением искусственных. Правовой режим искусственных островов Российской Федерации определяется Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 44 "Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации". В соответствии с данным нормативным актом вокруг искусственных островов, сооружений и установок определяется зона безопасности, которая простирается не более чем на 500 м от внешнего края искусственного острова, сооружения и установки.  

     Согласно  Федеральному закону РФ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских  водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" уголовная юрисдикция Российской Федерации не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением следующих случаев, если:  

- последствия  преступления распространяются  на территорию Российской Федерации; 

- преступление  имеет такой характер, что им  нарушается спокойствие в Российской  Федерации или добрый порядок  в территориальном море; 

- капитан иностранного  судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании помощи; 

- такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. 

     Указанные положения не распространяются на права  Российской Федерации принимать  любые меры в соответствии с законами Российской Федерации для ареста или производства расследования  на борту иностранного судна, проходящего  через территориальное море после  выхода его из внутренних морских вод.  

     Уголовное законодательство действует и в  случаях совершения преступлений в  исключительной экономической зоне Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК РФ).  

     Исключительная  экономическая зона Российской Федерации  представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему. Данный район фактически не является территорией России, а лишь подпадает под ее юрисдикцию и обладает особым правовым режимом, установленным Федеральным законом РФ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. В частности, Россия в исключительной экономической зоне осуществляет юрисдикцию лишь в отношении морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.  

     Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, кроме скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.  

     Внутренней  границей исключительной экономической  зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.  

     В статье 11 УК РФ определено, что действие уголовного закона распространяется и  на континентальный шельф Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК РФ: "на преступления, совершенные на континентальном  шельфе"), В соответствии с Международной конвенцией "О континентальном шельфе" 1958 г. и Федеральным законом РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, которой является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.  

     Внутренней  границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.  

     Если  подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя  граница континентального шельфа совпадает  с внешней границей подводной  окраины материка, определяемой в  соответствии с нормами международного права.  

     Правовой  режим континентального шельфа аналогичен правовому режиму исключительной экономической  зоны.  

     Российская  Федерация на континентальном шельфе осуществляет юрисдикцию в отношении  морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, реализуя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.  

     В соответствии с территориальным  принципом действия уголовного закона все лица независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ: "Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу". Однако в ч. 4 ст. 11 УК РФ делается исключение для лиц, пользующихся иммунитетом в отношении уголовной юрисдикции России: "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".  

     Термин "иммунитет" происходит от латинского слова "immunitas" - освобождение от чего-либо (в уголовном праве имеется в виду непривлечение к уголовной ответственности). В рамках иммунитета в отношении уголовной юрисдикции традиционно выделяют иммунитет: дипломатических представительств государств; международных организаций и их персонала; специальных миссий.  

     Дипломатический иммунитет - один из основных институтов международного права. Основным международным  актом по этому вопросу является Венская конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г. (Венская конвенция), ратифицированная СССР в 1964 г. и сохраняющая силу для России в современный период.  

     В прошлом считалось, что дипломатическое  представительство является частью территории представляемого государства, на которой имел действие закон этого  государства. В настоящее время  общепринято, что территория дипломатического представительства не исключается из территории страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Имеется в виду изъятие его пространства из местной юрисдикции. В соответствии с Венской конвенцией лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не "изъяты" полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой эти лица "обязаны уважать законы и постановления государства пребывания" (ч. 1 ст. 41 Венской конвенции). Однако уголовная юрисдикция России в отношении таких лиц не действует.  

     В соответствии с Венской конвенцией к лицам, пользующимся дипломатическим  иммунитетом, относятся "члены дипломатического персонала", то есть сотрудники представительства, имеющие дипломатический ранг, именуемые "дипломатическими агентами". Иммунитет распространяется также на членов семьи агента при условии, что они проживают вместе с ним и не являются местными гражданами (ч. 1 ст. 37 Венской конвенции).  

     Дипломатический иммунитет распространяется и на административно-технический персонал представительства, под которым  понимаются сотрудники, осуществляющие его обслуживание (шифровальщики, переводчики, бухгалтеры и др.). При этом они  не должны быть гражданами государства пребывания или лицами, постоянно в нем проживающими (ч. 2 ст. 37 Венской конвенции).  

     Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, при условии, что они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно (ч. 3 ст. 37 Венской конвенции). Дипломатический курьер, сопровождающий дипломатическую почту, пользуется личной неприкосновенностью. Он не может быть арестован или задержан в какой бы то ни было форме (ч. 5 ст. 27 Венской конвенции). Пользуются неприкосновенностью официальная корреспонденция представительства и его дипломатическая почта. Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления на территорию государства пребывания независимо от оформления своего статуса. Прекращается действие иммунитета после того, как лицо оставляет страну (ст. 38 Венской конвенции).  

     Право неприкосновенности распространяется и на служебные помещения представительства, а также жилые помещения дипломата, средства передвижения дипломатических представителей. Должностные лица и представители власти государства пребывания не могут входить в эти помещения без согласия главы представительства. Как помещение, так и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста или исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции).  

     В случае совершения преступления лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, может быть объявлено нежелательным (persona non grata) и выслано из страны. Государство может настаивать на отказе от дипломатического иммунитета лица, совершившего преступление, либо привлечении его к уголовной ответственности страной, направившей это лицо. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции иммунитет от юрисдикции страны пребывания не освобождает лицо от юрисдикции направившего государства.  
 
 
 
 
 

1.2. Персональный принцип. 

  Персональный принцип действия уголовного закона в пространстве устанавливается в ч. 1 ст. 12 УК РФ: граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Информация о работе Процесс действия юридического закона в пространстве