Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа
В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Введение ……………………………………………………………………………2
Глава 1. Принципы действия уголовного закона в
пространстве……...................................................................................4
1.1 Территориальный принцип …………………………………………….4
1.2 Персональный принцип ………………………………………………10
1.3 Универсальный принцип ……………………………………………...10
1.4 Реальный принцип ……………………………………………………..11
Глава 2. Теоретические проблемы и пути совершенствования
реализации уголовно- правовых норм в пространстве……...11
Заключение ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы ……………………………………………….27
В
этой связи представляется необходимым
действующую редакцию ч. 1 ст. 12 УК России
дополнить положением следующего содержания:
"Граждане Российской Федерации
и постоянно проживающие в
Российской Федерации лица без гражданства,
совершившие преступление вне пределов
территориальной юрисдикции Российской
Федерации, подлежат уголовной ответственности
по настоящему Кодексу в случаях, если
преступление направлено против интересов
Российской Федерации". Подобная постановка
вопроса позволила бы снять указанные
противоречия в области правоприменительной
практики и законодательной политики
суверенитета Российской Федерации.
В
частности, в соответствии со ст. 21 Соглашения
в случае совершения преступления лицами,
входящими в состав Пограничных
войск России, или членами их семей на
территории Таджикистана применяются
законы последнего. Законы России применяются
в случае совершения указанными лицами
преступлений против России, а также против
лиц, входящих в состав Пограничных войск,
или членов, их семей. В соответствии с
законами России осуществляется уголовная
юрисдикция и в отношении преступлений,
совершенных лицами из состава Пограничных
войск при исполнении служебных обязанностей.
Часть
4 ст. 11 УК России определяет, что вопрос
об уголовной ответственности дипломатических
представителей иностранных государств
и иных граждан, которые пользуются иммунитетом,
в случае совершения этими лицами преступлений
на территории РФ разрешается в соответствии
с нормами международного права. Такое
исключение допускалось и ст. 4 Основ 1958
г., однако в несколько иной форме: "Вопрос
об уголовной ответственности дипломатических
представителей иностранных государств
и иных граждан, которые согласно действующим
законам и международным соглашениям
не подсудны по уголовным делам советским
судебным учреждениям, в случае совершения
этими лицами преступлений на территории
СССР, разрешается дипломатическим путем".
Таким
образом, изменения содержательной
части положений действующего УК
РФ переориентированы на нормы международного
права. По традиции иммунитет от территориальной
юрисдикции именуется правом экстерриториальности,
в результате которого лицо, пребывающее
в другом государстве, в случае совершения
преступления в юридическом смысле рассматривается
как продолжающее находиться на территории
своей страны и поэтому подпадающее под
действие его законов.
По традиции, как уже указывалось, иммунитет от территориальной юрисдикции именуется правом экстерриториальности. В случае совершения лицом, обладающим
иммунитетом, преступления
на территории России начинает осуществляться
экстерриториальная юрисдикция отечественного
государства (гражданином которого является
данное лицо), в рамках которой реализуется
персональный принцип действия уголовного
закона в пространстве. В подобной ситуации
освобождение человека, обладающего таким
правовым статусом, от уголовной ответственности
в России не только является с теоретической
точки зрения неверным, но и может привести
к сложно разрешимым международным коллизиям.
В частности, в ч. 1 ст. 12 УК РФ указывается,
что если гражданин Российской Федерации
совершит преступление вне пределов России,
то он подлежит уголовной ответственности
по УК РФ, если совершенное им деяние признается
преступлением в государстве, на территории
которого оно было совершено, и если это
лицо не было осуждено в иностранном государстве.
Как представляется, термин "осуждено"
используется в редакции исследуемой
статьи не совсем удачно. Это означает,
что гражданин, совершивший преступление,
должен привлекаться к уголовной ответственности,
но никак не быть осужденным в буквальном
смысле (об этом и говорится в ч. 1 ст. 12
УК РФ "подлежат уголовной ответственности").
Лицо, находящееся на территории иностранного
государства, полностью подпадает под
его территориальную юрисдикцию (за исключением
случаев иммунитета), которая, как известно,
носит не только предписательный, но и
исполнительный, то есть полный характер.
В отличие от этого персональный принцип
действия уголовного закона в пространстве,
который реализуется через экстерриториальную
юрисдикцию, носит лишь ограничительный
(предписательный) характер. Именно поэтому
после освобождения гражданина иностранного
государства от уголовной ответственности
по основаниям, указанным в законодательстве
места совершения преступления, в отечественном
государстве его вряд ли можно будет привлечь
к ответственности в связи с тем, что она
уже была реализована. Положение о том,
что освобождение от уголовной ответственности
- одна из форм ее реализации, хотя и является
дискуссионным в теории уголовного права,
однако вполне может существовать. Во-первых,
в рамках этого института реализуется
всего лишь идея компромисса между государством,
обществом и преступником, и во-вторых,
освобождение от уголовной ответственности
вовсе не означает, что лицо признается
невиновным в совершении преступления
и, следовательно, государство все же порицает
его поступок.
Уголовному
законодательству известны и другие
случаи, связанные с расширением
пределов действия закона. Определяя
параметры действия национального
закона в пространстве, отдельные авторы
и законодательства исходят не из того,
кто совершил преступление (национальный
принцип) и где оно совершено (территориальный
принцип), а из того, на чьи интересы было
направлено преступление (реальный принцип
действия уголовного закона в пространстве),
указывая на угрозу безопасности государства
или наносящие ущерб его гражданам действия,
которые реализуются вне территории этого
государства лицами, не являющимися его
гражданами.
Наиболее
широкое распространение реальный
принцип действия уголовного закона получил
в конце XIX-XX в. Его называли также принципом
защиты. В немецкой литературе этот принцип
получил название участвующего правопорядка,
или пассивного национального. В России
конца XIX в. он назывался принципом общественного
самосохранения.
Эта
теория выдвинула на передний план
значимость объекта уголовно-правовой
охраны, интересы защиты установленного
государством правопорядка от посягательств
извне. Ее защитники полагали, что
она дает возможность преодолеть
несовершенство территориального и персонального
принципов и обеспечивает, с одной стороны,
охрану интересов государства, если имело
место посягательство на них из-за границы,
а с другой - охрану интересов данного
государства вне его пределов, то есть
реальное действие уголовного закона
обеспечивает защиту объектов как находящихся
в пределах государства, так и принадлежащих
данному государству или его гражданам,
где бы эти объекты ни находились.
Таким
образом, реальный принцип (принцип
защиты) действия уголовного закона в
пространстве расширяет возможности его
экстерриториального применения в целях
защиты интересов того или иного государства
и его граждан. В соответствии с этим принципом
государство вправе привлечь к уголовной
ответственности любое лицо независимо
от места совершения преступления, но
при условии, что оно окажется в сфере
его юрисдикции. Вопросам реализации подобной
(экстерриториальной) юрисдикции в отношении
иностранцев и постоянно не проживающих
в России лиц без гражданства посвящена
ч. 3 ст. 12 УК РФ. Эти категории лиц, совершивших
"преступление вне пределов Российской
Федерации, подлежат уголовной ответственности
по настоящему Кодексу в случаях, если
преступление направлено против интересов
Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных
международным договором Российской Федерации,
если они не были осуждены в иностранном
государстве и привлекаются к уголовной
ответственности на территории Российской
Федерации".
Таким
образом, действующее уголовное
законодательство не только распространяет
свою силу исходя из того, кто совершил
Преступление и где оно было совершено,
но и учитывает значимость объекта уголовно-правовой
охраны и интересы защиты установленного
в государственно-организованном обществе
правопорядка, в том числе международного,
от посягательств извне.
Следует
иметь в виду, что ч. 3 ст. 12 УК РФ
содержит в себе сразу два различных
принципа экстерриториального действия
уголовного закона в пространстве.
В частности, вопросы защиты интересов
России от внешних посягательств
решаются через реальный принцип, а функционирования
ее юрисдикции в отношении неграждан России,
совершивших преступление, направленное
против интересов международного (общего)
правопорядка, - через универсальный. Иными
словами, указанные принципы реализуются
в экстерриториальном действии российского
уголовного закона в целях защиты интересов
государства и его граждан от преступлений,
совершаемых негражданами данного государства,
или обеспечения и поддержания универсального
правопорядка, который складывается на
договорной основе взаимодействия различных
государств.
Преступность
в настоящее время является одной
из глобальных проблем, от решения которой
зависит благополучие не только отдельных
государств, но и международного сообщества
в целом. Это требует более активного
использования уголовно-правовых методов
обеспечения правопорядка в процессе
международного общения.
Именно
поэтому во взаимодействии правовых
систем всех национальных государств
важен механизм их согласованного развития.
Без этого неизбежны "разрывы"
единых правовых нитей и возникновение
юридических коллизий. Ослабляется сотрудничество
государств - не удается глубоко понять
новые грани соотношения международного
и внутреннего права и особенно таких
их составляющих, как правовые нормы. Эту
недостающую связь международных правосистем
различных государств восполняют международные
договорные механизмы установления ответственности
за определенного рода преступления, обеспечивающие
включение индивида в правовые связи универсального
характера. Вследствие этого в конце XIX
- начале XX в., как уже указывалось, в науке
уголовного права стал обосновываться
универсальный принцип действия уголовных
законов, или принцип всемирного права,
основы которого еще были заложены в трудах
Гуго Гроция и затем поддержаны многими
учеными в различных странах.
Наиболее
четко универсальный принцип
был сформулирован в трудах А.
Бульмеринга, Р. Моля, Ф. Мартенса, Н. Никольского,
Н. Сергеевского и имел широкое распространение
в Германии, Франции, Австрии, Италии
и России. Его сущность состоит в том,
что каждое государство на основании каких-то
общих и специальных положений (как правило,
различных конвенций и иных соглашений
в области борьбы с преступностью) имеет
право наказывать любое лицо, совершившее
преступление, невзирая на место его совершения
и гражданство преступника.
Исходным
положением учения об универсальном
действии закона является признание
того, что правопорядок, рассматриваемый
как часть всего общественного
порядка, который складывается в
результате соблюдения юридических норм,
- это достояние всех государств, и поэтому
лицо, посягнувшее на права одного из государств,
в силу существующей солидарности интересов
своим деянием порождает право всех стран
на солидарную защиту общего правопорядка.
Это
имеет существенное значение в связи
с тем, что в последнее время в области
межгосударственных отношений провозглашено,
что внутренняя деятельность каждого
цивилизованного государства должна согласовываться
с общими принципами и нормами международного
права.
В
частности, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепила,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора. Таким образом, указанная статья
Конституции России определяет две категории
международно-правовых норм, входящих
в российскую правовую систему. Во-первых,
это общепризнанные принципы и нормы международного
права, установленные и признанные международным
сообществом государств и обязательные
для всех его членов, так называемые нормы
общего международного права (например,
принципы Нюрнбергского трибунала), и,
во-вторых, международные договоры Российской
Федерации.
Часть
2 ст. 1 УК РФ указывает, что Уголовный
кодекс России основывается на Конституции
РФ и общих принципах и нормах
международного права. Исходя из этого
в области борьбы с общественно
опасными деяниями, посягающими на международный
правопорядок (реализация универсального
принципа действия уголовного закона
в пространстве), принято выделять два
основных направления.
Первое
направление заключается в
Соответствующее
положение, например, включено в Конституцию
Польской республики: "Уголовной
ответственности подлежит только тот,
кто совершил деяние, запрещенное
под страхом наказания законом,
действовавшим в период его совершения.
Этот принцип не препятствует наказанию
за деяние, которое во время его совершения
являлось преступлением в соответствии
с международным правом" (ч. 1 ст. 42).
Однако
следует учитывать, что для реализации
положений международного договора
существует альтернатива: либо государство
принимает внутреннюю норму с целью реализации
международной, либо государство санкционирует
применение самих положений международного
договора. В первом случае на основе договора
издаются новые внутренние нормы, а во
втором - применяется отсылочная норма,
санкционирующая напрямую применение
международного договора.
Информация о работе Процесс действия юридического закона в пространстве