Автор: Мария Куанышева, 05 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа
Объект исследования жизнь человека.
Предметом исследования выступает практика квалификации убийства, причины, порождающие разночтения доктринального и правоприменительного толкования приложений, закрепленных в ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения достижений уголовно-правовой, криминологической, психологической науки, анализа законодательной и судебной практики применения ст. 105 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за убийство, разрешить проблемы, возникающие при квалификации действий, составляющих содержание преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ.
Указанная цель определяет постановку следующих задач:
◦исследовать особенности развития уголовного законодательства, рассмотреть связи с регулятивным законодательством, регламентирующим понятие убийства в постсоветский период времени;
◦изучить состав преступления, предусмотренный ч. 1 и 2 ст. 105 УК РФ, как юридической основы преступлений против жизни человека;
◦исследовать объект убийства с учетом различных аспектов, характеризующих понятие жизни человека;
◦разработать и обосновать предложения по совершенствованию законодательства об ответственности за убийство и правоприменительной практики с целью предупреждения и нейтрализации криминальных проявлений в данной среде.
Ведение 2
1.Уголовно-правовая характеристика убийства 5
1.Понятие и признаки убийства 5
2.Объект и субъект убийства 6
3.Объективная и субъективная сторона убийства 10
2.Проблемы квалификации назначения наказания за убийство 13
1.Квалифицированные виды убийства 13
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Убийства по найму, получившие в последнее время значительное распространение (так называемые «заказные» убийства), в основном также совершаются по корыстным мотивам. Однако не только по ним, в отдельных случаях такие убийства могут совершаться и без ориентации на получение материальной выгоды.
Если убийство совершено при разбойном нападении либо оно сопряжено с вымогательством и бандитизмом, совокупность преступлений по п. «з» ч. 2 ст. 105 и ст.ст. 162, 163, 209 отсутствует, поскольку в соответствии с ФЗ от 21.07.2004 г., внесшим изменения в ст.17 УК, совершение двух или более преступлений, предусмотренной статьями особенной части в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание, не образует совокупности.
Необходимо иметь в виду, что действия организатора, подстрекателя или пособника убийства из корыстных побуждений надлежит квалифицировать по ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ независимо от того, какую цель каждый из них лично преследовал.
Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105) – это убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым моральным нормам, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение23.
Характерными для этого вида убийства являются не личные, а хулиганские мотивы, т.е. побуждения, которые указывают на явное пренебрежение к правилам общежития и элементарным нормам морали. Хулиганские мотивы выражаются в стремлении открыто противопоставить свое поведение общественному порядку, общественным интересам, показать свое пренебрежение к окружающим, продемонстрировать цинизм, жестокость, дерзость, учинить буйство и бесчинство, отомстить кому-либо за явно незначительную обиду, справедливо сделанное замечание о недостойном поведении в общественном месте и т.п. Нередко такие убийства совершаются без повода либо из желания использовать незначительный повод как предлог для убийства. Например, хулиган убивает человека, не давшего ему прикурить, отказавшегося распивать с ним спиртные напитки и т.д.
Если виновным помимо убийства из хулиганских побуждений были совершены иные умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, совершенные с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, то содеянное им надлежит квалифицировать по п. «и» ч. 2 ст. 105 ст. 213 УК РФ.
Умышленное убийство, совершенное виновным из ревности, мести и других побуждений, возникших на почве личных отношений, независимо от места его совершения не должно квалифицироваться по п. «и» УК РФ.
Особую сложность на практике представляет отграничение убийства из хулиганских побуждений от убийства в драке и ссоре, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Правильное решение этого вопроса зависит от внимательного изучения всех обстоятельств дела, и в особенности от тщательного анализа субъективной стороны преступления.
Для правильного отграничения убийства из хулиганских побуждений от убийства в ссоре либо драке следует выяснять, кто явился их инициатором и не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. Так, если зачинщиком и активной стороной в ссоре или драке являлся потерпевший, спровоцировавший столкновение, если поводом к конфликту послужили его неправомерные или аморальные действия, виновный в убийстве такого потерпевшего не может отвечать за убийство из хулиганских побуждений.
Практика
показывает, что в тех случаях,
когда убийства в ссоре или
драке совершаются при
Убийство
с целью скрыть другое преступление
или облегчить его совершение,
а равно сопряженное с
Убийство с целью скрыть другое преступление характеризуется тем, что виновный, лишая потерпевшего жизни, преследует цель скрыть как ранее совершенное преступление, так и другое преступление, которое предполагается совершить в будущем. Для квалификации по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ не имеет значения, сам убийца или иное лицо совершило (или собиралось совершить) «другое» преступление. Под «другим» преступлением следует понимать любое по степени общественной опасности преступление.
Убийство с целью облегчить совершение другого преступления характеризуется тем, что виновный, лишая потерпевшего жизни, преследует цель создать условия, облегчающие совершение задуманного преступления. Путем убийства преступник стремиться облегчить совершение преступления, осуществляемого как им самим, так и другими лицами. Такие действия виновный может осуществить как до совершения намеченного преступления, так и в процессе его осуществления.
Поскольку в законе указана специальная цель совершения данных преступлений (с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение), содеянное предполагает наличие у виновного только прямого умысла.
По п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируется и убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера. Виновный в этих случаях может совершить убийство в процессе совершения самого изнасилования, или насильственных действий сексуального характера, чтобы парализовать сопротивление потерпевшей (потерпевшего), или из садистских побуждений. Такое убийство может быть совершено и после изнасилования или насильственных действий сексуального характера с тем, чтобы скрыть совершенное преступление и избежать ответственности. Сюда же следует отнести случаи убийства по мотивам мести за оказанное при совершении этих сексуальных деяний сопротивление24.
Жертвой
данного вида убийства может быть
как потерпевшая (потерпевший) при
изнасиловании или
Убийство,
совершенное в процессе изнасилования
или осуществления
Совокупность преступлений (п. «и» ч.2 ст. 105 и ст. 131, 132 УК), в данном случае отсутствует, учитывая изменения, внесенные в ст. 17 УК Федеральным законом от 21.07.2004 г.
Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105). Важнейшим условием реальной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы и отношения к религии.
Конституции РФ является усиление уголовной ответственности за преступления, совершенные по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Для применения п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ необходимо установить конкретный специальный мотив из числа названных в законе (побуждения национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды либо кровной мести). Этот мотив может сочетаться с другими побуждениями (месть, корысть, хулиганские мотивы), в то же время он должен среди них доминировать.
Доминирующим побуждением здесь выступает стремление виновного учинить физическую расправу с потерпевшим в связи с его национальной или расовой принадлежностью или вероисповеданием и тем самым унизить честь и достоинство определенной нации, расы или конфессии. Сюда также относится желание возбудить, спровоцировать национальную, расовую и религиозную вражду или рознь (например, вызвать путем убийства обострение межнациональных отношений, массовые беспорядки и т.п.). Это может быть также отмщение потерпевшему за несогласие поддержать националистическую или религиозную дискриминацию.
Практически всегда такие убийства совершаются с прямым умыслом, поскольку реализуют специальную цель виновного. Однако в отдельных случаях здесь возможен и косвенный умысел, когда причинение смерти потерпевшему сознательно допускается ради достижения других целей, связанных с реализацией мотивов национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (например, поджог храма, в котором находятся люди, судьба которых субъекту безразлична). По п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируется также убийство, совершенное по мотиву кровной мести. Кровная месть – древний обычай, заключающийся в обязанности членов одного из родов мстить за обиды членам другого рода. Такое убийство обусловлено стремлением отомстить обидчику, или членам его семьи, или рода за подлинную или мнимую обиду, нанесенную убийце либо членам его семьи или рода. Как правило, кровная месть возникает в связи с убийством родственника.
В
Российской Федерации кровная месть
как родовой обычай распространена
в некоторых республиках
Кровная месть грозит нередко не только обидчику, но и членам его семьи или рода независимо от времени возникновения кровной обиды. По чеченским обычаям, при смерти обидчика, в отношении которого должен быть осуществлен акт кровной мести, месть переходит на его брата, отца и других родственников по мужской линии.
Женщина вне кровной мести. Убить женщину считается делом, не достойном мужчины. Если сама женщина совершила убийство, то за нее отвечает ее брат, отец и т.д., а в некоторых случаях – муж и дети по мужской линии.
Субъектом
такого преступления может быть только
лицо, принадлежащее к той
Убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105) – это новое отягчающее убийство обстоятельство, не известное УК РСФСР. Появившиеся в печати комментарии к этой норме справедливо связывают ее принятие с расширением возможностей медицины по пересадке органов и тканей от одного человека к другому (в настоящее время производятся операции по пересадке сердца, почек, печени, селезенки, роговицы глаз и проч.), что обусловливает потребность в соответствующем донорском материале. Это может привести к совершению убийств с целью использования органов и тканей потерпевшего для трансплантации.
Субъектами такого убийства могут быть любые лица, включая медицинских работников. Цель данного убийства свидетельствует о возможности его совершения с прямым умыслом. Мотивы совершения данного преступления преимущественно носят корыстный характер (содеянное в таких случаях надлежит квалифицировать по п. «з» и «м» ч. 2 ст. 105), но возможны и иные мотивы (например, стремление спасти жизнь близкого человека за счет жизни постороннего лица, обеспечение успешного проведения медицинского эксперимента и проч.).
Рассматриваемое
преступление может совершаться в целях
использования органов и тканей потерпевшего
не только для трансплантации. Возможны
и иные цели (например, при каннибализме,
садизме, половом фетишизме и проч.). Возможно
также использование человеческих органов
и тканей в промышленных целях. Главное
здесь состоит в том, что убийство совершается
в целях использования органов и тканей
потерпевшего, характер же их использования
может быть различным.
Заключение
В данной работе была сделана попытка, дать юридическую характеристику квалифицированному убийству, а также рассмотреть основные вопросы, возникающие при квалификации убийств по ст. 105-109 Уголовного кодекса Российской Федерации. И хотя данная тема достаточно разработана наукой уголовного права, о чем свидетельствует большое количество серьезных монографических работ, анализ судебной практики показывает, что избежать ошибок в применении уголовного закона, особенно по делам об убийствах, очень трудно. Поэтому перед судебными, прокурорскими и следственными органами должны быть поставлены задачи поиска путей к правильному применению уголовного закона на практике.
В судебной практике возникают трудности при квалификации убийств по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ, что объясняется многообразием ситуаций совершения таких преступлений. Спорными остаются и многие вопросы, касающиеся применения иных уголовно-правовых норм, содержащих признак жестокости преступного поведения.
Информация о работе Проблемы квалификации назначения наказания за убийство