Принудительные меры медицинского характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение порядка применения принудительных мер медицинского характера.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Определение правовой природы и содержания принудительных мер медицинского характера.
2. Рассмотрение в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах проблем применения принудительных мер медицинского характера.
3. Оценка эффективности различных видов принудительных мер медицинского характера.
4. Рассмотрение опыта применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
5. Разработка предложений по совершенствованию уголовно- правового регулирования принудительных мер медицинского характера; применению в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, в том числе — не исключающим вменяемости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА, ОСНОВАНИЯ, ЦЕЛИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 6
1.1. Сущность принудительных мер медицинского характера…..6
1.2. Цели применения принудительных мер …………………….10
1.3 Виды принудительных мер медицинского характера……….12
1.4 Продление, изменение, прекращение применения принудительных мер медицинского характера..................................................15
2. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 19
2.1. Проведение судебно-психиатрической экспертизы………...19
2.2 Права и обязанности экспертов……………………………….20
2.3 Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным делам и гарантии прав граждан при оказании психиатрической помощи…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

Работа содержит 1 файл

принудительные меры медицинского характера.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

В результате лица, страдающие психическими расстройствами, оказавшись вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства, автоматически лишаются целого комплекса материальных прав и гарантий, предусмотренных для них в нормах Закона о психиатрической помощи. Не компенсируется они и нормами отраслевого уголовно - процессуального законодательства, регламентирующими порядок назначения и производства экспертизы. Подобное положение дел вряд ли терпимо. Не согласуется оно и с положениями Конституции РФ, публично провозгласившей человека, его права, свободы высшей ценностью, а их защиту - главной обязанностью государства18.

Так, Пленум Верховного Суда РФ, учитывая что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, в частности, постановил рекомендовать судам принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения прав гражданина на тайну переписки телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений и по результатам их рассмотрения выносить постановления о разрешении производства указанных действий либо об отказе в этом.

Представляется, что психическое  здоровье граждан является ценностью  отнюдь не меньшей, чем гарантированные  Конституцией РФ тайны переписки, почтовых отправлений и иных переговоров. Специфика оказания психиатрической помощи существенность ограничения прав и свобод граждан, затрагиваемых при этом, объективно требуют поставить весь комплекс правовых отношений, связанных с оказанием психиатрической помощи, под жесткий судебный контроль и единое нормативное регулирование19.

Проблема требует своего решения еще и по тому, что в  ходе исследования неизбежно встал  вопрос о месте дальнейшего пребывания лиц, страдающих психическим расстройством, после окончания стационарной судебно- психиатрической экспертизы. Сущность проблемы заключается в том, что в соответствии с п.2 ст.5 Закона о психиатрической помощи содержание лица в психиатрической больнице возможно лишь в пределах сроков, необходимых для обследования и лечения. Что касается лечения, проводимого по определению суда и в рамках производства по применению принудительных мер медицинского характера, то здесь проблемы, как представляется, нет, поскольку для него, как правило, есть достаточные юридические и фактические основания, а кроме того, уголовный и уголовно-процессуальный законы достаточно четко определяют место, процедуры и гарантии такого лечения.

Сущность вопроса в  другом. Где, в течении какого времени  и на каком основании должно содержаться лицо, если в акте судебно-психиатрической экспертизы зафиксирован факт о наличии психического заболевания лица, его повышенная общественная опасность и объективная необходимость незамедлительного лечения в стационаре.

В 60 изученных случаях лица после окончания стационарной судебнопсихиатрической экспертизы были оставлены в психиатрическом стационаре, специалисты которой и проводили исследование, и к ним вплоть до окончания расследования и получения решения суда о применении принудительных мер медицинского характера применялось лечение указанными психотропными веществами20.

Сущность проблемы в  другом: в надлежащих юридических  основаниях содержания этих лиц в  стационаре психиатрической больницы; основаниях их лечения до разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; в круге материальных и процессуальных гарантий для этих лиц, которыми они могут реально воспользоваться в рамках этого производства; в их правовой защищенности и т.п.

Именно неопределенность закона о способе поведения в данной ситуации и отсутствии соответствующих разъяснений со стороны высшей судебной инстанции страны по правильному применению той или иной процедуры оказания психиатрической помощи во многом предопределяли реальное состояние дел, которое наблюдается в настоящее время при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы в рамках уголовного судопроизводства.

Необходимо распространить судебный порядок принятия решений  об оказании психиатрической помощи (включая решение о помещении обвиняемого для экспертизы в стационар психиатрической больницы; и на сферу уголовного судопроизводства).

Объективно необходимые  меры психиатрической помощи не должны и не могут зависеть от согласия или несогласия психически больного лица или же от субъективного мнения тех или иных должностных лиц, ведущих процесс или оказывающих психиатрическую помощь.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 1991 году Генеральная  Ассамблея ООН приняла принципы защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями, и улучшения здравоохранения в области психиатрии. Этот документ закрепил ряд основных прав и гарантий лиц, нуждающихся в оказании психиатрической помощи, и демократические начала этой помощи. Выступая в качестве неотъемлемой части нашего законодательства (с. 4 ст. 15 Конституции РФ), данные принципы получили свое дальнейшее продолжение и развитие в нормах закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», действующего с 1 января 1993 года на всей территории Российской Федерации и в положениях Федеральной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи» (1995-1997 годы). Эти документы свидетельствуют о существенных изменениях в государственной политике в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, стремясь сделать психиатрическую помощь максимально гуманной, демократической и по возможности равной в правовом отношении с другими видами медицинской помощи.

Не подлежат уголовной  ответственности лица, которые во время совершения общественно опасного деяния находились в состоянии невменяемости, Т.е. не могли отдавать отчет в своих действиях или руководить своими поступками вследствие болезненного состояния психики (ст. 21 Уголовного кодекса РФ). К таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

Нельзя не отметить, что  существует много пробелов в урегулировании принудительных мер медицинского характера. Одной из сложнейших представляется проблема обеспечения психиатрического лечения в случаях отказа от него осужденного. Ни в Уголовном, ни в  Уголовно-исполнительном кодексах РФ об этом нет упоминаний.

В разряд «психических расстройств», не исключающих вменяемость попадает большое число болезненных состояний, практически не поддающихся терапевтическому воздействию. Но и для психических  аномалий, при которых можно рассчитывать на положительные результаты терапии, принудительный ее характер способен привести к неблагоприятному исходу.

В соответствии с Законом  о психиатрической помощи при  госпитализации в психиатрическую  больницу в недобровольном порядке необходима санкция судьи, который рассматривает вопрос с участием прокурора и обязательным присутствием больного. Немаловажно, что судебный контроль не ограничивается только обоснованностью помещения больного в стационар, в течение полугода пребывания лица в больнице ежемесячно проводятся комиссионные освидетельствования, а по истечении 6 месяцев решение о продлении недобровольного содержания в стационаре по предоставлению администрации больницы вновь принимается судьей. В дальнейшем аналогичная судебная процедура повторяется ежегодно. Таким образом, установление Уголовным Кодексом аналогичного порядка и в отношении принудительных мер медицинского характера соответствует тенденции развития психиатрии в направлении укрепления гарантии прав человека, большей демократизации, гуманизации и усиления контроля со стороны общества за обоснованностью применения различных мер психиатрической помощи, в особенности осуществляемых в недобровольном порядке.

В основе правового положения  экспертов лежит их независимость от сторон в судебном процессе. Она обеспечивается тем, что экспертиза в нашей стране находится полностью в ведении органов здравоохранения и не оплачивается заинтересованной стороной. Но вместе с тем необходимо отметить, что такая независимость не только не исключает, но, наоборот, подчеркивает необходимость строгого согласования всех правил и норм психиатрического освидетельствования и всех положений статей Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, касающихся проведения экспертизы.

В этой связи психиатры, проводящие судебно-психиатрические  экспертизы, должны не только обладать должной профессиональной квалификацией, но и знать свои права и обязанности, а также правовые положения, охраняющие интересы лиц, подвергаемых судебно-психиатрическому освидетельствованию.

Следует признать, что  строгое соблюдение процессуальной формы служит гарантией прав обвиняемых при производстве соответствующей  экспертизы.

Необходимо отметить, что при направлении на стационарную судебнопсихиатрическую экспертизу лица, статус которого в уголовном процессе не определен, зачастую происходит с нарушениями прав указанных лиц (следователи не знакомят с постановлением о назначении экспертизы, не объясняют права). Нужно восполнить пробелы в законодательстве, связанные также с содержанием лиц в психиатрической больнице и его принудительное лечение до вынесения судебного решения.

Не подлежит никакой  критике, что лица, страдающие психическими расстройствами, оказавшись вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства, автоматически лишаются целого комплекса материальных прав и гарантий, предусмотренных для них в нормах Закона о психиатрической помощи. Не компенсируются они и нормами отраслевого уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими порядок назначения и производства экспертизы.

Автор выражает надежду, что Государственная Дума нового созыва обратит внимание на ошибки, неточности, разночтения уже существующих норм. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Надо сделать всё, чтобы эти положения в полной мере относились к лицам, к которым применены принудительные меры медицинского характера.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. Лит., 2002. - 64 с.
  2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. Х2 63 - ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996.// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, ст. 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104.
  3. Уголовно - процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001. Х2 174 - ФЗ, принят ГД ФС РФ 22.11.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01. 2002, ст. 433, 434, 435, 436,437.
  4. Уголовно - исполнительный Кодекс РФ от 08.01.1997. Х2 2 - ФЗ, принят ГД ФС РФ 18.12.1996// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, ст. 687.
  5. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ № 3185-1- ФЗ от 21.03.1992.
  6. О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами: Постановление Правительства РФ № 522 от 25.05.1996г. // Российская газета, Х2134, 18.06.96 г.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда № 3 от 24. 12. 1993. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. - № 3.
  8. Некоторые вопросы судебной практики по уголовным делам Верховного Суда РФ:
  9. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. № 11, 12.
  10. Временное положение об отделении с усиленным наблюдением психиатрической помощи: Приказ Минздрава РФ от 21.03.1992. - № 225.

Научная литература:

  1. Антонян Ю.М, Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М.: Норма.2003. 18 с.
  2. Ветров В. И. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юристь, 2000. 449 с.
  3. Волков В.Н. Судебная психиатрия. Учебник для ВУЗов. М.: Былина, 2000. 367с.
  4. Громов Н.А. Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи // Российская юстиция. - 2001. № 19 - С.30.
  5. Джалагония Ш.Л. Преднервоз как особое функциональное состояние организма. М.: Норма - 1999. 365 с.
  6. Жариков Н.М, Морозов Г.В, Хритининин Д.Ф. Судебная психиатрия. М.: Норма.2002.571 с.
  7. Здравомыслов Б.В. Уголовное право. Общая часть.- М.: Юристь, 2000. 480 с.
  8. Иванов Н.Г. Уголовная ответственность лиц с аномалиями психики // Государство и право. - 2003. № 3 - С. 72.
  9. Истомин А.Ф. Общая часть уголовного права. Учебное пособие. М.: Юрид. Лит. 1999. - 378 с.
  10. Ковтун Н.Н. Стационарная судебно - психиатрическая экспертиза по уголовным делам и гарантии прав граждан при ее оказании // Государство и право. - 1998 .. №3 .-С.64.
  11. Кравченко В.Н. Принудительные меры медицинского характера.- М.: Юристь, 1999. - 245 с.

14.Кудрявцев В.Н, Наумов А.В. Российское уголовное право. - М.: Юристь, 2001. 650 с.

15. Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право России. Общая часть. - М.: Зерцало, 2003. -704 с.

  1. Лебедев В.М, Божьев В.П. Комментарий к УПК РФ. М.: Спарк, 2002. - 680 с.
  2. Скуратов Ю.И, Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М.: Инфра - М, 2002. - 940 с.

1 Иванов Н.Г. Уголовная ответственность лиц с аномалиями психики. Государство и право. M.:2003,.N2 3.- с.72

2 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96. № 64-ФЗ // принят ГД ФС РФ 24.05.96.

3 Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сборник документов. М.: 1991.-С.64.

4 О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании: Закон РФ №3185-1 от 02.06.1992

 

5 Скуратов Ю.И, Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М.: Инфра - М, 2002. С.360

6 Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право России. Общая часть. - М.: Зерцало, 2003. С. 370

7 Ветров В. И. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юристь, 2000. С. 214

8 Здравомыслов Б.В. Уголовное право. Общая часть.- М.: Юристь, 2000. С.115

9 Кузнецова Н. Ф. Новое уголовное право России. М.: 2003. - С. 704.

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера