Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования – изучение порядка применения принудительных мер медицинского характера.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Определение правовой природы и содержания принудительных мер медицинского характера.
2. Рассмотрение в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах проблем применения принудительных мер медицинского характера.
3. Оценка эффективности различных видов принудительных мер медицинского характера.
4. Рассмотрение опыта применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
5. Разработка предложений по совершенствованию уголовно- правового регулирования принудительных мер медицинского характера; применению в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, в том числе — не исключающим вменяемости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА, ОСНОВАНИЯ, ЦЕЛИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 6
1.1. Сущность принудительных мер медицинского характера…..6
1.2. Цели применения принудительных мер …………………….10
1.3 Виды принудительных мер медицинского характера……….12
1.4 Продление, изменение, прекращение применения принудительных мер медицинского характера..................................................15
2. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 19
2.1. Проведение судебно-психиатрической экспертизы………...19
2.2 Права и обязанности экспертов……………………………….20
2.3 Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным делам и гарантии прав граждан при оказании психиатрической помощи…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
В результате лица, страдающие психическими расстройствами, оказавшись вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства, автоматически лишаются целого комплекса материальных прав и гарантий, предусмотренных для них в нормах Закона о психиатрической помощи. Не компенсируется они и нормами отраслевого уголовно - процессуального законодательства, регламентирующими порядок назначения и производства экспертизы. Подобное положение дел вряд ли терпимо. Не согласуется оно и с положениями Конституции РФ, публично провозгласившей человека, его права, свободы высшей ценностью, а их защиту - главной обязанностью государства18.
Так, Пленум Верховного Суда РФ, учитывая что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, в частности, постановил рекомендовать судам принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения прав гражданина на тайну переписки телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений и по результатам их рассмотрения выносить постановления о разрешении производства указанных действий либо об отказе в этом.
Представляется, что психическое здоровье граждан является ценностью отнюдь не меньшей, чем гарантированные Конституцией РФ тайны переписки, почтовых отправлений и иных переговоров. Специфика оказания психиатрической помощи существенность ограничения прав и свобод граждан, затрагиваемых при этом, объективно требуют поставить весь комплекс правовых отношений, связанных с оказанием психиатрической помощи, под жесткий судебный контроль и единое нормативное регулирование19.
Проблема требует своего решения еще и по тому, что в ходе исследования неизбежно встал вопрос о месте дальнейшего пребывания лиц, страдающих психическим расстройством, после окончания стационарной судебно- психиатрической экспертизы. Сущность проблемы заключается в том, что в соответствии с п.2 ст.5 Закона о психиатрической помощи содержание лица в психиатрической больнице возможно лишь в пределах сроков, необходимых для обследования и лечения. Что касается лечения, проводимого по определению суда и в рамках производства по применению принудительных мер медицинского характера, то здесь проблемы, как представляется, нет, поскольку для него, как правило, есть достаточные юридические и фактические основания, а кроме того, уголовный и уголовно-процессуальный законы достаточно четко определяют место, процедуры и гарантии такого лечения.
Сущность вопроса в другом. Где, в течении какого времени и на каком основании должно содержаться лицо, если в акте судебно-психиатрической экспертизы зафиксирован факт о наличии психического заболевания лица, его повышенная общественная опасность и объективная необходимость незамедлительного лечения в стационаре.
В 60 изученных случаях лица после окончания стационарной судебнопсихиатрической экспертизы были оставлены в психиатрическом стационаре, специалисты которой и проводили исследование, и к ним вплоть до окончания расследования и получения решения суда о применении принудительных мер медицинского характера применялось лечение указанными психотропными веществами20.
Сущность проблемы в другом: в надлежащих юридических основаниях содержания этих лиц в стационаре психиатрической больницы; основаниях их лечения до разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; в круге материальных и процессуальных гарантий для этих лиц, которыми они могут реально воспользоваться в рамках этого производства; в их правовой защищенности и т.п.
Именно неопределенность закона о способе поведения в данной ситуации и отсутствии соответствующих разъяснений со стороны высшей судебной инстанции страны по правильному применению той или иной процедуры оказания психиатрической помощи во многом предопределяли реальное состояние дел, которое наблюдается в настоящее время при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы в рамках уголовного судопроизводства.
Необходимо распространить судебный порядок принятия решений об оказании психиатрической помощи (включая решение о помещении обвиняемого для экспертизы в стационар психиатрической больницы; и на сферу уголовного судопроизводства).
Объективно необходимые меры психиатрической помощи не должны и не могут зависеть от согласия или несогласия психически больного лица или же от субъективного мнения тех или иных должностных лиц, ведущих процесс или оказывающих психиатрическую помощь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1991 году Генеральная Ассамблея ООН приняла принципы защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями, и улучшения здравоохранения в области психиатрии. Этот документ закрепил ряд основных прав и гарантий лиц, нуждающихся в оказании психиатрической помощи, и демократические начала этой помощи. Выступая в качестве неотъемлемой части нашего законодательства (с. 4 ст. 15 Конституции РФ), данные принципы получили свое дальнейшее продолжение и развитие в нормах закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», действующего с 1 января 1993 года на всей территории Российской Федерации и в положениях Федеральной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи» (1995-1997 годы). Эти документы свидетельствуют о существенных изменениях в государственной политике в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, стремясь сделать психиатрическую помощь максимально гуманной, демократической и по возможности равной в правовом отношении с другими видами медицинской помощи.
Не подлежат уголовной ответственности лица, которые во время совершения общественно опасного деяния находились в состоянии невменяемости, Т.е. не могли отдавать отчет в своих действиях или руководить своими поступками вследствие болезненного состояния психики (ст. 21 Уголовного кодекса РФ). К таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Нельзя не отметить, что существует много пробелов в урегулировании принудительных мер медицинского характера. Одной из сложнейших представляется проблема обеспечения психиатрического лечения в случаях отказа от него осужденного. Ни в Уголовном, ни в Уголовно-исполнительном кодексах РФ об этом нет упоминаний.
В разряд «психических расстройств»,
не исключающих вменяемость
В соответствии с Законом о психиатрической помощи при госпитализации в психиатрическую больницу в недобровольном порядке необходима санкция судьи, который рассматривает вопрос с участием прокурора и обязательным присутствием больного. Немаловажно, что судебный контроль не ограничивается только обоснованностью помещения больного в стационар, в течение полугода пребывания лица в больнице ежемесячно проводятся комиссионные освидетельствования, а по истечении 6 месяцев решение о продлении недобровольного содержания в стационаре по предоставлению администрации больницы вновь принимается судьей. В дальнейшем аналогичная судебная процедура повторяется ежегодно. Таким образом, установление Уголовным Кодексом аналогичного порядка и в отношении принудительных мер медицинского характера соответствует тенденции развития психиатрии в направлении укрепления гарантии прав человека, большей демократизации, гуманизации и усиления контроля со стороны общества за обоснованностью применения различных мер психиатрической помощи, в особенности осуществляемых в недобровольном порядке.
В основе правового положения экспертов лежит их независимость от сторон в судебном процессе. Она обеспечивается тем, что экспертиза в нашей стране находится полностью в ведении органов здравоохранения и не оплачивается заинтересованной стороной. Но вместе с тем необходимо отметить, что такая независимость не только не исключает, но, наоборот, подчеркивает необходимость строгого согласования всех правил и норм психиатрического освидетельствования и всех положений статей Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, касающихся проведения экспертизы.
В этой связи психиатры, проводящие судебно-психиатрические экспертизы, должны не только обладать должной профессиональной квалификацией, но и знать свои права и обязанности, а также правовые положения, охраняющие интересы лиц, подвергаемых судебно-психиатрическому освидетельствованию.
Следует признать, что строгое соблюдение процессуальной формы служит гарантией прав обвиняемых при производстве соответствующей экспертизы.
Необходимо отметить, что при направлении на стационарную судебнопсихиатрическую экспертизу лица, статус которого в уголовном процессе не определен, зачастую происходит с нарушениями прав указанных лиц (следователи не знакомят с постановлением о назначении экспертизы, не объясняют права). Нужно восполнить пробелы в законодательстве, связанные также с содержанием лиц в психиатрической больнице и его принудительное лечение до вынесения судебного решения.
Не подлежит никакой критике, что лица, страдающие психическими расстройствами, оказавшись вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства, автоматически лишаются целого комплекса материальных прав и гарантий, предусмотренных для них в нормах Закона о психиатрической помощи. Не компенсируются они и нормами отраслевого уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими порядок назначения и производства экспертизы.
Автор выражает надежду, что Государственная Дума нового созыва обратит внимание на ошибки, неточности, разночтения уже существующих норм. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Надо сделать всё, чтобы эти положения в полной мере относились к лицам, к которым применены принудительные меры медицинского характера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты:
Научная литература:
14.Кудрявцев В.Н, Наумов А.В. Российское уголовное право. - М.: Юристь, 2001. 650 с.
15. Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право России. Общая часть. - М.: Зерцало, 2003. -704 с.
1 Иванов Н.Г. Уголовная ответственность лиц с аномалиями психики. Государство и право. M.:2003,.N2 3.- с.72
2 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96. № 64-ФЗ // принят ГД ФС РФ 24.05.96.
3 Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сборник документов. М.: 1991.-С.64.
4 О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании: Закон РФ №3185-1 от 02.06.1992
5 Скуратов Ю.И, Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М.: Инфра - М, 2002. С.360
6 Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право России. Общая часть. - М.: Зерцало, 2003. С. 370
7 Ветров В. И. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юристь, 2000. С. 214
8 Здравомыслов Б.В. Уголовное право. Общая часть.- М.: Юристь, 2000. С.115
9 Кузнецова Н. Ф. Новое уголовное право России. М.: 2003. - С. 704.
Информация о работе Принудительные меры медицинского характера