Принципы правосудия в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение принципов правосудия в Российской Федерации.
Задача - Определить сущность и систему принципов правосудия в

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
1. Принципы правосудия: сущность и значение_________________________4
2. Организационные принципы_______________________________________7
3. Процессуальные принципы_______________________________________18
Заключение ______________________________________________________26
Список литературы________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 77.55 Кб (Скачать)

  Принцип презумпции невиновности является основополагающим всякого цивилизованного государства, он записан во всех международных пактах о правах человека13.

     В основе этого принципа лежит общая  норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано.   

     Участие граждан  в отправлении правосудия.

     Правовым  основанием этого принципа являются часть 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 Закона о судебной системе, ст. 15 УПК.

     Такое участие выражается в привлечении  представителей народа к разбирательству  гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций.

     В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в  разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

     Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. В ноябре 1991 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.

     Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного).

     Присяжные заседатели вправе принимать решение лишь по вопросам факта (о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность), а также и том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов присяжные не участвуют.

     В соответствии с законодательством  народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: "Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия  представителей народа".

     Для арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     С развитием общества, принципы права развиваются и совершенствуются с учетом политических и социально-экономических преобразований, дальнейшего обеспечения защиты прав человека и гражданина, их объединений и государственных интересов, а также повышения эффективности судебной деятельности в обеспечении законности и справедливости. На современном этапе развития РФ строгое следование и усовершенствование выражения и действия принципов правосудия является важной гарантией законности, как неотъемлемой части правового государства.

     Таким образом, значение принципов правосудия состоит в том, что в них отражены наиболее характерные черты и общая направленность права и его важнейших институтов.

     Каждый  из принципов играет самостоятельную  роль, характеризует область права  в целом, отдельную стадию или  отдельный процессуальный институт, но между ними существует плотное  взаимодействие, которое характеризуется  единством цели и задач правосудия. Каждый из принципов не может существовать в отдельности от других, а только во взаимодействии с ними.

     Принципы  оказывают содействие правильному  познанию и применению норм права, выступают  основой для законодательной  практики, для подготовки, разработка и принятия соответствующих им по смыслу правовых норм и их усовершенствования. Изучение принципов очень важно  для дальнейшего развития права и для построения правового, демократического государства и гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ 

     1.Нормативно-правовые  акты

1)Международный  пакт о гражданских и политических  правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка  Российской газеты. - выпуск N 22-23. - 1999 г.

2) Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

3) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 5.04. 2005) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

4) Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ред. от 07.03.2005) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

5) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

6) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

7) Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

8) Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (ред. от 06.03.2006) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

9) ГПК РФ от 14.11.2002 (ред. от 05.04.2009) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

10) ГК РФ (ред. от 09.04.2009) // М.: Юрайт, 2009.

11) УПК РФ от 18.12.2001(ред. от 28.04.2009) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

12) УК РФ от 13.06.1996 (ред. от 28.04.2009) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

13) Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. № 8 (ред. от 06.02.2007) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : законодательство. – Режим доступа: http://base.consultant.ru 

     2.Специальная  литература

1) Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003

2)Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П.Ивлиев - М.: Юрайт-Издат, 2006.

3)Гражданский процесс: Учебник / Отв. Ред. проф. В.В. Ярков – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2002.

4) Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. - 4 изд. – м.: Дашков, 2007.

5) К.  Ф. Гуценко, М. А. Ковалев  Правоохранительные Органы: Учебник. / М.: Зерцало, 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Принципы правосудия в РФ