Принципы правосудия в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение принципов правосудия в Российской Федерации.
Задача - Определить сущность и систему принципов правосудия в

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
1. Принципы правосудия: сущность и значение_________________________4
2. Организационные принципы_______________________________________7
3. Процессуальные принципы_______________________________________18
Заключение ______________________________________________________26
Список литературы________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 77.55 Кб (Скачать)

     Таким образом, законность - принцип принципов правосудия. 

     Принцип осуществления правосудия только судом.

     В соответствии со ст.5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным  законодательством о гражданском  судопроизводстве.

     В данной статье отражается принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции РФ, - правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     В ст. 1 Закона о судебной системе закреплено следующее: "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в  установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление  правосудия".

     Таким образом, судопроизводство является самостоятельным, и судами рассматриваются только подведомственные им дела.

     Данные  положения имеют императивный (обязательный для исполнения) характер. П.2 ст.35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"1 гласит: "учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается".

     Компетенция и структура судов определена в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".2 
 
 
 
 
 

     Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей

     "Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров" (А.Ф.Кони).

     Принцип известен уже в конце 19 – начале 20 века. Как отмечали, юристы того времени: "несменяемость судьи — вот лучший оплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых, оставаться на должности и получать соединенное с нею содержание независимо от воззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе, как по суду".

     Только  несменяемость, правильно поставленная, обеспечивает нелицеприятие судьи, развивает в нем беспристрастное отношение к действиям противопоставленных друг другу граждан и властей.

     Несменяемость судьи гарантируется Конституцией РФ (ст. 121). Это означает, что любое  изменение должностного положения  судьи (назначение на нижестоящие или  вышестоящие должности, на такую  же работу в другой суд) может иметь  место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без  его согласия может быть перемещен  без изменения должностного положения  в состав других коллегий и структурных  подразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.

     В настоящее принцип независимости, наряду с Конституцией РФ (ст.120), воспроизведен практически во всех судоустройственных и процессуальных актах Российской Федерации: в федеральных конституционных законах о судебной системе Российской Федерации (ст. 5); о Конституционном Суде (ст. 5, 13)3; об арбитражных судах (ст. 6)4; о военных судах (ст. 5)5, а также в федеральных законах о статусе судей (ст. 1, 9, 10) и о мировых судьях (ст. 2).

     В российском законодательстве данный принцип наиболее полно представлен в ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.):

     «1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

     2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом».

     Это значит, что все государственные и другие учреждения обязаны соблюдать независимость судебных органов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного.

     Не  должно иметь места неправомерное  или несанкционированное вмешательство  в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Но этот принцип не препятствует, осуществляемому в соответствии с законом, судебному пересмотру или смягчению приговора, вынесенного судебными органами.

     В соответствии с п.4 ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"6 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

     Принцип независимости судебных органов  дает судебным органам право и  требует от них обеспечения справедливого  ведения судебного разбирательства  и соблюдения прав сторон.

     Отдельные исследователи, наряду с принципами независимости судей, выделяют принцип  самостоятельности судов.7

     Утверждая самостоятельность судов как  принцип, законодатель выделяет следующие  его характерные черты:

     1) суверенность судов в осуществлении  функций и полномочий судебной  власти;

     2) их обязанность и право оценивать  в процессе правоприменительной  деятельности соответствие применяемого  акта или нормы закона положениям  Конституции РФ и иным основным  источникам, формирующим правовую  систему России (они указаны в  ст. 15 Конституции РФ); 3) гарантии  соблюдения рассматриваемого принципа  в законотворческой и правоприменительной  деятельности;

     4) запрет присвоения властных полномочий  суда.

     «Самостоятельность  суда» означает и экономическую  самостоятельность положения судов  в системе государственной власти является установление в Конституции  РФ финансирования их деятельности прямо  и исключительно из федерального бюджета. 
 

     Равенство всех перед законом и судом.

     Правосудие  по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом  и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций  независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места  нахождения, подчиненности и других обстоятельств (ст.6 ГПК РФ).

     Данный  принцип правосудия относится непосредственно к юридическому статусу гражданина, его положению в суде и связанным с этим обязанностями органов правосудия. Конституция РФ в ст. 19 указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Это правовое положение соответствует международным актам о правах человека, и в том числе праву на равную защиту законом. Требование реализации положения о равенстве граждан перед судом является общим началом для всех отраслей судебного права и находит свое конкретное проявление в нормах судоустройства, гражданского процессуального права, в арбитражном процессе, в известной мере в уголовном судопроизводстве.

     ГПК РСФСР закреплял данный принцип  в формулировке «равенство граждан  перед законом и судом», ныне действующий  кодекс подчеркивает равенство всех, что включает в себя и иностранных  граждан, и лиц без гражданства.

     Данная  статья сформулирована с учетом ст. 7 Закона о судебной системе, где  данный принцип распространяется не только на граждан, но и на других лиц: «Все равны перед законом и  судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а равно  и по другим, не предусмотренным  федеральным законом основаниям».

     Рассматриваемый принцип состоит из двух частей:

     1) равенство перед законом;

     2) равенство перед судом.

     Имея  двуединое содержание, принцип равенства  всех перед законом и судом  означает, с одной стороны, нормативное  закрепление права граждан требовать  соответствующего отношения государственных  органов и должностных лиц  в сфере юстиции к своим  интересам независимо от личности участника  процесса, а с другой - обязанность  должностных лиц, ведущих уголовное  судопроизводство, строить свои отношения  с участниками процесса, учитывая содержание и значение указанного правового начала.8

     Равенство перед законом проявляется в  единстве права, которое применяется  одинаково ко всем субъектам права. Равенство перед судом предполагает наделение граждан, участвующих в судопроизводстве в качестве сторон, равными процессуальными правами, предоставляющими им возможность отстаивать свои интересы в судебном заседании, и возложение на них обязанности нести равную ответственность за свое поведение. Суд должен неукоснительно соблюдать указанные положения закона.

     Этот принцип регулирует не только права и обязанности граждан, но и обязанности судей.

     Принцип равенства граждан перед законом и судом не исключает закрепление определенных норм в процессуальном законе, обеспечивающих некоторым категориям граждан реальное равенство. Как утверждает Ярков В.В.9"равенство перед законом и судом не должно поддерживаться экономическими гарантиями, особенно в период быстрого расслоения по имущественному признаку".

     В ст. 6 ГПК РФ упоминаются наряду с гражданами, организации, поэтому принцип об осуществлении правосудия по гражданским делам на началах равенства граждан и организаций перед законом и судом должен иметь расширенное значение. Он касается всех участников судопроизводства (не только граждан, но и других физических лиц; не только юридических лиц, но и других организаций; не только российских, но и иностранных организаций и т.п.). 

     Принцип гласности.

     В настоящее время принцип гласности  при рассмотрении дел судом закреплен  в ст.123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство дел  во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

     Положения о гласности, нашедшие нормативные  акты во многих актах национального  законодательства Российской Федерации  базируются и на международно-правовых документах. Ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено: каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, но пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

     Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах10 также подчеркивает, что все лица равны перед судами. Каждый имеет право при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его, однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

     Провозглашение  начала гласности как одного из устоев организации деятельности судов  при отправлении правосудия формулирует  одно из главных отличий реализации судебной власти от деятельности иных государственных органов, устанавливает  норму отношений судов и общественности.

Информация о работе Принципы правосудия в РФ