Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 21:57, дипломная работа
Актуальность исследования пенитенциарной преступности обусловлена, тем, что автор впервые исследует вопросы преступности в уголовно исполнительной системе, и ее влияние на общеуголовную преступность региона, также ставит вопросы ее профилактики и предупреждения – что было замечено и подчеркнуто прокурором Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях старшим советник юстиции Арсланом Нумурхамедовичем Исмагиловым на оперативном совещании работников прокуратуры.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Преступность в учреждениях исполнительной системы…………….7
1.1 Понятие и общая характеристика преступности в местах
лишения свободы…………………………………………………………… 7
1.2 Соотношение понятий: преступности, преступного поведения
и преступления ……………………………………………………………..12
1.3 Типы (виды) преступного поведения……………………………………..16
1.3.1 Половые эксцессы осужденных………………………………………….21
1.3.2 Обращение с запрещенными веществами……………………………... 24
Глава 2 Юридический анализ состава пенитенциарных преступлений…….29
2.1 Уголовно – правовая характеристика преступлений, направленных
на уклонение от отбывания наказания в местах лишения свободы……29
2.1.2 Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества лиц совершивших преступления…………………………32
2.2 Характеристика преступников с точки зрения вины……………………36
2.2.1 Осужденные………………………………………………………………36
2.2.2 Администрация уголовно исправительных учреждений……………...
Глава 3 Актуальные проблемы борьбы с преступностью и ее профилактики в исправительных учреждениях
3.1 Особенности предупреждения преступности в местах лишения свободы
3.1.2 Профилактика преступлений администрации уголовно – исполнительных учреждений системы
3.1.3 Некоторые вопросы профилактики и иных форм воздействия на осужденных с целью профилактики преступлений против половой неприкосновенности
3.1.4 Отдельные аспекты борьбы с проникновением запрещенных веществ в места лишения свободы
Заключение
Список литературы
Приложение
Уклонение от отбывания наказания может проявлять в форме например: ст. 313 УК РФ «Побег из места лишения свободы, из – под ареста или из – под стражи», ст. 314 УК РФ «Уклонение от отбывания лишения свободы».
В данной
работе автором будет рассмотрена
ст. 314 УК РФ. Которую мы разберем по составу
и дадим свою оценку. За данный вид преступления
субъект наказывается лишением свободы
на срок до двух лет. Непосредственный
объект - нормальная деятельность органов
правосудия в сфере исполнения наказания.
Объективная сторона характеризуется
бездействием - невозвращением в место
лишения свободы лица, осужденного к лишению
свободы и на законных основаниях временно
отпущенного из места лишения свободы.
Диспозиция ст. 314 УК связывает такое невозвращение
с нарушением предоставленных осужденному
двух льгот: а) в связи с разрешением ему
временного выезда за пределы места лишения
свободы и б) в связи с отсрочкой исполнения
приговора.
Уголовно-исполнительное законодательство
предусматривает возможность выезда осужденного
к лишению свободы за пределы исправительного
учреждения. Так, в соответствии со ст.
97 УИК РФ осужденным к лишению свободы,
содержащимся в исправительных колониях
и воспитательных колониях, а также осужденным,
оставленным в установленном порядке
в следственных изоляторах и тюрьмах для
ведения работ по хозяйственному обслуживанию,
могут быть разрешены выезды за пределы
исправительных учреждений: а) краткосрочные,
продолжительностью до семи суток, не
считая времени, необходимого для проезда
туда и обратно, в связи с исключительными
личными обстоятельствами (смерть или
тяжелая болезнь близкого родственника,
угрожающая жизни больного; стихийное
бедствие, причинившее значительный материальный
ущерб осужденному или его семье), а также
для предварительного решения вопросов
трудового и бытового устройства осужденного
после освобождения; б) длительные, на
время ежегодного оплачиваемого отпуска,
а некоторым категориям осужденных, перечисленных
в ч. 2 ст. 103 УИК РФ, не обеспеченных работой
по не зависящим от них причинам, - на срок,
равный времени ежегодного оплачиваемого
отпуска. Осужденным женщинам, имеющим
детей в домах ребенка исправительных
колоний, может быть разрешен краткосрочный
выезд за пределы исправительных учреждений
для устройства детей у родственников
либо в детском доме на срок до семи суток,
не считая времени, необходимого для проезда
туда и обратно, а осужденным женщинам,
имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов
вне исправительной колонии, - один краткосрочный
выезд в год для свидания с ними на тот
же срок. В случае возникновения непредвиденных
обстоятельств, затрудняющих обратный
выезд осужденного в установленный срок,
по постановлению начальника органа внутренних
дел по месту пребывания осужденного срок
возвращения в исправительное учреждение
может быть продлен до пяти суток с обязательным
срочным уведомлением об этом администрации
исправительного учреждения. При уклонении
осужденного от возвращения в установленный
срок в исправительное учреждение он подлежит
задержанию органом внутренних дел по
месту пребывания с санкции прокурора
на срок не более 30 суток для решения вопроса
о направлении его к месту отбывания наказания
под конвоем или привлечении к уголовной
ответственности. Во всех этих случаях
невозвращение осужденных из отпуска
в место лишения свободы без уважительных
причин образует объективную сторону
рассматриваемого преступления. Другие
льготы, связанные с отсрочкой отбывания
наказания, предусматриваются уголовным
и уголовно-процессуальным законодательством.
Так, согласно ч. 1 ст. 82 УК РФ, осужденным
беременным женщинам и женщинам, имеющим
детей в возрасте до 14 лет, кроме осужденных
к лишению свободы на срок свыше пяти лет
за тяжкие и особо тяжкие преступления
против личности, суд может отсрочить
отбывание наказания до достижения ребенком
14-летнего возраста. В соответствии с ч.
2 этой же статьи УК в случае, если осужденная,
к которой применена отсрочка отбывания
наказания, отказалась от ребенка или
продолжает уклоняться от его воспитания
после предупреждения, объявленного органом,
осуществляющим контроль за поведением
осужденной, суд может по представлению
этого органа отменить отсрочку отбывания
наказания и направить ее для отбывания
наказания в место, назначенное в соответствии
с приговором суда. В обоих случаях нарушение
обязанности осужденной вернуться в место
лишения свободы образует объективную
сторону рассматриваемого преступления.
В соответствии со ст. 398 УПК РФ исполнение
наказания (в том числе в виде лишения
свободы) может быть отсрочено судом на
определенный срок при наличии одного
из следующих оснований: 1) болезнь осужденного,
препятствующая отбыванию наказания,
- до его выздоровления; 2) беременность
осужденной или наличие у нее малолетних
детей - до достижения младшим ребенком
возраста 14 лет, за исключением осужденных
к лишению свободы на срок свыше пяти лет
за тяжкие и особо тяжкие преступления
против личности (как видно, эта процессуальная
норма повторяет уголовно-правовую, предусмотренную
ч. 1 ст. 82 УК РФ); 3) тяжкие последствия или
угроза их возникновения для осужденного
или его близких родственников, вызванные
пожаром или иным стихийным бедствием,
тяжелой болезнью или смертью единственного
трудоспособного члена семьи, другими
исключительными обстоятельствами, - на
срок, установленный судом, но не более
шести месяцев.
И в этих случаях невозвращение осужденного
без уважительных причин (болезнь, задержка,
связанная с опозданием транспорта, и
т.п.) в место лишения свободы также образует
объективную сторону рассматриваемого
преступления.
Субъект преступления - лицо, достигшее
16 лет, отбывающее наказание в виде лишения
свободы или осужденное к лишению свободы,
которому разрешен выезд за пределы места
лишения свободы либо которому предоставлена
отсрочка исполнения приговора или отбывания
наказания. Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом. Лицо осознает, что не
возвращается в место лишения свободы
или не прибывает в него, и желает этого.
Общественная
опасность данного преступления
заключается в том, что ставится под
угрозу порядок деятельности учреждений,
обеспечивающих изоляцию от общества.
Это может привести к дезорганизации их
деятельности, к причинению вреда здоровью
сотрудников этих учреждений, а также осужденных.
Поэтому основным объектом рассматриваемого
преступления является общественный порядок
в сфере деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества. Дополнительным
объектом является здоровье сотрудников
этих учреждений и осужденных.
Учреждениями, обеспечивающими изоляцию
от общества, являются места лишения свободы
и места содержания под стражей. Местами
лишения свободы являются арестные дома,
исправительные учреждения уголовно-исполнительной
системы, (исправительные колонии общего,
строгого и особого режима, колонии-поселения,
воспитательные колонии общего и усиленного
режима, тюрьмы), а также гауптвахты Министерства
обороны, исполняющие наказание в виде
ареста в отношении военнослужащих. Функции
исправительных учреждений выполняют
и следственные изоляторы — в отношении
лиц, оставленных там с их согласия для
хозяйственного обслуживания. К местам
содержания под стражей относятся прежде
всего следственные изоляторы уголовно-исполнительной
системы и Федеральной службы безопасности,
а также изоляторы временного содержания
подозреваемых и обвиняемых органов внутренних
дел и Пограничных войск. К местам содержания
под стражей относятся также различные
транспортные средства, используемые
для этапирования подозреваемых, обвиняемых,
подсудимых и осужденных. Подсудимые могут
содержаться под стражей и в зале судебного
заседания, при производстве различных
следственных действий. Под угрозой применения
насилия понимается высказывание намерения
применить физическое насилие. Такое намерение
способно оказать устрашающее воздействие
на потерпевшего.
С объективной стороны данное преступление
представляет психическое насилие (угрозу)
и может быть адресовано потерпевшему
как лично, так и через третьих лиц, когда
высказывается намерение убить потерпевшего,
нанести вред его здоровью различной тяжести.
Элементом объективной стороны данного
преступления является категория лиц,
против которых направлена угроза применения
насилия: сотрудники мест лишения свободы
или места содержания под стражей, осужденные.
Данный перечень является исчерпывающим.
К их числу относятся любые лица, служащие
в этих учреждениях, как имеющие специальные
звания, так и работающие по найму, в том
числе осуществляющие общеобразовательное
и профессионально-техническое обучение,
медицинское обслуживание, а также административный
и инженерно-технический персонал, руководящий
производственной деятельностью осужденных.
Если суд установит, что насилие или угроза
применены в связи с явно незаконными действиями
потерпевшего, ответственность может
наступить за соответствующее преступление
против жизни или здоровья личности.
К местам содержания под стражей в соответствии
с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений» относятся
помещения, которые определены капитанами
морских судов, находящихся в дальнем плавании,
или начальниками зимовок в период отсутствия
транспортных связей с зимовками для содержания
подозреваемых в совершении преступлений.
Однако, эти места содержания под стражей
не имеют своих сотрудников, которые специально
заняты работой с подозреваемыми в совершении
преступлений. Поэтому лица, работающие
на морских судах и находящиеся на зимовках,
не являются сотрудниками места содержания
под стражей. Следовательно, угрозы и применение
насилия к этим лицам должны квалифицироваться
не по ст. 321 УК, а по статьям, предусматривающим
ответственность за преступления против
личности. В ч. 1 ст. 321 УК РФ не устанавливается,
какие категории осужденных подлежат
защите от угрозы применения насилия.
Закон не определяет вид наказания, к которому
было осуждено указанное лицо. Однако,
поскольку речь идет о действиях, совершаемых
в учреждениях, обеспечивающих изоляцию
от общества, это могут быть осужденные
к аресту, лишению свободы на определенный
срок, пожизненному лишению свободы, смертной
казни. Нельзя исключить нахождения в местах
содержания под стражей и осужденных к ограничению
свободы, если суд на основании ч. 4 ст.
48 УИК Российской Федерации или орган
внутренних дел на основании ч. 2 этой же
статьи приняли решение о направлении
их к месту отбывания наказания под стражей.
Вместе с тем комментируемая статья не
включает в категорию потерпевших от рассматриваемого
преступления подозреваемых, обвиняемых
и подсудимых.
С субъективной стороны данный вид преступления
характеризуется прямым
умыслом. При этом может преследоваться
цель изменения поведения сотрудником,
выполнения им каких-либо действий, воздержания
от каких-либо действий. При высказывании
угрозы или применении насилия к осужденному
преследуется цель воспрепятствования
его исправлению, т.е. положительному поведению,
или цель мести за исполнение им общественных
обязанностей, которые связаны с отбыванием
наказания, как правило, за участие в работе
самодеятельных организаций или за оказание
помощи администрации. В ч. 2 ст. 321 УК РФ
установлен квалифицирующий признак данного
состава преступления — применение насилия,
не опасного для жизни и здоровья. Это означает
побои или истязания. В ч. 3 речь идет о совершении
преступления организованной группой
либо с применением насилия, опасного для
жизни и здоровья. Причинение смерти пострадавшему
квалифицируется по совокупности преступлений,
предусмотренных ст. 105 и 321 УК. Субъектом
рассматриваемого преступления может
быть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый
или осужденный, достигший 16 лет. Лица
в возрасте 14 и 15 лет за насилие в отношении
сотрудников учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества, могут нести ответственность
по статьям 111 или 112 УК. Изложив все вышеперечисленное,
хочется сказать следующее. На мой взгляд,
все попытки определения объекта преступления,
предусмотренного ст. 321 УК РФ, исходя из
места уголовно-правовой нормы в системе
Особенной части, без учета социальной
сути деяния, его общественной опасности,
оказались неудачными. При установлении
круга соответствующих общественных отношений,
а на этой основе — принадлежности данного
посягательства к определенному виду
преступлений, следует исходить из сущности
деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества, мотива и цели преступного
поведения ("с целью воспрепятствования
исправлению осужденного или из мести
за оказанное им содействие администрации
учреждения или органа уголовно-исполнительной
системы" — ч. 1 ст. 321 УК РФ; "в связи
с осуществлением им служебной деятельности" — ч.
2 данной статьи). Решение проблемы представляет
определенную сложность и, в первую очередь,
в связи с тем, что сама уголовно-правовая
норма достаточно противоречива. В заголовке
ст. 321 УК РФ говорится о дезорганизации
деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества. Если исходить из
данной посылки, то для определения объекта
необходимо установить эти учреждения,
определить задачи, стоящие перед ними,
и на этой основе очертить круг общественных
отношений, взятых под охрану уголовным
законом. Но, как известно, название статьи
при толковании сущности уголовно-правового
запрета имеет лишь ориентирующий характер.
Сам запрет изложен в диспозиции нормы.
Основываясь на этом положении, автор
должен констатировать: заголовок статьи
по своему содержанию уже противоречит
ее части первой, поскольку в ней говорится
вообще об учреждениях или органах уголовно-исполнительной
системы без каких-либо ограничений, а
не только решающих задачи изоляции лиц
от общества.
Глава 3 Актуальные проблемы борьбы с преступностью и ее профилактики в исправительных учреждениях
3.1 Особенности предупреждения преступности в местах лишения свободы
3.1.2 Профилактика преступлений администрации уголовно – исполнительных учреждений системы
3.1.3 Некоторые
вопросы профилактики и иных
форм воздействия на
3.1.4 Отдельные
аспекты борьбы с
Администрации учреждений должны проводить определенную работу по противодействию незаконному обороту наркотиков, лечению осужденных от наркомании. В исправительных учреждениях необходимо иметь разработанные планы оперативно - режимных служб по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Комплекс указанных мер включает в себя регулярное проведение плановых и внеплановых обысков, усиленный осмотр транспортных средств, внезапные проверки осужденных на рабочих местах, в жилых помещениях, осуществляется оперативное прикрытие, проводятся агентурные и иные мероприятия (приложение 1). При медицинских частях следственных изоляторов и учреждений, осуществляющих лечение от наркомании, должны создаваться медицинские комиссии по назначению и снятию обязательного лечения.
В соответствии с приказами ФСИН России должна осуществляется работа с осужденными, состоящими на профилактическом учете в учреждениях области. Данная работа заключается в выявлении лиц, склонных к правонарушениям, своевременная постановка их на профилактический учет и организация индивидуально - воспитательной работы с ними с целью исключить совершение этой категорией осужденных грубых правонарушений и преступлений.
Требования законодательства при работе с наркотическими средствами и психотропными веществами в лечебно - профилактических и лечебно исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы должны строго соблюдаться, то есть должна имется соответствующая лицензия, соблюдены условия и техническое оборудование объектов хранения, порядок учета, требования к допуску лиц к работе.
Приказами начальников учреждений должны быть утверждены списки лиц, имеющих допуск к работе с наркотическими и сильнодействующими веществами (приложение 2). Систематически проводятся плановые и контрольные проверки на предмет фактического наличия медикаментов строгой отчетности в медицинской части и аптеке, правил хранения и работы с ними. Комнаты для хранения наркотических, ядовитых и психотропных лекарственных средств соответствуют требованиям приказов и других нормативно - правовых актов, о чем имеются акты комиссионных обследований.
Поступление, расход и остаток медикаментов, шприцов и игл отмечаются в специальных журналах при каждом случае поступления или расходования. В процедурных кабинетах в специальных журналах должен вестись учет процедур (инъекций, капельниц, заборов крови на анализ). На основании данных журналов проверяется соответствие расходования выданных медикаментов и шприцов объему выполненных процедур. Журналы ведутся в соответствии с требованиями к ведению документации строгой отчетности. Случаев пропажи медикаментов, шприцов и игл не выявлено.
По линии борьбы с правонарушителями, связанными с наркотическими и одурманивающими средствами, обязательно проводится взаимодействие с территориальными правоохранительными органами. Основой такого взаимодействия является осуществление совместных мер, направленных на
предотвращение и раскрытие преступлений, участие в оперативно- розыскных мероприятиях.
А так же автор предлагает разработать программу социальной и медико-психологической помощи заключенным, которая включала бы в себя следующие пункты:
1. Комплексное медицинское, психологическое, наркологическое, социально
исследование больных, поступивших в отделение.
2. Оказание лечебной помощи больным.
3. Оказание социальной помощи больным.
4. Разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ
психокоррекции, личностной и социальной реадаптации и реабилитации больных.
5. Разработка рекомендаций для обеспечения непрерывности
коррекционно-реабилитационных мероприятий по окончании периода госпитализации и
возвращении больного в социум.
Которая,
безусловно, помогла бы снизить количество
наркоманов, а как следствие и
количество проникающих в уголовно
исполнительные учреждения наркотических
веществ.
«…мы должны общими
усилиями создать
безопасные
условия жизни, снизить
уровень преступности
в стране…»
(из Послания Президента России В.В. Путина
Федеральному
Собранию Российской Федерации от 26 мая
2004 года)
«…Организация борьбы
с преступностью
в стране требует принципиально
новых подходов»
(из Послания Президента России В.В. Путина
Федеральному
Собранию Российской Федерации от 25 апреля
2005 года)
Предлагаемый комплексно – профилактический подход к решению проблемы в определенной степени позволит стабилизировать криминальную ситуацию и уменьшить имеющую на сегодняшний день латентность. Для повышения уровня профилактики правонарушений необходима активизация воздействия на причины и условия их совершения. Заметное влияние на уровень преступлений совершаемых в местах лишения свободы, является наркомания, низкий образовательный уровень спец контингента, психические расстройства данной категории лиц, специфическая обстановка содержания, недостаточная квалификация персонала, не разработанность норм уголовно и уголовно – процессуального законодательства в сфере ответственности за преступления в местах лишения свободы, и ряд других актуальных вопросов.
Важнейшими
задачами сотрудников работающих в
уголовно исполнительной системе и всех
соприкасающихся с ними и их работой сотрудников
других учреждений являются раскрытие,
расследование и учет преступлений в местах
лишения свободы.
Повышение эффективности
этой деятельности, изучение и своевременное
устранение причин и условий, способствующих
совершению преступлений, являются основными
факторами, позитивно влияющими в целом
на профилактику правонарушений.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЬ:
профилактика правонарушений
на территории исправительных
учреждений в Кемеровской
области
Ц Е Л И | 1. Социальная работа с осужденными |
|
2. Обеспечение трудовой занятости лиц прибывающих в местах лишения свободы |
|
3. Формирование здорового образа жизни и развитие физкультурно-спортивной активности спец контингента |
|
4. Профилактика наркомании в ИУ |
|
5. Повышение
квалификации сотрудников |
|
6. Привитие норм
поведения принятых |