Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования заключается в комплексном юридическом анализе преступлений, нарушающих избирательные права граждан (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов).
Достижение сформулированной цели предполагает:
1) юридический анализ объекта и субъекта преступлений, нарушающих избирательные права граждан;
2) рассмотрение проблем квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, их отграничения от административных правонарушений и смежных составов преступлений;
3) обобщения правоприменительной практики, относящейся к преступлениям, нарушающим избирательные права граждан;
4) разработку и внесение предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан от преступных посягательств.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика преступлений против избирательных прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав
граждан 7
1.2. Сравнительный анализ преступлений против избирательных прав граждан в российском и зарубежном уголовном законодательстве 13
2. Уголовно-правовой анализ составов преступлений против избирательных прав граждан. Проблемы их квалификаци24
2.1. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ)24
2.2. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ) 32
2.3. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) 35
2.4. Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ) 41
3. Правовые проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан и пути их решения 45
3.1. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан 45
3.2. Пути совершенствования законодательства в области уголовной ответственности за преступления против избирательных прав граждан 52
Заключение 55
Глоссарий 58
Библиографический список 60
Приложение 68

Работа содержит 1 файл

Диплом избирательное право2.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Как насилие рассматривается физическое воздействие на человека в виде причинения вреда его здоровью, нанесения  побоев, причинения физических страданий. Если применение насилия повлекло за собой причинение вреда здоровью, то дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против здоровья человека необходима в случаях причинения вреда здоровью средней тяжести при отягчающих обстоятельствах или тяжкого вреда здоровью.

Под угрозой применения насилия  понимается психическое воздействие  на человека, позволяющее создать впечатление о реальной возможности применить к нему насилие.

В качестве альтернативы способу совершения преступления законодателем предусмотрены  общественно опасные последствия  в виде существенного нарушения  прав и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Существенное нарушение указанных  прав и законных интересов - понятие  оценочное. Такое нарушение может  заключаться в причинении имущественного ущерба в крупном размере, в срыве  избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации, массовом нарушении прав граждан и др.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 142 УК РФ, выражается в выполнении следующих незаконных действий: 1) изготовлении; 2) хранении; 3) перевозке незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Незаконное изготовление избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) может заключаться в производстве, тиражировании выше установленного количества, в нарушении установленного порядка, времени или места их изготовления.

Под хранением понимается фактическое размещение (владение) незаконно изготовленных бюллетеней у какого-либо лица, в жилище, в помещении организации или других местах.

Перевозка - это перемещение незаконно  изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) из одного места в другое с использованием любого вида транспортного средства.

Состав данного преступления - формальный, оно признается оконченным с момента  совершения любого из действий, оговоренных  в диспозиции ст.142 УК РФ. Это особенно важно подчеркнуть, так как нередко привлечение к ответственности вопреки требованиям уголовного закона связывается с наступлением неблагоприятных последствий. Так, прокуратура Кировского района Приморского края необоснованно отказала в возбуждении уголовного дела по факту изготовления членами одной из участковых избирательных комиссий поддельного протокола об определении итогов голосования на выборах Президента России, состоявшихся 16 марта 2000 года. При этом «отказная» аргументация сводилась исключительно к тому, что фальсификация избирательных документов не повлекла за собой наступление вредных последствий32.

Для рассматриваемого состава характерно наличие специального субъекта преступления. Согласно закону к ответственности  за данное деяние могут быть привлечены только члены избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии референдума. На первый взгляд, законодательство исчерпывающим образом определяет круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности по ст.142 УК. Однако чтобы избежать ошибок в правоприменительной практике, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, надо помнить, что в работе избирательных комиссий и комиссий референдума принимают участие  два вида членов: с правом решающего  голоса и с правом совещательного голоса. Поскольку члены комиссии с правом совещательного голоса не обладают правом выдачи бюллетеней, участия в сортировке и подсчете бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, голосования при принятии решения на заседании комиссии, то ответственности по ст.142 УК РФ могут подлежать только члены комиссии с правом решающего голоса.

Во-вторых, диспозиция анализируемой  уголовно-правовой нормы не конкретизирует признаки инициативной группы. Это  дает основание для достаточно широкой  трактовки данных коллективных образований - инициативных групп по проведению референдума и инициативных групп по выдвижению кандидата33. С подобными утверждениями трудно согласиться, принимая во внимание, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.15) упоминает об инициативной группе только применительно к проведению референдума. Что же касается выборов, то по отношению к ним образование инициативной группы по выдвижению кандидата оговаривается лишь в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (ст.34). Отсюда следует, что к ответственности по ст.142 УК РФ могут быть привлечены только члены инициативной группы по проведению референдума или члены инициативной группы по выдвижению кандидата в Президенты Российской Федерации.

В-третьих, надо учитывать, что в  прямо оговоренных законом случаях  к составлению избирательной  документации, документации по проведению референдума имеют отношение  и иные лица (например, командиры  воинских частей, капитаны судов, находящихся в плавании, руководители дипломатических представительств или консульских учреждений). В случае совершения ими действий, описанных в ст. 142 УК РФ, они должны, в зависимости от характера содеянного, нести ответственность за соответствующие должностные преступления.

В-четвертых, в случае фальсификации  избирательных документов (в частности, подписных листов) сборщиками подписей, самими кандидатами и иными лицами, не являющимися членами инициативной группы, их действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 141 УК РФ. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, что такие лица вообще не могут подлежать ответственности вследствие пробела действующего уголовного законодательства34.

Субъективная сторона фальсификации  избирательных документов, документов референдума, неправильного подсчета голосов, установления результатов выборов или нарушения тайны голосования характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает фактическое содержание совершаемых действий. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют.

2.4. Фальсификация итогов голосования  (ст. 142.1 УК РФ)

Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией свободного и равного  осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Данная статья состоит из одной части, описывающей общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

Основной объект преступного посягательства - конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права (права на участие в референдуме). Факультативные объекты - установленная законом деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

В качестве предметов посягательства могут выступать избирательный  бюллетень (бюллетень референдума), сведения об избирателях (участниках референдума) на соответствующем материальном носителе, список избирателей (участников референдума), протокол об итогах голосования.

Объективная сторона состава преступления выражается в форме действия:

а) во включении неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании - означает дополнение вопреки законодательству о выборах и референдуме количества изготовленных бюллетеней незарегистрированными избирательной комиссией (комиссией референдума) бюллетенями;

б) в представлении заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума - предполагает умышленную передачу в избирательную комиссию (комиссию референдума) данных, искажающих действительные сведения об избирателях (участниках референдума). К таким данным можно отнести фамилию, имя, отчество избирателя (участника референдума), дату его рождения, номер документа, удостоверяющего личность;

в) заведомо неправильном составлении  списков избирателей, участников референдума - может быть выражено в умышленном включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом (правом избирать) или правом на участие в референдуме (например, не достигших 18-летнего возраста, недееспособных, осужденных по приговору суда), а также умерших или вымышленных лиц;

г) фальсификации подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума подразумевает копирование данных подписей другими лицами, оставление собственных подписей иными лицами вместо подписей соответствующих избирателей (участников референдума);

д) замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума - предусматривает изъятие бюллетеней, содержащих результаты волеизъявления граждан, из избирательной кампании (кампании референдума) и представление на рассмотрение (подсчет) вместо них иных бюллетеней;

е) порче бюллетеней, приводящей к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума выражается в переводе действительных бюллетеней в категорию недействительных путем, например, внесения дополнительных отметок, нарушения целостности бюллетеней, их загрязнения;

ж) незаконном уничтожении бюллетеней предполагает их полную физическую утрату вопреки законодательству о выборах и референдуме;

з) заведомо неправильном подсчете голосов  избирателей, участников референдума означает умышленное искажение фактического количества голосов избирателей (участников референдума) в интересах виновного;

и) подписании членами избирательной  комиссии, комиссии референдума протокола  об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования - заверение организаторами выборов (референдума) несуществующих результатов голосования;

к) заведомо неверном (не соответствующим  действительным итогам голосования) составлении  протокола об итогах голосования - умышленное искажение итогов голосования организаторами выборов (референдума).

л) незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения - изменение содержания итогового документа избирательной кампании или кампании референдума вопреки законодательству о выборах и референдуме;

м) заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума умышленное искажение результатов голосования (выборов, референдума) организаторами выборов или референдума.

По законодательной конструкции  состав преступления формально-материальный. Преступление окончено (составом) либо в момент осуществления хотя бы одного из перечисленных действий независимо от наступления материального общественно опасного последствия (например, включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; представления заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума), либо в момент наступления материального общественно опасного последствия (в частности, порчи бюллетеней, приводящей к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; незаконного уничтожения бюллетеней).

Диспозиция статьи имеет ссылочный  характер. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла.

Субъект преступного посягательства специальный - физическое вменяемое лицо, имеющее принадлежность к избирательной комиссии или комиссии референдума.

3. Правовые проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан и пути их решения

3.1. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан

В настоящее время в области  уголовной ответственности за преступления против избирательных прав граждан  существует ряд правовых проблем. На наш взгляд, основные проблемы в указанной области связаны, прежде всего, с определением объекта и субъекта преступлений против избирательных прав граждан. Рассмотрим данные правовые проблемы более подробно.

1. Проблема привлечения юридического лица к уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан

Мы знаем, что одним из важнейших элементов состава преступления является субъект преступления, под которым по уголовному праву понимается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность35.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежат только физические вменяемые лица, достигшие установленного законом возраста.

Из анализа ст. 11-13 УК РФ следует, что к уголовной ответственности может быть привлечен как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Представляется, что ответственным за совершенное преступное деяние может быть признан только человек, а не юридическое лицо, и животное.

Однако теорией уголовного права  оспаривается данное положение. Так, по мнению В. В. Голубева, причиной рассмотрения вопроса об уголовной ответственности  юридических лиц является «лавинообразный рост преступности, захлестнувший страну, обусловленный противоправной деятельностью, совершаемой посредством юридических лиц»36.

В качестве аргументов об уголовной ответственности юридического лица выдвигают тезис о масштабности ущерба, причиняемого деятельностью юридического лица, административная и гражданская ответственность за который не соответствует его тяжести. Необходимо, полагают сторонники идеи уголовной ответственности для юридического лица, наказывать предприятия в уголовно правовом порядке37.

В юридической литературе отмечается, что в рамках уголовного права могут возникнуть трудности в квалификации деяний, когда конкретные решения, влекущие уголовно правовые последствия, принимаются коллективно, т.е. юридическим лицом. В ситуациях такого рода к уголовной ответственности должны привлекаться конкретные лица, фактически совершившие виновное деяние38.

По мнению Б. В. Здравомыслова, привлечение  к уголовной ответственности  юридических лиц противоречило  бы важнейшему принципу уголовного права, зафиксированному в УК РФ – принципу вины (ст. 5 УК РФ)39.

Информация о работе Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина