Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования заключается в комплексном юридическом анализе преступлений, нарушающих избирательные права граждан (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов).
Достижение сформулированной цели предполагает:
1) юридический анализ объекта и субъекта преступлений, нарушающих избирательные права граждан;
2) рассмотрение проблем квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, их отграничения от административных правонарушений и смежных составов преступлений;
3) обобщения правоприменительной практики, относящейся к преступлениям, нарушающим избирательные права граждан;
4) разработку и внесение предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан от преступных посягательств.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика преступлений против избирательных прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав
граждан 7
1.2. Сравнительный анализ преступлений против избирательных прав граждан в российском и зарубежном уголовном законодательстве 13
2. Уголовно-правовой анализ составов преступлений против избирательных прав граждан. Проблемы их квалификаци24
2.1. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ)24
2.2. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ) 32
2.3. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) 35
2.4. Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ) 41
3. Правовые проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан и пути их решения 45
3.1. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан 45
3.2. Пути совершенствования законодательства в области уголовной ответственности за преступления против избирательных прав граждан 52
Заключение 55
Глоссарий 58
Библиографический список 60
Приложение 68

Работа содержит 1 файл

Диплом избирательное право2.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Уголовно наказуемые способы противодействия  работе избирательных комиссий или  комиссий по проведению референдума  прямо не очерчены в законе. Это  может быть срыв заседания тех  или иных комиссий, лишение их возможности  выдавать бюллетени и подводить  итоги голосования, блокирование помещений избирательных комиссий (комиссий референдума) и т.д. Однако не могут влечь наступление уголовной ответственности действия (бездействие), которые по своему характеру являются административными правонарушениями.

Состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.141 УК РФ, - формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения уголовно-противоправных действий (бездействия) независимо от того, удалось ли нарушителю реально воспрепятствовать осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, работе избирательных комиссий или комиссии референдума.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Рассматриваемое преступление может  быть совершено только с прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия (бездействие) препятствуют осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии референдума, и желает наступления соответствующих последствий. Мотивы и цели могут быть самыми разнообразными, но они не имеют юридического значения.

В части 2 ст.141 УК РФ содержится шесть  квалифицирующих признаков, обуславливающих  повышенную уголовную ответственность: подкуп, обман, применение насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Подкуп представляет собой передачу или обещание передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей гражданину за участие (неучастие) в выборах или референдуме, голосование за или против конкретных кандидатов (вынесенных на референдум вопросов), воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии референдума. Наиболее распространенный способ подкупа - «покупка» голосов избирателей со стороны кандидатов на выборные должности или членов групп их поддержки, особенно на стадии досрочного голосования30. Однако не любое вручение имущественных ценностей избирателям или участникам референдума образует состав преступления. Если оно напрямую не связывается с каким-либо вариантом поведения избирателей, участников референдума, не «требует» от них голосования за или против конкретных кандидатов, то ответственность за такие действия должна наступать согласно ст.5.16 КоАП РФ.

Обман - это распространение заведомо ложных сведений, направленных на введение в заблуждение избирателей, участников референдума, кандидатов, наблюдателей, членов избирательных комиссий (комиссий референдума) и других субъектов избирательного или референдумного процесса. Он может выражаться в сообщении ложной информации об отмене (переносе) выборов, об аннулировании регистрации тех или иных кандидатов, о времени и месте голосования, в совершении иных подобных действий.

Насилие как квалифицирующий признак  не конкретизировано применительно  к составу преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141 УК РФ. Оно может быть связано с оказанием физического воздействия, выражающегося в удержании, незаконном лишении свободы, побоях, причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью31. Если при воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (комиссий референдума) потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, ответственность наступает по совокупности ст.141 и ст.111 УК РФ.

Использование служебного положения  в воспрепятствовании осуществлению  избирательных прав, права на участие  в референдуме, работе комиссий в  любой форме также является квалифицирующим  признаком данного преступления. Виновный, используя свои полномочия, может изымать у избирательных комиссий (комиссий референдума) помещения для голосования или оргтехнику, уклоняться от выделения бюджетных средств на проведение выборов или референдума, препятствовать организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями и т.д.

Гораздо больший вред по сравнению  с индивидуальными посягательствами на избирательные (референдумные) отношения  способна причинить группа лиц по предварительному сговору или организованная группа. Поэтому за эти разновидности соучастия, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст.35 УК РФ, ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 141 УК РФ.

2.2. Нарушение порядка финансирования  избирательной кампании кандидата,  избирательного объединения, избирательного  блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ)

Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией справедливого и равного  права гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Данная статья состоит из двух частей, отражающих основные альтернативные составы преступления. К статье присоединено примечание, раскрывающее крупный размер финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, [избирательного блока,] деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также крупный размер пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума (использования указанных финансовых (материальных) средств).

Составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

Основной  объект преступного посягательства – гарантированное Конституцией равноправие граждан на реализацию своего избирательного права или права на участие в референдуме. Факультативными объектами могут быть интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, выражается в форме действия: а) в передаче кандидату, избирательному объединению либо инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума денежных средств, минуя соответствующий избирательный фонд либо фонд референдума, а равно материальных ценностей без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума, б) в расходовании не перечисленных в избирательные фонды либо в фонды референдума денежных средств, в) в выполнении оплачиваемых работ, реализации товаров, оказании платных услуг без оплаты из соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума или с оплатой из соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также г) во внесении пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Указанное преступное поведение должно быть осуществлено в крупном размере.

Крупным размером признается размер суммы денег, стоимость  имущества или выгод имущественного характера, которые превышают 0,1 часть  предельной суммы всех расходов средств  избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения соответствующего деяния, но не менее 1 млн руб.

Состав  преступления формальный. Преступление окончено с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.

Субъективная  сторона характеризуется виной  в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оказывает незаконную финансовую (материальную) помощь в крупных  размерах, использует при этом соответствующий способ (ч. 1 ст. 141.1 УК РФ) или использует, расходует ее (ч. 2 ст. 141.1 УК РФ), и желает выполнить эти действия.

Обязательным  признаком субъективной стороны  преступления по ч. 1 рассматриваемой  статьи являются специальные цели: 1) достижение определенного результата на выборах (референдуме); 2) проведение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока; 3) выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме - подлежит установлению при использовании в крупном размере помимо средств соответствующего избирательного фонда или фонда референдума финансовой (материальной) поддержки.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой  статьи, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, необходим специальный субъект. Им может быть: 1) кандидат, участвующий в избирательной кампании; 2) его уполномоченный представитель по финансовым вопросам; 3) уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения; 4) уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном  законом порядке в качестве претендента  на замещаемую посредством прямых выборов  должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

2.3. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ)

Частью 2 ст. 32 Конституции РФ гарантировано  право граждан на участие в  выборах или референдуме. Референдум или свободные выборы являются непосредственным выражением народовластия. Фальсификация избирательных документов референдума искажает его результаты, не позволяет выявить истинную волю народа. Поэтому объектом рассматриваемого преступления является конституционное право граждан на свое волеизъявление, а также установленный порядок проведения выборов или референдума организаторами или функционерами комиссии по проведению референдума или выборов либо членами инициативных групп.

Предметом преступления являются избирательные документы, документы референдума, подписные листы, списки кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, документы о праве голосования не по месту жительства (открепительное удостоверение).

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 142 УК РФ, состоит в фальсификации избирательных документов, документов референдума.

Фальсификация избирательных документов (документов референдума) может заключаться  в подчистке, внесении ложных записей, их дополнении несуществующими данными, подмене документов и другом искажении данных.

Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, составляет выполнение альтернативных действий:

1) подделка  подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательного блока, инициативы проведения референдума; 2) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Под подделкой  подписей избирателей (участников референдума) рассматривается выполнение подписей от имени одного лица другим лицом.

Для наличия  объективной стороны данного  состава преступления необходимо хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) подкуп; 3) принуждение; 4) применение насилия или угроза его применения; 5) уничтожение имущества или угроза его уничтожения.

Подкуп рассматривается как  выплата денежных средств, передача имущества или предметов (ценностей), выполнение услуг имущественного характера, погашение долга и др. за совершение подделки подписей.

Принуждение представляет собой действия, направленные на подавление воли лица с тем, чтобы он совершил определенные действия или воздержался от их совершения по воле виновного. Это могут быть различного рода угрозы (за исключением указанных в норме, поскольку в этом случае угрозы образуют самостоятельный признак преступления), понижение в должности и иные воздействия по службе и т.д. Говоря о принуждении, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на решение следующей проблемы.

Применительно к данному составу  преступления и ряду других составов законодатель, включая в диспозицию нормы указание на применение насилия или угрозу его применения, уничтожение имущества или угрозу его уничтожения, не указывает, в отношении кого должны быть осуществлены эти действия для наличия состава преступления. Очевидно, что применительно к рассматриваемому составу преступления состав подделки будет налицо, если имела место угроза применения насилия в отношении лица, имеющего доступ к избирательным документам или документам референдума и подделавшего подписи под воздействием угрозы. Но будет ли данный состав преступления в том случае, если такая же угроза была осуществлена в адрес родных указанного лица. Возможно, нет, поскольку законодатель в подобного рода случаях указывает на соответствующих потерпевших в диспозиции соответствующей нормы. Однако угрозы в отношении родных или близких потерпевшего или даже реальные действия, причиняющие им вред, являются способом воздействия на потерпевшего, подавлением его воли. Поэтому, с нашей точки зрения, действия виновных в такого рода ситуациях следует расценивать как принуждение.

Уничтожение имущества предполагает его разрушение или повреждение, влекущее полную утрату его потребительских  свойств и экономической ценности.

Угроза уничтожения имущества  означает психическое воздействие  на потерпевшего, которое позволяет ему оценивать возможность ее перерастания в реальное уничтожение принадлежащего или вверенного ему имущества.

Информация о работе Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина