Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования заключается в комплексном юридическом анализе преступлений, нарушающих избирательные права граждан (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов).
Достижение сформулированной цели предполагает:
1) юридический анализ объекта и субъекта преступлений, нарушающих избирательные права граждан;
2) рассмотрение проблем квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, их отграничения от административных правонарушений и смежных составов преступлений;
3) обобщения правоприменительной практики, относящейся к преступлениям, нарушающим избирательные права граждан;
4) разработку и внесение предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан от преступных посягательств.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика преступлений против избирательных прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав
граждан 7
1.2. Сравнительный анализ преступлений против избирательных прав граждан в российском и зарубежном уголовном законодательстве 13
2. Уголовно-правовой анализ составов преступлений против избирательных прав граждан. Проблемы их квалификаци24
2.1. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ)24
2.2. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ) 32
2.3. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) 35
2.4. Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ) 41
3. Правовые проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан и пути их решения 45
3.1. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений против избирательных прав граждан 45
3.2. Пути совершенствования законодательства в области уголовной ответственности за преступления против избирательных прав граждан 52
Заключение 55
Глоссарий 58
Библиографический список 60
Приложение 68

Работа содержит 1 файл

Диплом избирательное право2.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Актуальность темы исследования. Проведение правовой реформы и совершенствование российского законодательства должно осуществляться в соответствии с конституционным принципом, утверждающим приоритет прав человека как высшей ценности всей государственно-правовой и общественной системы Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). Именно в Конституции РФ зафиксировано положение о привлечении к юридической ответственности лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Гарантом соблюдения положений Конституции РФ выступают различные отрасли права, в частности, уголовное право, нормы которого устанавливают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Демократические, свободные и периодичные  выборы в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Однако не всегда эти гарантии соблюдаются. Прошедшие в последние годы выборы показали, что необходимо модернизировать приемы уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов являются деяниями, представляющими общественную опасность. Эти опасные явления проявляются в том, что искажается волеизъявление народа, по сути, попираются его права, его желание видеть у руля государственной власти в России честных, достойных руководителей.

Проблемы защиты избирательных  прав граждан ранее практически  не рассматривались в советском  и российском уголовном праве. Это связано, прежде всего, с тем, что в советский период с его «стопроцентным, единогласным волеизъявлением советского народа» преступлений в этой сфере в принципе не могло быть. А в нынешнее время, когда избирательное законодательство России, недавно получившее более-менее законченный вид, к сожалению, из-за наличия в нем пробелов проблема так и осталась не рассмотренной.

В связи с тем, что фальсификация  избирательных документов долгое время  в советский период рассматривалась  в контексте подлога избирательных документов, что в некоторой степени ассоциируется со служебным подлогом, то можно констатировать тот факт, что такие ученые как Б.В. Здравомыслов, Н.И. Коржанский, М.Д. Лысов, В.И. Соловьев, Г.Ф. Поленов, Т.Б. Румянцев, Ю.В. Щиголев, Т.Б. Басова, Л.А. Букалерова, И.А. Клепицкий, Б.И. Пинхасов и ряд других авторов, проводили уголовно-правовой анализ подлога избирательных документов при отграничении этого преступления от должностного подлога, как самостоятельного преступления или как способа совершения преступлений корыстной направленности.

Цель дипломного исследования заключается в комплексном юридическом анализе преступлений, нарушающих избирательные права граждан (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов).

Достижение сформулированной цели предполагает:

1) юридический анализ объекта и субъекта преступлений, нарушающих избирательные права граждан;

2) рассмотрение проблем квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, их отграничения от административных правонарушений и смежных составов преступлений;

3) обобщения правоприменительной практики, относящейся к преступлениям, нарушающим избирательные права граждан;

4) разработку и внесение предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан от преступных посягательств.

Объектом исследования явились  общественные отношения, обеспечивающие конституционную неприкосновенность и нормальное функционирование избирательной системы.

Предметом исследования являются нормы  уголовного, административного и избирательного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления, посягающие на избирательные права граждан.

Методологической основой исследования является метод всеобщего познания, а также системно-структурный, формально-логический.

Нормативную базу исследования составили  Конституция Российской Федерации, конституционное, избирательное, административное, гражданское,

уголовное законодательство.

Теоретической базой исследования явились труды по общей теории права, теории уголовного права, конституционному праву, избирательному праву, административному праву, криминологии, указанные в библиографическом разделе дипломной работы.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит  из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.

1. Общая характеристика преступлений против избирательных прав и свобод человека и гражданина

1.1. Понятие и виды преступлений  против избирательных прав граждан

Преступления против избирательных  прав граждан (ст. 141-142.1 УК РФ) посягают на предусмотренные Конституцией РФ1 право граждан избирать и быть избранными и право на участие в референдуме.

Непосредственное участие граждан  Российской Федерации в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также путем личного  участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия является опосредованной – через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти и органы местного самоуправления.

Если для большей части прав и свобод граждан в соответствий с Конституцией РФ наличие российского  гражданства не является необходимым  условием их осуществления, то право  участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

В субъективном (узком) значении избирательное  право включает в себя два аспекта. Так, согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Активным и пассивным избирательным  правом обладают все дееспособные граждане России, достигшие определенного  возраста.

В Российской Федерации граждане приобретают  активное избирательное право по достижении ими возраста 18 лет, т. е. когда они самостоятельно могут осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст. 60 Конституции РФ). Нижний возрастной предел пассивного избирательного права устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год – на выборах в органы местного самоуправления и законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; 30 лет — на выборах высшего должностного лица региона. При этом установление максимального возраста кандидата запрещается.

В целом Конституционный Суд РФ разделяет изложенную точку зрения по данному вопросу. Вместе с тем высказывалась и иная позиция судей Конституционного Суда РФ. Так, судья Н.В. Витрук2 убежден, что правила, определяющие минимальный возраст кандидата (21 год и 30 лет), не получили должной конституционной оценки с позиций содержания ст. 60 Конституции РФ, которая гласит:

«Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

Однако, по мнению специалистов в области конституционного права, такая мера себя полностью  оправдывает, т. к. установление возрастных цензов продиктовано требованиями жизненного опыта, зрелости взглядов и мышления претендентов на выборные должности3.

Положение гражданина в избирательном процессе обобщается в категориях «правовой статус избирателя» и «правовой статус кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Содержание правового статуса избирателя следует из его права избирать на соответствующих выборах и определяется совокупностью предусмотренных в избирательном законодательстве правомочий, связанных с выполнением определенных действий: регистрацией (учетом), составлением списков избирателей; участием в формировании избирательных комиссий; выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов); созданием избирательных фондов кандидатов избирательными объединениями (избирательными блоками); предвыборной агитацией; организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.

Содержание полномочий избирателя в некоторых случаях может расширяться также в зависимости от функций и поручений (когда он является наблюдателем, доверенным лицом, уполномоченным по финансовым вопросам и т. п.), исполняемых им в ходе проведения предвыборной кампании. В осуществлении избирательных действий избиратель вправе принимать участие и до достижения им возраста 18 лет при условии, что на день голосования он достигнет совершеннолетия4.

Пассивное избирательное право является важнейшим  элементом конституционного статуса  гражданина. Каждому гражданину, обладающему  избирательным правом, закон предоставляет  возможность выдвигаться и баллотироваться в качестве кандидата на выборные должности. Все кандидаты наделены равными правами и обязанностями.

Как активным, так и пассивным избирательным  правом в полном объеме обладают граждане независимо от того, какую государственную  или муниципальную должность они занимают. В то же время законодательно определяется перечень последующих ограничений, связанных с избранием гражданина депутатом или иным выборным должностным лицом. Например, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Всеобщее  избирательное право не допускает  какой-либо дискриминации и ограничений. Ст. 19 Конституции РФ и Закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантируют активное и пассивное избирательное право гражданам независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.

Ограничение избирательного права распространяется на строго определенные случаи. Конституция  РФ в ч. 3 ст. 32 определила, что не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Избирательные права восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда.

Право участвовать в референдуме регламентировано Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан России при тайном голосовании.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения установлены для лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, за посягательства на избирательные права и право на участия в референдуме Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступления (ст.141-142.1 УКРФ).

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Ст. 141.1 УК РФ устанавливает ответственность  за нарушения порядка финансирования избирательной кампании. Это преступление может проявляться в целом ряде неправомерных действий – в оказании финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных по необоснованно заниженным расценкам; оплате изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов; передаче денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению для осуществления ими своей избирательной кампании; в использовании в крупных размерах помимо средств избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения со стороны их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также в использовании в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством и перечисленных на избирательный счет. Крупным признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда (но не менее одного миллиона рублей).

Информация о работе Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина