Понятие уголовной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Решая вопрос о понятии и содержании правового государства еще в начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию". Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет - многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа" Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3-4

Раздел I. Правовое государство в историко-правовой мысли-------------стр.5-9

Раздел II. Признаки (основные черты) правового государства-----------стр.9-19

Раздел III. Формирование правового государства в Российской Федерации и

Республике Беларусь -------------------------------------------------стр.19-35

Заключение---------------------------------------------------------------------------стр.36

Список использованной литературы--------------------------------------------стр.37-38

Работа содержит 1 файл

Правовое государство Катя-4.docx

— 72.78 Кб (Скачать)

    Говоря  об опасных тенденциях развития российского  общества сегодня, Президент России в своем Послании Федеральному Собранию обращал внимание на то, что «огромное число уже принятых декларативных норм, их противоречивость дают возможность для произвола и произвольного выбора, недопустимого в такой сфере, как закон. Мы практически стоим у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать норму, которая является ему наиболее приемлемой. Как результат - наряду с «теневой экономикой» у нас уже формируется и своего рода «теневая юстиция». И как показывает практика - граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые «ходы» и «выходы». И подчас убеждаются, что незаконным путем имеют шанс добиться по сути часто справедливого решения. Это подрывает доверие к государству» 2.

    Важнейшим принципом формирования правового  государства Конституция Российской Федерации и Основной Закон Республики Беларусь рассматривают также разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Так, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

_____________________________________________

1Народная газета. № 24. 2001. 31 янв.

2 Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001.

4 апр. С. 3. 

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Формулировка принципа разделения властей в Конституции Республики Беларусь представляется более совершенной: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» (ст. 6).

    Нередко под таким разделением властей  понимают полное равенство и независимость  ветвей власти. С подобной трактовкой, однако, согласиться нельзя: ветви власти не могут быть равными в своих правах и независимыми друг от друга, иначе, во-первых, не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность, во-вторых, государство перестанет быть единым механизмом.

    Суть  разделения властей заключается  в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что не только не исключает взаимодействие ветвей власти, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций и взаимодействие в решении сложных политических проблем.

    Ветви власти призваны, сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении обществом  и государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.

    Законодательная власть в современной государственно-правовой трактовке - это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент участвует в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики, принимая законы и формируя предусмотренные конституцией государственные органы.

    Верховенство  законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется и ограничивается в своей деятельности конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.

    Исполнительная  власть призвана реализовывать акты главы государства, законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизнью общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления - и президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим представительным и исполнительно-распорядительным органам и населению административно-территориальных единиц.

В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам.

    В теории государства высказывается  достаточно обоснованное мнение о том, что в современных условиях идет «отпочкование» новой, четвертой власти - контрольно-надзорной1.

    Этот  процесс еще не завершен: во многих странах тенденция обособления контрольной власти носит характер поиска. В отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, осуществляющими и иные функции, и который нередко является их «побочной» деятельностью, институты контрольной власти занимают относительно самостоятельное место, они организационно обособлены от других ветвей власти. Речь идет об органах конституционного контроля, прокурорского надзора, счетных палатах и других специальных органах государственного контроля. Во многих европейских странах это получило отчетливое выражение в конституционном законодательстве.

__________________________________________________________________________________________

1 Кучинский В.А. О месте Конституционного Суда Республики Беларусь в системе разделенных властей //Вестк Канстытуцыйнага Суда Рэспублш! Беларусь. 1996. № 1. С. 89-93; Чиркин В.Е. Контрольная власть //Государство и право. 1993. № 4. С. 10-18. 

     Каким же образом с учетом принципа разделения властей организована государственная  власть в Российской Федерации и  Республике Беларусь?

    Согласно  Конституции России главой государства  и гарантом Основного Закона является Президент Российской Федерации. Конституция наделяет Президента достаточно широким кругом прав, который, по существу, охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (часть третья ст. 80), обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (часть вторая ст. 80).

    Исполнительную  власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (часть первая ст. 110).

    Однако, исходя из содержания и характера  конституционной регламентации полномочий Президента и Правительства можно сделать вывод о том, что президентская власть, помимо исключительных прав Президента, включает в себя и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти.

     Согласно  Основному закону Республики Беларусь (ст. 79) Главой государства, гарантом Конституции  страны, прав и свобод человека и гражданина является Президент, избираемый народом на пять лет. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101 Конституции Республики Беларусь).

    Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров - центральный  орган государственного управления (ст. 106 Конституции Республики Беларусь). Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. По сути дела Президент страны возглавляет исполнительную власть («президентскую вертикаль»).

    Представительным  и законодательным органом Российской Федерации по Конституции страны (ст. 94) является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы. Понятно, что такая организация Парламента России обусловлена федеративным устройством государства.

    Представительным  и законодательным органом в  Республике Беларусь является Парламент - Национальное собрание. Срок его полномочий - четыре года. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90). В Конституции Российской Федерации (ст. 118) закреплено положение о том, что «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Согласно Основному Закону (часть первая ст. 120) «судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону». Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Конституция (ст. 120-122) закрепляет принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей. Судопроизводство согласно Конституции (ст. 123) осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Конституция России (ст. 125-128) определяет основы правового положения и порядок формирования Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Важным шагом в развитии судебной реформы страны стало принятие Федерального Конституционного закона от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Вместе с тем следует согласиться с профессором В.С. Нерсесянцем в том, что «в целом, однако, судебная реформа осуществляется медленно и непоследовательно, в условиях мощного сопротивления со стороны разного рода консервативных сил и бюрократических структур»1.

    В складывающихся условиях очень важно, чтобы так трудно обретаемая независимость суда и судей от прежнего партийно-административного диктата и контроля не обернулась «независимостью» от всего и вся, сословной «свободой» для себя, кастовой автаркией судебной власти, ее превращением в непроницаемое и бесконтрольное «государство в государстве»2.

    Основной  закон Республики Беларусь также  определил конституционные основы судебно-правовой реформы. К ним прежде всего следует отнести:

отделение судебной власти от законодательной и исполнительной;

• защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений;

• осуществление  судебной власти только судом;

• признание  прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки;

• закрепление  презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе;

• запрещение создавать чрезвычайные суды;

_____________________________________________________________________________________________________________________

1  Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М., 2000. С. 350.

2  Там же. 

• определение  основополагающих принципов правового  статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).

    В ст. 112 Основного Закона Беларуси подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

    Впервые в белорусском законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) призваны активно участвовать в осуществлении контроля за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

    Таким образом, в современных условиях судебная власть как в России, так  и в Беларуси может и должна утверждаться и развиваться лишь в русле нового конституционного правопонимания, на основе и в границах строгого и последовательного соблюдения принципа разделения власти и требований конституционно-правовой законности.

    В соответствии с Основным Законом  Республики Беларусь в судебную систему  республики включается и Конституционный  Суд (ст. 116). Шесть судей назначаются  Президентом Республики Беларусь. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.

Информация о работе Понятие уголовной ответственности