Понятие уголовной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Решая вопрос о понятии и содержании правового государства еще в начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию". Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет - многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа" Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3-4

Раздел I. Правовое государство в историко-правовой мысли-------------стр.5-9

Раздел II. Признаки (основные черты) правового государства-----------стр.9-19

Раздел III. Формирование правового государства в Российской Федерации и

Республике Беларусь -------------------------------------------------стр.19-35

Заключение---------------------------------------------------------------------------стр.36

Список использованной литературы--------------------------------------------стр.37-38

Работа содержит 1 файл

Правовое государство Катя-4.docx

— 72.78 Кб (Скачать)

данских и политических правах допускается  возможность ограничения прав и свобод также в интересах охраны государственной безопасности и здоровья населения.

    Такая возможность ограничения прав и  свобод предусматривается в ст. 23 Конституции Республики Беларусь только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

    Конституции правовых государств рассматривают  основные права и свободы в качестве непосредственно действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные акты или если последние противоречат этим правам.

    Правовое  государство предполагает не только признание и закрепление в  законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных  лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, здесь должна быть предусмотрена система юридических гарантий прав личности.

    Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированной и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

    Основным  атрибутом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.

    Однако  разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства - Конституция - должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».

    Как отмечалось выше, принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента и правительства, конституционный контроль и др.

    В отличие от теории правового государства  в марксистской доктрине государство  выступало органом насилия, служащим интересам только экономически и  политически господствующего класса, и совершенно по-иному, с классовых позиций, трактовались понятия «народ», «социальная справедливость», «свобода» и др.

    Именно  марксистское учение о политическом, а не о правовом государстве и попытались реализовать большевики после свершения Октябрьской революции, взяв курс на установление диктатуры пролетариата. И как следствие, созданное государство стало орудием подавления политических противников советской власти, орудием подавления инакомыслия. Можно утверждать, что в силу ряда объективных и субъективных причин вместо диктатуры пролетариата в стране установилась диктатура партийно-государственного аппарата. Руководители политического государства, объединив в руках партии рычаги всех ветвей власти, совершали без учета специфики социально-экономических условий неправовые эксперименты - от насильственной коллективизации и массового переселения народов до безжалостного уничтожения неугодных режиму лиц.

    Официальное отношение к доктрине правового  государства было сформулировано в докладе известного деятеля большевистской партии и советского правительства Л.М. Кагановича по случаю 12-й годовщины советской власти, с которым он выступил в Институте советского строительства при коммунистической академии: «...мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства... Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства... Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент»1.

    В этих условиях теория правового государства  была объявлена буржуазной лженаукой, используемой идейными противниками коммунизма в пропагандистских и подрывных целях.

    Сторонники  этой теории подвергались политическим преследованиям, а

_______________________________________________________________________________________

1 Цит. по: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. С. 131. 

основные  ее положения либо категорически  отвергались (принципы гражданского общества, разделения властей, незыблемости свободы личности), либо искажались в угоду политическому произволу (демократизм законотворчества, верховенство закона, ответственность за правонарушения и др.).

    Политика  тотального подавления личности, множество  необоснованных запретов, возникших на идеологической почве, жестокие политические репрессии породили всеобщий правовой нигилизм. В конечном счете великая держава стала распадаться. Народ оказался в бедственном положении. Запоздалые попытки КПСС в конце 80-х годов предотвратить этот негативный процесс, провозгласив создание в СССР правового государства, не смогли спасти положения. Народам бывшего СССР, в том числе и белорусскому, и российскому, предстоит строить новое цивилизованное общество, правовое государство.

    Уяснение  основных признаков правового государства  позволяет обобщить его научное понимание и дать следующее определение: правовое государство - это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом» ). 

    РАЗДЕЛ III.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    Во  все времена призывы к созданию правового государства и разработка принципов его формирования были реакцией прогрессивных мыслителей на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись на волне либерализации общества, т.е. когда общество стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Не случайно наиболее значимые постулаты концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности, противоположные феодальным привилегиям, кулачному праву, узаконенному произволу класса крепостников.

В контексте  сказанного следует помнить, что  в дореволюционной России идеи правового государства пробивались с большими трудностями. И это не случайно. Право в России, отмечает профессор В.В. Лазарев, никогда не имело достаточной целости и самоценности. Правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии, а стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю. Поэтому подданным России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе. Исторические условия формирования российской государственности также способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования1.

    Вышеназванные причины имели место и в  этнической Беларуси, территория которой в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи. Отсюда причины, препятствующие формированию правового государства, добавившиеся после 1917 г., действовали однозначно как в России, так и в Беларуси. Имеются в виду некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности; обеспечение права в ходе революций и гражданской войны; отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая рабочий класс и беднейшее крестьянство; возвышение исполнительных органов над законодательными; возвеличение карательных учреждений; культ вождя и др.2

_______________________________________________________________________________________________________________________

1 Общая теория права: Учебник для юрид. вузов. 2-е изд, перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 334.

2 Общая теория права: Учебник для юрид. вузов. 2-е изд, перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. А.С. Пиголкина. М., 1995.   С. 335. 

    Краткий экскурс в историю зарождения и развития теории правового государства  позволяет утверждать, что главный  ценностный смысл данной идеи заключается в создании условий, которые бы дали возможность личности раскрыть свой творческий потенциал, утвердить суверенитет народа, гарантировать свободу личности, подчинить государство обществу. Ведь коренной вопрос демократии - это отношения личности и власти, гражданина и государства.

    «Демократия,- отмечал Н. Бердяев,- это власть организованного народа в правовом государстве, где главенствует закон, перед которым все равны. Нельзя путать демократию с властью толпы, анархией и беззаконием»1. Другими словами, демократия - это политическая свобода, упорядоченная рамками законности и дисциплины. Она должна обеспечить реальную защиту гражданина от произвола властей, исключить законы, сводящие на нет основные права человека. Более того, демократия предполагает создание постоянно действующих политических и правовых механизмов, которые исключали бы саму возможность деформации гуманистических принципов развития общества, обеспечивали бы его нормальное функционирование. Демократическое правовое государство немыслимо без формирования системы мер юридической ответственности по отношению к должностным лицам всех рангов, поступающим вопреки закону.

    В этом смысле реальное содержание правового  государства определяется качеством  действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо отмечал известный юрист В. Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права граждан и свободы, провозглашенные в

___________________________________________________________

1  Бердяев Н. Судьба России // Родина. 1989. № 2. С. 65. 
 

 законах,- нам нужен такой режим общественной жизни, при котором соблюдение закона было бы соверщенно обязательным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управления и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым и каждым»1.

    Господство  закона в правовой системе Российской Федерации и Республики Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство - человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует» как милость, а признает в качестве их неотъемлемой собственности. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть маленьким и зависимым винтиком в государственном механизме.

    Разработчики  Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., и Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего Основные законы двух государств воплотили в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрели необходимые гарантии их реализации, дальнейшее расширение этих прав и свобод.

    В то же время в текущем законодательстве двух государств этот процесс протекает  не всегда последовательно. Как отмечалось в Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в

____________________________________________________________________________________________________________________

1 Яковлев В. Правовая реформа: тенденции и перспективы // Советское государство и право. 1990. № 4. С. 25. 

    Республике  Беларусь в 2000 г.», «в качестве негативного фактора в законотворчестве следует рассматривать тенденцию к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования. В настоящее время важен переход к реальному утверждению презумпции правомерности незапрещенного поведения граждан в общественно сознании и правоприменительной практике, в деятельности правоохранительных органов»1.

Информация о работе Понятие уголовной ответственности