Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:49, курсовая работа
Решая вопрос о понятии и содержании правового государства еще в начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию". Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет - многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа" Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.
Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3-4
Раздел I. Правовое государство в историко-правовой мысли-------------стр.5-9
Раздел II. Признаки (основные черты) правового государства-----------стр.9-19
Раздел III. Формирование правового государства в Российской Федерации и
Республике Беларусь -------------------------------------------------стр.19-35
Заключение---------------------------------------------------------------------------стр.36
Список использованной литературы--------------------------------------------стр.37-38
Понятия «государство» и «общество» не тождественны. Государство возникло на определенной стадии общественного развития. Каково общество, таково и государство. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от низшей ступени развития к высшей, возникает и изменяется государство. Последнее может способствовать развитию общества и, наоборот, может паразитировать на нем и даже сокрушать общественный организм. Поэтому когда идет речь о правовом государстве, то оно мыслится как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не менее общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Обобщая новейшие достижения юридической науки и практики государственного строительства, можно выделить следующие основные признаки (черты) правового государства:
1. Превращение
государства в выразителя и защитника
интересов гражданского общества.
2. Единственным источником государственной власти является народ.
3. Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом.
4. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основные права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека, результат социального прогресса).
5. Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона.
6. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).
7. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.
8. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).
В юридической литературе последних лет называют и другие признаки правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др1 . Эти признаки в той или иной мере конкретизируют или дополняют основные.
Решающей
социально-экономической
В последнее время в научной и учебной литературе высказывается мнение, что важнейшим признаком современного гражданского общества является господство частной собственности, обеспечивающей рыночную конкуренцию. «Выступая как частнособственническая социальная структура,- полагает профессор Г.Н. Манов,- гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека, когда призрак свободы личности обретает плоть и кровь»2. Исторический опыт действительно свидетельствует о том, что частная собственность не только разъединяла людей, но и вызывала к жизни невиданный ранее всплеск инициативы и интереса к развитию производства.
В конечном счете именно частная собственность способствовала формированию структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти. «Без собственности, - пишет известный американский исследователь Р. Пайпс, -не бывает ни процветания, ни свободы. О тесной
______________________________
1 Боер В.М., Янгол Н.Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997; Дробязко С.Г. Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) // Весн1к БДУ. Сер. 3. 1996. С. 45-48; Мартысюк О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России// Государство и право. 1996. № 5. С. 3-13; Тиковенко А.Г. Государственная власть и права человека: онтологические связи // Правовое обеспечение экономической реформы в Республике Беларусь: Сб. науч. трудов преподавателей БГЭУ. Мн., 2000. С. 11-16; Тихиня В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь (общий взгляд на проблему) // Правовое обеспечение экономической реформы в Республике Беларусь: Сб. науч. трудов преподавателей БГЭУ. Мн., 2000. С. 3-10.
2
Теория права и государства / Под ред. Г.Н.
Манова. М., 1996. С. 246.
взаимосвязи собственности и процветания свидетельствует весь ход истории, показывающий, что одна из главных причин достижения Западом мирового экономического превосходства заключается в институте собственности, который там возник и там же получил свое наиболее полное развитие»1.
Глубоко сомневаясь, однако, в обоснованности утверждений, что гражданское общество выступает только как частнособственническая социальная структура, полагаем, что экономической основой современного правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Но и государство, действуя через определенных юридических лиц, вправе быть участником хозяйственных отношений. Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич: «Опыт свидетельствует, что социальное государство и рынок (рыночные отношения) - явления совместимые. Более того, государства, основанные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью»2.
Следовательно, в идеале гражданское общество - это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства - обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию
______________________________
1 Пайпс Ричард. Собственность и свобода / Пер. с англ. Д. Васильева. М., 2000. С. 372.
2 Василевич Г.А. Конституционно-правовые аспекты становления социального государства // Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: Матер, междунар. науч.-практич. конф. Минск, 30-31 марта 2000 г. Мн., 2000. С. 7.
национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.
Когда
речь идет о народе как о единственном
источнике государственной
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах, и прежде всего в конституции государство, устанавливая общеобязательные правила поведения выражает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении их с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле имеют лишь косвенное отношение. А поэтому они призваны, при необходимости, конкретизировать положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.
Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение закона, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан. Вместе с тем в правовом государстве законы, как и другие нормативные акты, должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. «Чем шире область социальной жизни, свободная от нормативно-правового регулирования, тем прочнее устои правового государства»1. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную, в том числе и правоохранительную, деятельность.
Основной
ценностью правового
При
правовом закреплении и
1 Теория права и государства / Под ред. Г.М. Манова. С. 253. 504
правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации труда).
Например, в п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это значит, что в случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам государственные органы, и прежде всего суды, должны руководствоваться последними.
В ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Кроме того, конституции правовых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована и в указанных выше международно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены законом, и, во-вторых, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о граж-