Понятие уголовной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Решая вопрос о понятии и содержании правового государства еще в начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию". Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет - многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа" Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3-4

Раздел I. Правовое государство в историко-правовой мысли-------------стр.5-9

Раздел II. Признаки (основные черты) правового государства-----------стр.9-19

Раздел III. Формирование правового государства в Российской Федерации и

Республике Беларусь -------------------------------------------------стр.19-35

Заключение---------------------------------------------------------------------------стр.36

Список использованной литературы--------------------------------------------стр.37-38

Работа содержит 1 файл

Правовое государство Катя-4.docx

— 72.78 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3-4

Раздел I. Правовое государство в историко-правовой мысли-------------стр.5-9

Раздел II. Признаки (основные черты) правового государства-----------стр.9-19

Раздел III. Формирование правового государства в Российской Федерации и 

                  Республике Беларусь -------------------------------------------------стр.19-35  

Заключение---------------------------------------------------------------------------стр.36

Список использованной литературы--------------------------------------------стр.37-38 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Решая вопрос о понятии и содержании правового государства еще в  начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей  работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское  выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию". Это  слово, пояснял автор, "действительно  обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем  своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет - многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние  немецкого духа" Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового  государства. М., 1915. С. 46.

    Однако  как справедливо замечал С.А. Котляревский, а вместе с ним и другие авторы, что эти попытки совершенно не состоятельны и что "нет ничего ошибочнее, чем думать, что идея правового  государства есть совсем особая немецкая принадлежность". Ибо, во-первых, наряду с немецкими учеными проблемами правового государства в одно и то же время занимались также  юристы Франции и других стран, которые  вместе с немецким обществом "пережили одинаковые ступени развития". А  во-вторых, не следует упускать из виду, что отдельные элементы как самого правового государства, так и  его понятия возникли у других народов задолго до того, как они  попали в поле зрения немецких исследователей.

    Самую историю понятия правового государства, писал в связи с этим С.А. Котляревский, "можно было бы продолжить в гораздо  более раннее прошлое, чем эпоха  немецкого конституционализма; ведь не нужно доказывать, что это понятие  существовало много раньше, чем для  него было найдено соответствующее слово". Данное утверждение автора подтверждается многочисленными исследованиями.

    Последние показывают, что проблема правового  государства всегда волновали передовых  людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа - Что такое правовое государство? Когда появилась его  идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в  поле зрения философов, юристов, историков  независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось  и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия  или же государством законности.

    Вопросы правового государства широко обсуждаются  и в наше время. Основная причина  такого внимания к правовому государству  заключается не только в гуманизме  самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ I.

ПРАВОВОЕ   ГОСУДАРСТВО В  ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ   МЫСЛИ 

    Теория  о правовом государстве зародилась свыше двух тысячелетий тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители - Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др,-впервые определили важнейший принцип правового государства - принцип господства закона над всеми, в том числе над правителями. «Мы,- писал Платон,- признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях... Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон -владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»1.

    Великий мыслитель древности Аристотель утверждал, что там, где отсутствует  власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всеми2.

    Римский философ, политик, блестящий оратор Цицерон (I в. до н.э.) говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». «Народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»3.

    Только  государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, явно справедливой государственностью, имеющей будущее.

    Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

_______________________________________________________

1  Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3. 4.2. С. 188-189.

2  Аристотель. Политика. М., 1911. С. 165.

3  Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 20.

    В период буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности  значительный вклад внесли такие  мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и  др.

    Французский философ XVIII в. Жан Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписаного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Ж.Ж. Руссо выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода, по его мнению, - добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества.

    Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате прав граждан над правами государства1.

    Примерно  в то же время был сформулирован  еще один принцип правового государства - принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками теории разделения ветвей власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.

    Однако  Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательной власти, поскольку тот выше, кто «может создавать законы для других»2. Он не выделяет отдельно судебную власть, считая ее» элементом исполнительной власти.

_______________________________________________________________________________________________________________________

1 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969. С. 151-256.

2  Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3.   М., 1988. С. 350.

    В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения ветвей власти получила в работах Ш. Монтескье, называвшего три «рода» власти - законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Обосновывая насущную необходимость разделения ветвей власти, Ш. Монтескье писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

    Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной  и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя»1 .

    На  американском континенте идеи правового  государства воплотил в своей  практической деятельности автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо, он подвергал критике монархическую  форму правления и отстаивал принцип народного суверенитета, равенства всех людей перед законом. В Декларации провозглашается, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью».

    Таким образом, включенные в Декларацию естественные права человека определяются как  неотъемлемые права отдельных индивидов по отношению к

_______________________________________________________________

1  Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 294. 

государству как целому. Для официальной государственной  доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее  считалось, что правами людей наделяет государство.

    Значительный  вклад в философское обоснование  теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «...чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа»1. Так оформился еще один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства. В самом деле, верховенство закона может обратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его интересов и устремлений.

    Идеи  о справедливом государстве и  праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др2.

    Решительно  отстаивали принципы правового государства  революционеры-демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Кастусь Калиновский, а также ученые-юристы А.Ф. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Т.Ф. Шершеневич и др.

    Однако  в то время «жесткие рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения власти (прежде всего наиболее радикальных ее положений о равновесии и сдерживании), вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости государственной власти»3.

____________________________________________________________________________________________________________

1  Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 96.

2  В1шнеуск1 А.Ф. Псторыя дзяржавы 1 права Беларуси Вучэб. дапаможшк. Мн., 2000. С. 8-12.

3  Ершов В. В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. 1992. № 8. С. 32. 

    В послеоктябрьский период в Республике Беларусь в условиях революционных преобразований идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили принципу руководящей и направляющей роли коммунистической партии. 

    РАЗДЕЛ II.

Информация о работе Понятие уголовной ответственности