Понятие, предмет, задачи и функции российского уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Тема представленной курсовой работы, “Понятие, предмет, задачи и функции российского уголовного права”, была выбрана не случайно, поскольку, являет собой фундаментальные основы функционирования и развития российского уголовного права. Библейские заповеди, сформулированные в Ветхом Завете, находят свое отражение в основных уголовно-правовых запретах, в этой связи, Уголовное право, несомненно,

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

1.2 Уголовное  право как учебная дисциплина  Понятием уголовного права в настоящее время обозначают также учебную дисциплину, которая преподается в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях юридического профиля и изучается студентами и слушателями, обучающимися в этих учебных учреждениях. Первым учебником по российскому уголовному праву является работа Осипа Горегляда “Опыт начертания российского уголовного права. Часть 1. О преступлениях и наказаниях вообще”, изданная в 1815 г. В Санкт-Петербурге. Использование понятия уголовного права как отрасли права, науки и учебного курса (учебной дисциплины) покоится на единой нормативно-правовой базе – системе действующих норм уголовного права.

 

1 Кистяковский  А.Ф. С. 1 12 2. Предмет уголовного  права Уголовному праву, как  отрасли, присущи все признаки, свойственные праву в целом, такие как: нормативность, обязательность исполнения, формальность и многие другие, а также специфические признаки, вытекающие из его отраслевой принадлежности. Из общей теории права известно, что одна отрасль права отличается от другой в первую очередь по предмету регулирования, то есть по кругу регулируемых общественных отношений. Известно, что в общей теории права получила распространение точка зрения, согласно которой уголовное право лишено самостоятельного предмета регулирования, а общественные отношения регулируют другие отрасли права. Уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения1. Однако, с этим трудно согласиться. Поскольку право диктует исходящие от государства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом контексте не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представление о том, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые иными отраслями права. Как правило, нормы каждой отрасли права самостоятельно охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение, например, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений, - такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

 

Сведение  функций уголовного права лишь к  охранительной способно привести только к расширению сферы охраняемых им общественных отношений, что будет  явным преувеличением охранительной  роли уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать не все, а наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям, как для личности, так и для 1 А.И. Королев. Теория государства и права. Л., 1987. С. 407.

 

13 общества. При решении вопроса  о самостоятельной юридической  природе уголовного права следует  учитывать и то, что еще в  теории советского права наметился  иной подход к соотношению регулятивных и охранительных моментов любых отраслей права. Так, в курсе общей теории государства и права говорилось: “Конечно, в системе права все нормы связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга, но выделять из них только правоохранительные нормы не представляется возможным. Одна и та же норма может быть регулятивной в одном отношении и охранительной в другом, как нормы уголовного и процессуального права. Иными словами, каждая норма имеет как регулятивный характер, поскольку она предназначена регулировать поведение, так и правоохранительный, так как она, будучи оснащенной государственной санкцией, охраняет возможность и необходимость определенного поведения1” Уголовное право регулирует общественные отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства от преступных посягательств. Как всякое право оно может выполнять свою задачу только путем регулирования соответствующих отношений. В уголовном праве регулятивная функция есть проявление его охранительной функции, форма и способ ее осуществления.

 

Вывод о самостоятельной природе  уголовного права, выражающейся в существовании  особого предмета уголовно-правового  регулирования, вовсе не означает, как  это иногда утверждается, что уголовно правовая норма не воспроизводит каких-либо норм других отраслей права и что уголовная противоправность определяется уголовным законом независимо от других отраслей права2. Данная точка зрения не учитывает системности норм права в целом. Поскольку самостоятельность норм любой отрасли права относительна, “в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей”3. Это положение особенно ярко подтверждается на примере взаимосвязи именно уголовно-правовых норм с нормами других 1 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973. С. 261 - 262 2 Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 99, 104 3 Шебанов А.Ф.

 

14 отраслей права. Многие уголовно-правовые  нормы включают в себя нормы самых различных отраслей. Более того, анализ уголовного законодательства позволяет утверждать, что нет такой отрасли права, нормы которой не входили бы органически в уголовно-правовые. Так, в содержание бланкетных диспозиций уголовного закона входят нормы и конституционного (например, ст. 141 УК РФ), и административного (ст. 264 УК РФ), и гражданского (ст. 146 УК РФ), и других отраслей российского права. В этих случаях условия уголовной ответственности за совершение определенных общественно опасных деяний содержатся в нормах не только уголовного права, но и других отраслей. Любые правовые нормы и право в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом правового регулирования служат общественные отношения. Содержание таких отношений, регулируемых уголовным правом, является, во-первых, вполне специфическим, а во-вторых, сложным и неоднозначным. При этом можно выделить три основные разновидности данных отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования.

 

Первой разновидностью указанных  отношений являются так называемые охранительные уголовно-правовые отношения, в их традиционном понимании с  позиции общей теории права, возникающие  в связи с совершением преступления. Это отношения между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом преступное деяние, и государства в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания. Каждый из субъектов данного правоотношения обладает определенными правами и несет корреспондирующие им обязанности. Так, первый обязан претерпеть неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с совершением преступления, в конечном счете, понести наказание, предусмотренной той уголовно-правовой нормой, которую он нарушил. Другой субъект – суд вправе принудить первого (с помощью следственных, прокурорских органов и органов дознания) к исполнению этой обязанности. Но данное право отвечает обязанности тех же органов привлечь лицо к 15 уголовной ответственности, а суда – назначить наказание или меру, его заменяющую, согласно тому, как уголовный закон формирует особенности условий уголовной ответственности лица, совершившего соответствующее преступление. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, связанная как с установлением события преступления, так и с назначением наказания, освобождением от уголовной ответственности и наказания, включая применение принудительных мер медицинского и воспитательного характера, и иных мер уголовно-правового воздействия. Второй разновидностью отношений, которые входят в предмет уголовного права, служат отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Отрицать за уголовно-правовыми запретами роль праворегулирующего начала – значит утверждать, что они не упорядочивают поведение людей в обществе. В действительности, установление уголовно-правового запрета есть выражение принудительной силы государства. Нарушение запрета предполагает применение наказания к лицу, совершившему преступление. В этом заключается специфика обязанности не совершать преступления, устанавливаемой уголовным законом, и ее отличие от обязанностей морально-нравственного порядка. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздерживаться от совершения преступления и поэтому призван регулировать поведение людей в обществе. Однако в реальной действительности уголовно-правовой запрет фактически регулирует поведение не всех членов общества, а лишь некоторой его части. Криминологи неоднократно предпринимали попытки установить примерную ее численность. По данным М.М. Исаева, полученным в 20-х гг., страх перед наказанием удержал от совершения преступления около 20% опрашиваемых. По результатом аналогичного опроса, проведенного в 70-х гг. болгарскими криминологами, такой показатель составил 6%; советскими 9% - для городских и 21% для сельских жителей; польскими – примерно 20%.

 

16 Конечно, приведенные исследования  дают лишь ориентировочное представление  о числе лиц, на которых уголовный закон оказывает предупредительное воздействие. Однако, оно позволяет сделать вывод, что такое воздействие существует, и размеры его нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать. Таким образом, отношения, назовем их общепредупредительными уголовно-правовыми отношениями, связанные с воздержанием лиц от совершения преступления, вытекающие из уголовно-правового запрета, также входят в предмет уголовно-правового регулирования. Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны, в частности, по своему субъективному составу. С одной стороны, осуществляющий, например, свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения с лицом, посягающим на интересы личности, общества или государства и обычно нарушающим соответствующий уголовно-правовой запрет; с другой – поведение обороняющегося вправе признать правомерным только суд и прокурорско-следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного посягательства, подтвердить правомерность действий обороняющегося, официально освободив его от ответственности за причиненный им вред. Таким образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в лице суда, прокурорско-следственных органов. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями, в отличие от охранительных уголовно-правовых отношений, поскольку они складываются на основе регулятивных норм и регулируют правомерное поведение лица, являющегося одновременно и социально полезным.

 

 

 

3. Задачи и функции уголовного  права

 

В ст. 2 Уголовного Кодекса1 Российской Федерации сформулированы задачи уголовного законодательства, следовательно, и  уголовного права. 3.1 Охранительная  функция уголовного права Из формулировки данной статьи видно, что на первое место ставится охранительная функция уголовного права, являющаяся основной его задачей, ради реализации которой оно и существует. По своей сути эта задача уголовного права традиционна, практически она мало зависит от политического строя государства, особенностей его экономики, идеологии и т.д. Уголовное право, в конечном счете, для того и существует, чтобы присущими ему специфическими средствами осуществлять защиту общественных отношений от преступных посягательств. Уголовный Кодекс, определяя задачи уголовного права, закрепил приоритеты уголовно-правовой охраны. Иерархия ценностей, защищаемых уголовным правом, выглядит следующим образом:

 

 

 

Приоритетная охрана личности исходит  из Основного Закона страны, соответствует традициям, существующим в развитых демократических государствах. Особенная часть уголовного права также открывается разделом “Преступления против личности”.

 

Уголовным правом провозглашается  равная охрана всех форм собственности. В числе важнейших объектов защиты названы общественный порядок и общественная безопасность, так как они обеспечивают безопасные условия жизнедеятельности людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов. В качестве объекта уголовно-правовой защиты предусмотрен конституционный строй РФ, основы которого определены в Конституции Российской Федерации1. Придавая исключительно важное значение сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды, экологического правопорядка и безопасности населения, УК выделил в виде самостоятельного объекта охраны окружающую среду. Наконец, впервые на законодательном уровне сформулирована такая задача уголовного права, как обеспечение мира и безопасности человечества. 3.2 Предупредительная функция уголовного права Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача – предупредительная роль – реализуется, прежде всего, через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения. Уголовное право, следовательно, в первую очередь адресовано двум категориям лиц: 1) воздерживающимся от совершения преступлений из-за боязни ответственности и наказания; 2) игнорирующим уголовно-правовой запрет и совершающим преступления.

 

Предупредительная функция уголовного права выражена не только в запрещающих, но и в поощрительных нормах, которые побуждают лицо: а) активно противодействовать преступлению и преступнику (необходима

 

1 Глава 1 Конституции РФ 20 оборона,  задержание преступника и т.д.); б) отказаться от доведения  до конца начатого преступления  или восстановить нарушенное благо (добровольный отказ от совершения преступления, добровольное освобождение похищенного человека, добровольное и своевременное сообщение органам власти о совершенной государственной измене и т.д.) 3.3 Воспитательная функция уголовного права Уголовному праву присуща и воспитательная функция. Она реализуется в первую очередь при применении уголовно-правовых норм. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества.

Информация о работе Понятие, предмет, задачи и функции российского уголовного права