Понятие, предмет и задачи психологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Работа содержит 1 файл

кантрольная.docx

— 31.23 Кб (Скачать)

Введение

        Психология управления предоставляет знания, которые возможно использовать при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.

      В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

      В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, предмет и  задачи психологии управления

       Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий:

1.Личность, ее самосовершенствование  и саморазвитие в процессе  труда.

2.Управленческая деятельность  и ее организация с точки  зрения психологической эффективности. 

3.Групповые процессы в  трудовом коллективе, и их регуляция 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные методы психологии  управления

      Психология управления использует различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

      Наблюдение - сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловлена тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой.

     Эксперимент - один из самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить уникальную информацию Основная цель его проведения - проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологические законы  управления

     Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности  отклика. Его можно назвать  законом зависимости внешних  воздействий от внутренних психологических  условий (структур). Этот закон  основывается на психологических  явлениях - апперцепции и наличии  стереотипов сознания. Апперцепция  - зависимость восприятия от прошлого  опыта субъекта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно  отражают окружающую действительность  и влияют на поведение, создавая  явные или скрытые коммуникационные  барьеры. Один и тот же человек  в разное время может качественно  по-разному реагировать на одно  и то же воздействие. Множество  внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние  и т.д.) серьезно влияют, а порой  и определяют реакции конкретного  человека в конкретных ситуациях.  И эти факторы невозможно учесть.

2. Закон неадекватности  взаимного восприятия. Суть этого  закона состоит в том, что  человек никогда не может постичь  другого человека с той точностью  и полнотой, которая была бы  достаточной для серьезных решений  относительно этого человека.

1) Человек всегда находится  в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени  любой человек определенного  возраста может находиться на  разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального,  нравственного, эмоционального и  сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно  или неосознанно защищается от  попыток раскрыть его особенности и «слабые места».

3) Достаточно часто человек  не может дать информацию о  себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто  сам того не подозревая, старается  показаться не таким, какой  есть на самом деле, а таким,  каким ему хочется быть в глазах других людей.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

Специалисты в области  управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода  к людям:

а) принцип универсальной  талантливости. С управленческой точки  зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при  его жизни, не может считаться окончательной

3.Закон неадекватности  самооценки. Суть этого закона  состоит в том, что при попытке  оценить себя человек сталкивается  с теми же внутренними барьерами  и ограничениями, что и при анализе других людей.

4. Закон искажения информации. Иногда его называют законом  потери смысла управленческой  информации, или законом расщепления  смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается  в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения  и т. д.) имеет объективную тенденцию  к изменению смысла в процессе  движения «сверху вниз». Степень  изменения прямо пропорциональна  числу звеньев, через которые  проходит информация: чем больше  работников знакомится с ней  и передает ее другим людям,  тем сильнее смысл отличается  от первоначального. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается  управленческая информация, является языком многозначным.

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию  и передающие ее, отличаются друг  от друга по уровню образования,  интеллектуального развития, по  своим потребностям, а также по  физическому и психическому состоянию.

Чтобы свести искажение к  минимуму рекомендуется произвести следующие действия:

 

1) Уменьшить количество  передаточных звеньев, участвующих  в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать  сотрудников всей необходимой  информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную  связь с подчиненными с целью  контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

 

5. Закон самосохранения. Суть этого закона в том,  что одним из ведущих мотивов,  определяющих поведение людей,  является сохранение личного  статуса, состоятельности, собственного  достоинства. Прямое или косвенное  ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

6. Закон компенсации. При  высоком уровне стимулов к  данной работе или высоких  требованиях к человеку недостаток  каких-либо способностей к данному  виду деятельности возмещается  другими способами или навыками  и умением работать. Если это  происходит неосознанно, то необходимый  опыт приобретается методом проб  и ошибок. Но если компенсация  осуществляется сознательно, то  эффект от нее можно увеличить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные элементы управленческого  процесса

      Любая организация - сложная социальная система, которая состоит из двух элементов - управляющего и управляемого. Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование, которое условно можно назвать системой управления. Она характеризуется определенной конфигурацией структуры, степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям).

     Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, который включает совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

     Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме.

     Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

     В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

     К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).

     Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

     Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями.

     От субъекта управления необходимо отличать субъектов управленческой деятельности - живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения - руководителей и сотрудников аппарата.

      Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

1) Они должны соответствовать  друг другу. Если такого соответствия  не будет, они не смогут понять  друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать  свои потенциальные возможности.  Более того, управляющая и управляемая  подсистемы должны быть совместимыми  друг с другом, чтобы их взаимодействие  не порождало негативных последствий,  которые могли бы привести  к невозможности выполнять ими свои задачи.

Информация о работе Понятие, предмет и задачи психологии управления