Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа
В ст. 2 Конституции РФ 1993г. говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Приоритет охраны прав человека делает необходимым принятие государством мер по обеспечению соблюдения правил общежития в отношениях между людьми. Первичной формой соответствующих государственных мер является правотворчество – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.1 С помощью правовых норм осуществляется словесно-документальное закрепление в соответствующих правовых актах различных моделей правового регулирования общественных отношений, обладающих способностью менять их существующую систему.
Под представителем власти, согласно примечанию к статье 318 УК РФ,
следует понимать должностное
лицо правоохранительного или
Следовательно, должностное лицо определяется, как представитель власти, а в примечании к ст. 318 УК понятие представителя власти раскрывается путем использования категории «должностное лицо».
«Однако сложность применения данного определения еще и в том, что главной характеристикой представителя власти названо наличие у должностного лица именно распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Однако полномочия некоторых из лиц, которых судебная практика традиционно относит к представителям власти, строго говоря, лишь с оговорками могут быть
признаны распорядительными.»18
В связи с этим содержащееся
в п. 2 постановления Пленума
Так, согласно названному
постановлению, к
Проблемы признания лица
представителем власти государственной
власти субъектов Российской Федерации,
члены Правительства Российской
Федерации и органов
Пленум Верховного Суда РФ,
таким образом, выделяет такие виды
представителей власти, как лица, осуществляющие
законодательную, исполнительную или
судебную власть и работники государственных,
надзорных или контролирующих органов,
наделенные в установленном законом
порядке распорядительными
Естественно, подобные несоответствия закона и его толкования высшим судебным органом порождают на практике проблемы, когда то или иное лицо должно быть признано представителем власти ввиду осуществления законодательной, исполнительной или судебной власти, однако правоприменитель либо защита со ссылкой на примечание к ст. 318 УК пытаются отыскать в его статусе признаки, отнесенные Пленумом ко второй категории должностных лиц.
Иными лицами, пресекающими
нарушение общественного
Субъективная сторона любого преступления является наиболее сложным
элементом его состава. Это обусловливается тем, что ее содержание можно достоверно установить, только имея информацию, полученную от лица, совершившего преступление. В связи с этим И.Я. Козаченко отмечает, что специфика субъективной стороны хулиганства заключается в недостаточной определенности формы вины и кажущейся "необычности" мотива и цели хулиганских действий, так как с точки зрения нормальной житейской логики они бессмысленны.
Существует несколько точек зрения по поводу формы умысла в составе хулиганства. Игнатов А.Н. высказывает мнение о том, что хулиганство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Хулиганство с косвенным умыслом имеет место тогда, когда субъект предвидит, что его действия могут нарушить общественный порядок, затронуть общественные интересы, и совершает их, сознательно допуская проявление неуважения к обществу.
Похожее мнение высказывает
Сердюк Л.В., однако, по его мнению,
хулиганство может быть совершено
с прямым или косвенным умыслом
по отношению к общественно
Н. Иванов считает, что хулиганство,
как правило, совершается с косвенным
умыслом. Он указывает, что, совершая хулиганские
действия, виновный безразлично
относится к факту грубого
нарушения общественного
Большинство других ученых,
считают, что субъективная сторона
хулиганства характеризуется
Для хулиганских побуждений свойственные три основные характерные
черты:
2. явная недостаточность
повода или несоразмерность
действием
(поэтому о хулиганских
3. относительная легковесность
мотивации (лицо осознает
Мотив
хулиганства и его цель неразрывно
связаны между собой. Цель определяет
наряду с мотивом вероятность
поведения человека в данных условиях,
не может существовать вне сознательной
деятельности субъекта и выступает
как ее сущностная основа. Под целью
нужно понимать субъективно представляемый
человеком результат его
Основным звеном в мотивации
совершения хулиганских действий является
стремление показать пренебрежение
к обществу, окружающим, к личному
достоинству конкретного
В соответствии с изменениями,
внесенными в ч. 1 ст. 213 УК Федеральным
законом от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ, помимо
хулиганского мотива хулиганство может
быть совершено по мотивам политической,
идеологической, расовой, национальной
или религиозной ненависти или
вражды в отношении какой-либо социальной
группы. Представляется, что внутренняя
побудительная сила, толкающая виновного
к хулиганским действиям, может
сводиться не к одному конкретному
побуждению, а к их совокупности,
поскольку хулиганские
Хулиганство следует отграничивать от ряда преступлений против личности. Оскорбление, побои, причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести, совершенные в семье, в отношении
родственников, знакомых лиц
и вызванные личными
причинение значительного ущерба, следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ. В тех случаях, когда лицо, помимо умышленного уничтожения или повреждения имущества из хулиганских побуждений, совершает иные умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу (например, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия в отношении физического лица), содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности со статьей 213 УК РФ.
В диспозиции статьи 213 УК РФ не указан возраст, с которого лицо привлекается к уголовной ответственности за данное деяние. Следовательно, необходимо обратиться к ч. 2 статьи 20 УК РФ. Из нее следует, что ответственность виновного наступает с 14 лет только за деяние, квалифицирующиеся по ч. 2 статьи 213 УК РФ. Таким образом, по ч. 1 статьи 213 УК РФ субъект общий – с 16 лет.
3. Отличие хулиганства от вандализма
Согласно ч. 1 ст. 214 УК РФ под вандализмом понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Общественная опасность вандализма, в отличие от хулиганства, состоит не только в том, что эти действия грубо нарушают общественный порядок, спокойствие граждан, нормы общественной нравственности, но и причиняют вред имуществу путем осквернения зданий и иных сооружений, порчи имущества на транспорте или в иных общественных местах. По этим же основаниям от хулиганства отличается и вандализм, совершенный по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В тех случаях, когда наряду с вандализмом лицо совершает хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК, содеянное следует квалифицировать по совокупности названных статей.
Такое отличие вандализма от хулиганства дано в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений".
Следует отметить, что вандализм причиняет и духовный вред обществу.
Дополнительный объект преступления - отношения собственности.
Предметом преступления могут
быть построенные людьми здания и
иные сооружения, т.е. недвижимые объекты,
различные по функциональному назначению
(предназначенные для
Личное движимое имущество, товары, природные объекты, лесные насаждения не являются предметом рассматриваемого преступления.
Информация о работе Понятие хулиганства в отечественном уголовном праве