Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа
В ст. 2 Конституции РФ 1993г. говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Приоритет охраны прав человека делает необходимым принятие государством мер по обеспечению соблюдения правил общежития в отношениях между людьми. Первичной формой соответствующих государственных мер является правотворчество – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.1 С помощью правовых норм осуществляется словесно-документальное закрепление в соответствующих правовых актах различных моделей правового регулирования общественных отношений, обладающих способностью менять их существующую систему.
Предлог для «экстремистского» хулиганства может быть самым различным: неправомерные действия потерпевшего или иных лиц (хотя эти действия могут быть и правомерными), неугодные для виновного решения или поведение властей, когда потерпевший своей национальной принадлежностью отождествляется с ними, и другие, порой самые незначительные поводы. Те же самые положения лежат в основе совершения хулиганства по расовым признакам, из-за религиозной ненависти или вражды. Чаще всего виновный испытывает нетерпимость к лицам других политических мировоззрений, к другой национальности, расе, религии и ее представителям, основанную на идеологии превосходства своей и, напротив, о неполноценности всех иных наций, рас, конфессий.12 Виновный желает выразить свое призрение к этим группам в обществе.
Отсюда, недостаточно установления факта, что виновный и потерпевший
принадлежат к разным национальностям, расам и т.д. Важно, чтобы на этой почве существовали вражда или ненависть, по крайней мере, со стороны
виновного. По общему правилу, жертвами преступления становятся
представители иной этнической группы, конфессии, нежели та, к которой принадлежит виновный.
Таким образом, ни основной непосредственный объект, ни мотивы "экстремистского" и "общеуголовного" хулиганств ничего общего между собой не имеют.
На основе изложенного можно придти к выводу, что основания криминализации "экстремистского" хулиганства в ст. 213 УК РФ, отсутствуют. В противном случае, утрачивается законодательная логика конструирования составов преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
Следует отметить, что при осуждении виновного недопустим двойной учет экстремистской мотивации.
Необходимо обратить внимание на то, что хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы по общественной опасности приравнивается в настоящее время к хулиганству с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Именно эти обстоятельства позволяют отличить уголовно наказуемое хулиганство от административно-наказуемого мелкого хулиганства, под которым согласно ст.158 КОАП РФ понимаются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.
Часть 2 ст.213 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершения хулиганства различными видами преступных групп.
Введения данного признака стала особенно необходимо в последнее время. Совместность преступных действий хулиганов существенно повышает степень их опасности для общества. В соответствии со статьей 35 УК РФ, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному
сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Необходимо, чтобы было минимум два исполнителя. При этом, с учетом ст. 32 УК РФ, в которой указывается, что соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления, необходимо отметить, что хулиганские действия должны быть в определенной степени согласованными, т.е. каждый из соисполнителей должен осознавать, что участвует в совместном совершении преступления с предварительным сговором.
Нередко в процессе квалификации и расследования преступлений возникает вопрос о том, должны ли все лица, входящие в группу, быть достигшими возраста уголовной ответственности или вменяемыми, либо даже, несмотря на то, что лишь один соучастник достиг возраста уголовной ответственности, его действия следует квалифицировать как групповое преступление. Данная проблема до сих пор не получила однозначного решения как среди ученых-юристов, так и среди правоприменителей.
Разрешение данного
вопроса необходимо
В соответствии с п. 9 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 14
февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике
по делам о преступлениях
Для наличия у группы хулиганов предварительного сговора необходимо установить, что эти лица заранее договорились о совместном совершении преступления. Сговор может быть 3 видов:
Применительно
к организованной группе, содержание
которой раскрывается в ч. 3 ст.
35 УК РФ, необходимо учитывать,
что организатор группы, даже
если он не принимал участия
в хулиганских действиях,
До сих пор не получившим
однозначного разрешения является вопрос
об определении вида соучастия в
группе лиц по предварительному сговору.
Одни ученые считают, что в данной
группе возможно лишь соучастие в
форме соисполнительства. Другие считают,
что в группе лиц по предварительному
сговору возможно как соучастие
в форме соисполнительства, так
и соучастие с распределением
ролей. Соисполнительство представляет
собой форму соучастия, при которой
все соучастники действуют
ч. 2 ст. 35 УК РФ, в отличие от ч. 1 этой статьи, не указывается, что все участники группы лиц по предварительному сговору должны быть именно
соисполнителями преступления, а указывается лишь на лиц, заранее
действия исполнителя
надлежит квалифицировать
Хулиганство признается совершенным организованной группой, когда оно совершается устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения, как правило, нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).
Предварительный сговор, устойчивость, сплоченность, стабильность состава, цель совершения более одного преступления позволяют сделать вывод о высокой степени взаимодействия между соучастниками. Руководитель такой группы планирует и подготавливает совершение преступления, распределяет роли между соучастниками. Об устойчивости группы могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между членами, согласованность их действий, длительность существования и т.д.15
Предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении совместных хулиганских действий, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников. Для квалификации содеянного не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялись оружие или предметы, используемые в качестве оружия.
Вооруженная организованная группа именуется в УК РФ как «банда», следовательно ч. 2 статьи 213 УК РФ может применяться по совокупности со статьей 209 УК РФ. Под бандой Пленум Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" понимает организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. Вооруженность банды предполагает необязательность применения оружия, достаточно его наличия (огнестрельного или холодного) хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.
Таким образом, хулиганство, совершенное организованной и вооруженной группой - это и есть одна из возможных форм бандитизма, что полностью соответствует статье 209 УК РФ.
Что касается условий вменения
такого квалифицирующего признака как
оказание сопротивления представителю
власти либо иному лицу, исполняющему
обязанности по охране общественного
порядка или пресекающему нарушение
общественного порядка то необходимо,
чтобы субъект обязательно
Информация о работе Понятие хулиганства в отечественном уголовном праве