Ответственность за коммерческий подкуп

Автор: Надежда Лобанова, 08 Декабря 2010 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.

Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;

2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;

3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;

4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;

5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.

Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая

характеристика……………………………………………………………….6

1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6

1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13

1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19

Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп

по российскому и зарубежному законодательству……………………….26

2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при

соучастии в преступлении………………………………………….26

2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по

зарубежному законодательству……………………………………32

Заключение…………………………………………………………………..42

Список использованных источников………………………………………46

Работа содержит 1 файл

КЖКом.под.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    В пункте 20 постановления Пленума отмечается, что получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действий (бездействия), которое оно не может осуществить из-за невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Действия владельца ценностей в таких случаях следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Таким образом, передающий ценности должен осознавать незаконность своих действий.

    В пункте 21 постановления Пленум обращает внимание на квалификацию действий лжепосредника  при коммерческом подкупе и в связи с этим разъясняет: «Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи... лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве... предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение... на коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное... лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать... незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе».

    Из  всего вышесказанного следует вывод, что субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины. Преступник осознает общественную опасность своих действий, подкупая лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации (ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ), предвидит общественно опасные последствия для упомянутой организации и желает наступления таких последствий (прямой умысел, ч. 2 ст. 25 УК РФ), или не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (косвенный умысел, ч. 3 ст. 25 УК РФ).

    Субъективная  сторона деяний, описанных в ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ, - также прямой умысел: виновный осознает, что совершает общественно опасные действия (бездействие) в пользу передающего ему коммерческий подкуп лица, предвидит возможность или неизбежность последствий таких своих действий (бездействия) и желает их наступления. При этом виновный преследует корыстные цели, пытаясь незаконно обогатиться либо получить имущественную выгоду. Незаконное пользование услугами имущественного характера (упомянутое в ч. 3 ст. 204 УК РФ) может выражаться в том, что виновному оказана услуга бесплатно или по заниженной стоимости, главное при этом заключается в том, что виновное лицо сберегло свое имущество (деньги), т.к. не оплатило оказанную услугу за совершение действия (бездействие) в пользу лица, передавшего коммерческий подкуп. При этом выполнение субъективной стороны можно признать при передаче предмета подкупа иному лицу, только в том случае, если лицо, выполняющее управленческие функции в этом заинтересовано, причем лично, а не в соответствии со служебным положением, и. выполняется с его ведома.

    Следует обратить внимание на примечание к ст. 204 УК РФ: «Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело». 

    Возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием в данном случае предусмотрена только для лица, являющегося субъектом преступлений, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ. Данные преступления относятся к категориям соответственно небольшой и средней тяжести (ст. 15 УК РФ). Прекращение уголовного дела, уголовного преследования осуществляется на основании ст. 28 УПК РФ. В примечании к ст. 204 УК РФ говорится о нереабилитирующих основаниях, поэтому если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает, то прекращение уголовного преследования не допускается (ч. 4 ст. 28 УПК РФ)16. На этот же момент обращает внимание и Пленум Верховного Суда, который в п. 24 вышеназванного постановления отмечает, что освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным сообщением не означает отсутствия в действиях лица, сделавшего этого сообщение, состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде коммерческого подкупа. 

    Законодатель  в примечании к ст. 204 УК РФ называет два самостоятельных основания  освобождения от уголовной ответственности. При этом понятие вымогательства идентично предусмотренному в п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ. Следовательно, при его толковании необходимо руководствоваться разъяснением этого признака, данным в п. 15 постановления Пленума. 

    В пункте 22 постановления Пленума отмечается, что «...сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о... коммерческом подкупе стало известно органам власти». Отсюда следует: если лицо знало о том, что о передаче предмета коммерческого подкупа стало известно органам, имеющим право возбудить уголовное, и такая осведомленность может быть доказана, то сделанное им сообщение нельзя признать добровольным. 

    1.3.  Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа 

      Квалифицирующие признаки состава преступления являются важным средством дифференциации ответственности в уголовном праве. В уголовном законе указаны квалифицирующие признаки, повышающие общественную опасность передачи и получения предмета коммерческого подкупа. Общим для них являются два квалифицирующих признака – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и совершение преступления организованной группой. Наряду с ними в число квалифицирующих признаков входит признак сопряженности с вымогательством.

    Квалифицирующими  признаками коммерческого подкупа  в виде незаконной передачи вознаграждения (ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ) являются совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Понятия этих разновидностей преступных групп раскрываются в ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ. 

    Совершение  преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой - квалифицирующий признак и получения  незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе (п. «а» ч. 4 ст. 204 УК РФ). Однако в данном случае эти признаки обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при квалификации. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц». Таким образом, данная группа может иметь место при наличии как минимум двух соисполнителей, являющихся лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Отмеченное разъяснение, видимо, основано на том, что вообще группа лиц с предварительным сговором отличается от простой группы лиц (без сговора) в первую очередь наличием предварительной договоренности о совместном совершении преступления. Простая группа лиц - это всегда группа соисполнителей (два или более). Соответственно, группа лиц с предварительным сговором также должна характеризоваться данным признаком. Однако в ней уже может иметь место и разделение ролей. Помимо соисполнителей в ней могут быть и иные соучастники преступления.

    Рассматриваемое преступление  квалифицируется как  совершенное организованной группой, если незаконная  передача предмета подкупа осуществлена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений.  При совершении коммерческого подкупа организованной группой между соучастниками устанавливаются прочные связи, позволяющие им заранее согласовать основные  моменты предполагаемого преступления, разработать детальный план подкупа,  распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления, а  также сокрытие его следов. 

    В пункте 13 постановления Пленума  также отмечается, что организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. В нее могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели или пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия предмета коммерческого подкупа хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

      Часть 3 ст. 204 УК РФ устанавливает  ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие  функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного  имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за  совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим  лицом служебным положением. 

    Часть 4 ст. 204 УК РФ предусматривает квалифицированные виды данного состава преступления. В  число квалифицирующих признаков входят, если эти действия совершены: а) группой  лиц по предварительному сговору или организованной группой; б)  сопряжены с вымогательством. 

    Под вымогательством, как способом  получения  незаконного вознаграждения, понимаются, во-первых, прямое требование  незаконного  вознаграждения, например, предоставления имущества или услуг  имущественного характера под угрозой нарушения прав и законных интересов лица,  к которому обращено требование, либо, во-вторых, умышленное поставление этого  лица в такие условия, при которых оно вынуждено уплатить незаконное  вознаграждение в целях предотвращения нарушения его прав и законных интересов. Следовательно, вымогательство  незаконного вознаграждения возможно как в открытой (прямое требование), так и  завуалированной формах. Однако признак вымогательства имеет место при условии,  если виновный угрожает нарушить законные права и интересы потерпевшего. 

      Как известно, одним из наиболее  дискуссионных вопросов является  определение критериев вымогательства  предмета  подкупа. Точное установление  их обусловлено тем, что, во-первых, имеет значение  квалифицирующего признака и в связи с этим отягчает наказание, во-вторых,  является основанием освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет подкупа (примечание к ст. 204 УК РФ). Так, А.С.Горелик под вымогательством понимает требование лица, выполняющего управленческие функции, передать ему  вознаграждение (предоставить услуги материального характера), сопровождающееся  угрозой в случае отказа нарушить законные интересы дающего17.  В данном случае из признаков вымогательства необоснованно исключена угроза невыполнения законных требований  лица, выполняющего управленческие функции, тем самым сужен признак вымогательства. 

    В пункте 18 уже называвшегося постановления Пленума подчеркивается, что «квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность... коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения... незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если эти обстоятельства охватывались их умыслом».

    Следует обратить внимание на то, что по существующей практике опасность вымогательства подкупа определяется исходя не столько из требования незаконного вознаграждения, сколько из действий, которыми подкрепляется его обязательность для потерпевшего. Виновный принуждает лицо совершить коммерческий подкуп, ставя под угрозу нарушения (или фактически нарушая) права и интересы последнего, которые охраняются законом.

    Но, как справедливо полагает Л.П. Тумаркина, «выполнение своего служебного долга в рамках закона и предоставленных полномочий, по сути, не может причинять вред чьим-либо правоохраняемым интересам. Поэтому и угроза совершить законные действия не может рассматриваться как угроза причинить вред законным интересам какого-либо лица». Признак «сопряженности с вымогательством» является исчерпывающим для описания требования передачи предмета коммерческого подкупа, поэтому квалификация деяния по совокупности со ст. 163 УК РФ исключается18.

    В заключение первой главы курсового исследования были сделаны следующие основные выводы:

    1) объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, является деятельность управленческого аппарата коммерческих и иных организаций, а также осуществление менеджментом функций управления в коммерческих, общественных и других предприятиях и организациях в соответствии со своими служебными полномочиями;

    2) непосредственным объектом данного преступного деяния следует понимать совокупность общественных отношений, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в коммерческих и иных организациях, осуществляющих экономическую деятельность, связанных с получением вознаграждения за осуществление данной деятельности;

    3) предмет коммерческого подкупа должен представлять собой определенную имущественную характеристику. Для квалификации коммерческого подкупа не имеет значения характеристика имущества. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также деньги в любой валюте – как в национальной, так и в иностранной. К предмету коммерческого подкупа также следует отнести вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (например, наркотические средства или оружие), а также услуги имущественного характера;

Информация о работе Ответственность за коммерческий подкуп