Автор: Надежда Лобанова, 08 Декабря 2010 в 16:04, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;
2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;
3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;
4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;
5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.
Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая
характеристика……………………………………………………………….6
1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6
1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13
1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19
Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп
по российскому и зарубежному законодательству……………………….26
2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при
соучастии в преступлении………………………………………….26
2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по
зарубежному законодательству……………………………………32
Заключение…………………………………………………………………..42
Список использованных источников………………………………………46
Незаконная передача вознаграждения совершается для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах вручившего вознаграждение те или иные действия в связи с занимаемым им положением. Это могут быть, например, разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов организаций, сообщение о заключенной или готовящейся сделке, умышленный срыв последней и др.
В литературе обоснованно высказано мнение, что если деньги и иные материальные ценности и услуги передаются непосредственно не лицу, выполняющему управленческие функции, а членам его семьи или другим близким для него людям, то такие действия, как справедливо отмечает С.Д. Макаров, следует рассматривать как коммерческий подкуп в форме «незаконной передачи» (ч. 1 ст. 204 УК)8. К сказанному следует добавить: если эти действия выполняются с ведома лица, выполняющего управленческие функции. Поскольку при удовлетворении имущественных интересов лиц, близких управленцу, с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу подкупающего мы видим, что управленец рассматривает интересы своих близких как свои собственные. Удовлетворение корыстных побуждений через обогащение третьих лиц не меняет ни характера, ни степени общественной опасности коммерческого подкупа. Такая позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»9.
Поскольку состав рассматриваемого преступления формальный, то оно считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера, независимо от того, совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. Поскольку рассматриваемая нами норма именуется как подкуп, то есть склонение одним лицом другого к чему-либо, то цель можно рассматривать достигнутой, когда склоняемый согласиться с предложением склоняющего. Вместе с тем, согласие подкупаемого принять незаконное вознаграждение по свойствам объективной стороны коммерческого подкупа не может рассматриваться как момент окончания преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ. В этой связи мы разделяем толкование момента окончания передачи предмета коммерческого подкупа, изложенного в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому коммерческий подкуп «считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей»10.
В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, дающего его, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК РФ.
Свидетельством незаконности получения предмета коммерческого подкупа является его вымогательство. В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. По мнению Пленума, вымогательство незаконного вознаграждения будет иметь место только в случае, когда в результате неправомерных требований со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут пострадать законные интересы гражданина. Так, если управленец организации электрических сетей выявляет факт безучетного пользования электроэнергией со стороны потребителя и предлагает последнему за денежное вознаграждение сокрыть факт выявленного нарушения правил учета электроэнергии, то в его действиях отсутствуют признаки вымогательства коммерческого подкупа, поскольку вред законным интересам гражданина не причиняется. Наоборот, если гражданин выполнит требование управленца, то он реализует свои незаконные интересы, ибо не будет привлечен к административной ответственности.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности за описанные нами деяния законодатель назвал незаконность передачи имущества и оказания услуг. Это один из наиболее сложных вопросов применительно к коммерческому подкупу. Дело в том, что для государственных и муниципальных служащих имеется прямой запрет, на получение ими какого-либо стороннего материального вознаграждения в связи с занимаемой должностью или выполнением служебных обязанностей. Для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, подобных нормативных ограничений не существует.
Таким образом, под незаконными следует считать такие действия или бездействие, которое прямо запрещены законодательством или учредительными документами, либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги, либо иного вида правомерной деятельности лица, либо осуществляются тайно, либо под прикрытием совершения иных законных действий. Совершенно очевидно, что передача денег или оказание услуг в рамках исполнения обязательств по договору не может рассматриваться как коммерческий подкуп (задаток, предоплата и т. п.). Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать или получить деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.
Одним из наиболее важных для квалификации и вместе с тем достаточно спорным в теоретическом плане, как отмечает Л.П. Тумаркина, остается вопрос о том, «обязателен ли признак обусловленности действий (бездействия) лица, осуществляющего управленческие полномочия, подкупом или же для состава коммерческого подкупа такой обусловленности не требуется. В этой связи нуждается в оценке и другой вопрос, о правомерности одинаковой квалификации «подкупа» и «вознаграждения». Стало быть, поведение лица, выполняющего управленческие полномочия в коммерческой или иной некоммерческой организации, должно быть всегда обусловлено подкупом. Получение же заранее не обусловленного вознаграждения после совершения им действий вследствие занимаемого положения нельзя рассматривать как коммерческий подкуп. В такой ситуации действия (бездействие) по службе совершаются без расчета на вознаграждение и его получение никак не связано с использованием служебного положения»11.
Под
обусловленностью автор понимает «как
наличие предварительного вербального,
литерального или конклюдентного соглашения,
договоренности между субъектами подкупа
(объективная и субъективная обусловленность),
так и при отсутствии такого соглашения,
субъективный расчет на будущее вознаграждение
(субъективная обусловленность)»12.
В противном случае, действия (бездействие)
лица, выполняющего управленческие полномочия
в коммерческой или иной организации,
не образуют состава преступления, предусмотренного
ч. 1 ст. 204 УК РФ.
1.2.
Субъективные признаки
коммерческого подкупа
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект получения коммерческого подкупа – специальный. Субъект передачи подкупа может быть как специальным, так и общим. Если лицо, непосредственно передавшее подкуп, действует по поручению руководителя коммерческой или иной организации, либо должностного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, последние несут ответственность и как соисполнители, ибо в данном случае должна применяться формула «лично или через посредника».
Лица,
выполняющие управленческие функции
в непосредственно
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъясняется, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки. Здесь же отмечается, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.
В
Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе» сказано, что
«лица, постоянно, временно либо по специальному
полномочию выполняющие организационно-
Таким образом, субъектами незаконного получения коммерческого подкупа, согласно п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Любая
коммерческая и некоммерческая организация
имеет свои органы управления. Лица,
работающие в этих органах, выполняют
различные управленческие функции, связанные
с руководством деятельностью других
людей, распоряжением или управлением
имуществом. Обязанности, связанные с
руководством деятельностью других людей,
принято считать организационно-
Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов), президентов, директоров, управляющих, председателей правлений и других руководителей организаций, их заместителей и членов правлений, руководителей филиалов, представительств, дочерних предприятий, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т.д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и т.п.
Управленческие
функции могут выполняться субъектами
преступлений, предусмотренных главой
23 УК РФ, постоянно, временно или по специальному
полномочию. При этом нужно иметь в виду,
что лицо, временно или по специальному
полномочию исполняющее обязанности организационно-
Казанцев Д.А. отмечает, что «обобщенные общероссийские статистические данные за восемь последних лет показывают: от 54,6 % до 57,7 % случаев преступление совершается в зрелом возрасте (30-49 лет); от 27,4 % до 36,2 % преступление совершают женщины; доля совершения преступлений в составе организованных групп невелика и составляет в среднем 1,5-3 %; доля граждан России колеблется от 96,5 % до 97,3 %; по образовательному уровню преобладают лица, имеющие высшее образование – от 40,5 % до 45 %; имеющие среднее специальное образование – от 29,3 % до 31,3 %; имеющие среднее образование – от 23,1 % до 26,3 %; доля ранее совершавших преступление незначительна и составляет около 4 %»14.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний – прямой умысел. Виновный сознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления, как пишет Я.А. Юкша: «…является цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением»15.