Автор: Надежда Лобанова, 08 Декабря 2010 в 16:04, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;
2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;
3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;
4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;
5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.
Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая
характеристика……………………………………………………………….6
1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6
1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13
1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19
Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп
по российскому и зарубежному законодательству……………………….26
2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при
соучастии в преступлении………………………………………….26
2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по
зарубежному законодательству……………………………………32
Заключение…………………………………………………………………..42
Список использованных источников………………………………………46
АНО
ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
уголовно-правовых дисциплин
Курсовая
работа
Тема:
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП»
Курс 5 группа ЗИЮ
3-17
___________________
(ученая степень, ученое звание)
Омск–2010
Введение……………………………………………
Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая
характеристика……………………………
1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6
1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13
1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19
Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп
по российскому и зарубежному законодательству……………………….26
2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при
соучастии в преступлении………………………………………….
2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по
зарубежному законодательству……………………………………
Заключение………………………………………
Список
использованных источников………………………………………46
Актуальность темы исследования. Государство, охраняя качественно новые общественные отношения во благо соблюдения режима законности, вынуждено противодействовать негативным проявлениям, используя среди иных правовых средств и уголовно-правовые. Указанное обстоятельство предопределило законодательное закрепление в УК Российской Федерации 1996 г. главы 23, предусматривающей ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Поскольку норма, предусматривающая уголовную ответственность за коммерческий подкуп, имеет как общие, так и отличительные черты с нормами, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки (ст.ст.290, 291 УК РФ) возникает потребность в глубоком и всестороннем научном исследовании социальной сущности и юридической природы, сформулированных в статье 204 УК РФ запретов.
Необходимость и актуальность рассмотрения проблемы, связанной с формулированием уголовно-правовых средств борьбы с коммерческом подкупом, обуславливается также особой значимостью для государства отношений в сфере деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих на базе утверждающихся в отечественной рыночной экономической жизни принципов свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, добросовестной конкуренции, ограничения монополизма и др. Совершение коммерческого подкупа сопряжено с нарушением основополагающих начал функционирования рыночной экономики, причинением ущерба участникам экономических отношений, подрывом доверия граждан к государству в части обеспечения им провозглашенного конституционного принципа равенства всех перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования. Кроме того, коммерческий подкуп зачастую сопряжен с совершением других преступлений, в частности, злоупотреблением полномочиями, подделкой документов, уклонением от уплаты налогов и т.п.
В
настоящее время в Российской
Федерации наблюдается
Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;
2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;
3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;
4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;
5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.
Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.
Предмет исследования – отечественное и зарубежное законодательство, устанавливающее ответственность за коммерческий подкуп, практика его применения.
Методологическую основу исследования составляют методы традиционной диалектической логики. Наряду с общефилософскими методами анализа правовых явлений, в дипломной работе используются логико-правовой, историко-правовой, системно-структурный, социологический и некоторые другие методы.
Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить, что проблемой уголовной ответственности за коммерческий подкуп занимались такие ученые-юристы, как Г. Н. Борзенков, Б. В. Волженкин, Л. Д. Гаухман, С. А. Гордейчик, А. С. Горелик, П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов, С. В. Изосимов, С. В. Максимов, А. В. Наумов и другие. Но, вопреки высокому научному уровню работ указанных ученых, отдельные важные ее аспекты по-прежнему остаются неосвещенными, а мнения – спорными, требующими дальнейшего исследования.
Теоретической основой данного исследования стали работы следующих авторов: Б.В. Волженкина, С.А. Гордейчика, Н.А. Егоровой, М.П. Журавлёва, Б.В. Здравомыслова, С.В. Изосимова, М.И. Ковалёва, Н.Ф. Кузнецовой, А. Лукашова, С.Д. Макарова, М.Л. Подолюк, А.Ю. Рябцева и др.
Основное правовое поле работы составляют нормативно-правовые источники уголовного права РФ, и, прежде всего, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Структура
работы определяется целями и задачами
исследования и включает в себя введение,
две главы, заключение, и список использованных
источников.
ГЛАВА
1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП:
ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1.
Объективные признаки
коммерческого подкупа
Состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, по конструкции является формальным, т.к. законодатель не указал в качестве обязательного признака наступление каких-либо последствий. Таким образом, единственным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является общественно опасное деяние. Диспозиция рассматриваемой нормы сформулирована законодателем в виде описания двух альтернативных действий: передачи имущества и оказания услуг имущественного характера.
Л.П.
Тумаркина справедливо
Уголовным кодексом родовой объект отнесен к преступлениям в сфере экономики, а по видовому признаку к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответственно непосредственным объектом коммерческого подкупа (любой его разновидности) является нормальная, регламентируемая законодательством, деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Определяя непосредственный объект рассматриваемого преступления, необходимо уяснить признаки состава этого преступления. Из ст. 204 УК РФ вытекает, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации:
а) является элементом коммерческого подкупа;
б) осуществляется специально уполномоченными лицами этой организации;
в) направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов организации;
г)
осуществляется в рамках, установленных
законодательством и иными
С учетом этих признаков, как уже было сказано выше, непосредственным объектом преступления выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности (службы) лицами, выполняющими управленческие функции.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется либо незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества, либо незаконным оказанием этому лицу услуг имущественного характера. Оба действия совершаются для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.
В теории уголовного права
при исследовании вопроса
об объективной стороне
Указанные высказывания вряд
ли заслуживают поддержки. Прежде
всего коммерческий подкуп