Ответственность за коммерческий подкуп

Автор: Надежда Лобанова, 08 Декабря 2010 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.

Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;

2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;

3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;

4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;

5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.

Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая

характеристика……………………………………………………………….6

1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6

1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13

1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19

Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп

по российскому и зарубежному законодательству……………………….26

2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при

соучастии в преступлении………………………………………….26

2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по

зарубежному законодательству……………………………………32

Заключение…………………………………………………………………..42

Список использованных источников………………………………………46

Работа содержит 1 файл

КЖКом.под.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

     Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 

     Курсовая  работа 

     Тема: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП» 
 
 

                                        Студента _______________факультета

                                       

                                                                  (ФИО)

                                              Специальность ______________________

                                                                                                          (номер, наименование)

                      Курс 5 группа ЗИЮ 3-17 

                                                       Научный руководитель 

                ___________________

                     (ученая степень, ученое звание)

                                                              

                                                    ______________________________________

                                                                                   (должность, ФИО)

                                         Дата защиты_____________________ 

                                                    Оценка _______________________________ 

                                                 ____________________________________

                                                                         (подпись научного  руководителя) 
 
 

Омск–2010 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………3

     Глава 1.  Коммерческий подкуп: понятие  и юридическая

     характеристика……………………………………………………………….6

                 1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6

                 1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13

                 1.3.  Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19

     Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп

     по  российскому и зарубежному законодательству……………………….26

                  2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при

                  соучастии в преступлении………………………………………….26

                  2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по

                  зарубежному законодательству……………………………………32

     Заключение…………………………………………………………………..42

     Список использованных источников………………………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования. Государство, охраняя качественно новые общественные отношения во благо соблюдения режима законности, вынуждено противодействовать негативным проявлениям, используя среди иных правовых средств и уголовно-правовые. Указанное обстоятельство предопределило законодательное закрепление в УК Российской Федерации 1996 г. главы 23, предусматривающей ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Поскольку норма, предусматривающая уголовную ответственность за коммерческий подкуп, имеет как общие, так и отличительные черты с нормами, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки (ст.ст.290, 291 УК РФ) возникает потребность в глубоком и всестороннем научном исследовании социальной сущности и юридической природы, сформулированных в статье 204 УК РФ запретов.

    Необходимость и актуальность рассмотрения проблемы, связанной с формулированием  уголовно-правовых средств борьбы с  коммерческом подкупом, обуславливается  также особой значимостью для  государства отношений в сфере  деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих на базе утверждающихся в отечественной рыночной экономической жизни принципов свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, добросовестной конкуренции, ограничения монополизма и др. Совершение коммерческого подкупа сопряжено с нарушением основополагающих начал функционирования рыночной экономики, причинением ущерба участникам экономических отношений, подрывом доверия граждан к государству в части обеспечения им провозглашенного конституционного принципа равенства всех перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования. Кроме того, коммерческий подкуп зачастую сопряжен с совершением других преступлений, в частности, злоупотреблением полномочиями, подделкой документов, уклонением от уплаты налогов и т.п.

    В настоящее время в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция роста числа коммерческого  подкупа. Только за первую половину 2009 года было возбуждено 1,3 тыс. уголовных  дел о коммерческом подкупе1. Средний размер взятки и коммерческого подкупа составил в первом полугодии 2010 года 44 400 руб., за 2009 г. эта сумма составляла 23 000 руб. — в 2,5 раза больше, чем в 2008 г2. Приведенные цифры, отражающие лишь официально регистрируемый уровень коммерческого подкупа, тем не менее, позволяют сделать вывод об устойчивой динамике его роста. Указанные обстоятельства предопределили выбор темы исследования и свидетельствуют в пользу ее актуальности.

    Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.

    Достижение  указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

    1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;

    2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;

    3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;

    4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;

    5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.

    Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.

    Предмет исследования – отечественное и зарубежное законодательство, устанавливающее ответственность за коммерческий подкуп, практика его применения.

    Методологическую  основу исследования составляют методы традиционной диалектической логики. Наряду с общефилософскими методами анализа правовых явлений, в дипломной работе используются логико-правовой, историко-правовой, системно-структурный, социологический и некоторые другие методы.

    Степень научной разработанности  проблемы. Следует отметить, что проблемой уголовной ответственности за коммерческий подкуп занимались такие ученые-юристы, как Г. Н. Борзенков, Б. В. Волженкин, Л. Д. Гаухман, С. А. Гордейчик, А. С. Горелик, П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов, С. В. Изосимов, С. В. Максимов, А. В. Наумов и другие. Но, вопреки высокому научному уровню работ указанных ученых, отдельные важные ее аспекты по-прежнему остаются неосвещенными, а мнения – спорными, требующими дальнейшего исследования.

    Теоретической основой данного исследования стали работы следующих авторов: Б.В. Волженкина, С.А. Гордейчика, Н.А. Егоровой, М.П. Журавлёва, Б.В. Здравомыслова, С.В. Изосимова, М.И. Ковалёва, Н.Ф. Кузнецовой, А. Лукашова, С.Д. Макарова, М.Л. Подолюк, А.Ю. Рябцева и др.

    Основное  правовое поле работы составляют нормативно-правовые источники уголовного права РФ, и, прежде всего, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

    Структура работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, и список использованных источников.  
 
 

     ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА 

    1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа 

    Состав  преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, по конструкции является формальным, т.к. законодатель не указал в качестве обязательного признака наступление каких-либо последствий. Таким образом, единственным признаком  объективной стороны состава рассматриваемого преступления является общественно опасное деяние. Диспозиция рассматриваемой нормы сформулирована законодателем в виде описания двух альтернативных действий: передачи имущества и оказания услуг имущественного характера.

    Л.П. Тумаркина справедливо придерживаемся позиции, согласно которой услуги при коммерческом подкупе могут носить и неимущественный характер, при условии, что предмет подкупа представляет некую ценность в глазах того, кому он передается, и это может повлиять на его поведение3.

    Уголовным кодексом родовой объект отнесен  к преступлениям в сфере экономики, а по видовому признаку к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответственно непосредственным объектом коммерческого подкупа (любой его разновидности) является нормальная, регламентируемая законодательством, деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

    Определяя непосредственный объект рассматриваемого преступления, необходимо уяснить признаки состава этого преступления. Из ст. 204 УК РФ вытекает, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации:

    а) является элементом коммерческого  подкупа;

    б) осуществляется специально уполномоченными  лицами этой организации;

    в) направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов организации;

    г) осуществляется в рамках, установленных  законодательством и иными нормативными актами.

    С учетом этих признаков, как уже было сказано выше, непосредственным объектом преступления выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности (службы) лицами, выполняющими управленческие функции.

      Объективная сторона преступления,  предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется либо незаконной передачей  лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного  имущества, либо незаконным оказанием этому лицу услуг имущественного характера.  Оба действия совершаются для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие  функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное  положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с  занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены  как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения. 

      В теории уголовного права  при  исследовании вопроса  об объективной стороне коммерческого  подкупа несправедливо  подменяют  деяние как признак объективной  стороны рассматриваемого преступления  понятиями и терминами других отраслей права. Так, С.А. Гордейчик предлагает  рассматривать незаконное получение вознаграждения при коммерческом подкупе как  нарушение требований нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения, в  частности, получение дохода управленческим персоналом4. А.С.Горелик рассматривает коммерческий подкуп  «в качестве сделки, сущность которой заключается в том, что лицо передает  лицу, наделенному управленческими функциями, вознаграждение за совершение  (несовершение) служебных действий»5

      Указанные высказывания вряд  ли  заслуживают поддержки. Прежде  всего коммерческий подкуп является  противоправным  (в законе указано  «незаконная передача») как по форме, так и по  содержанию. Он не порождает каких-либо юридически значимых действий и правовых  последствий для сторон и поэтому не может называться сделкой в  гражданско-правовом смысле (это не договор дарения и купли-продажи). Лица,  передающие предметы подкупа, не вправе требовать исполнения желаемых для них  действий от другой стороны. Так же нельзя рассматривать незаконную передачу  вознаграждения, как факт, порождающий обязанность трудоустроить дающего предмет  подкупа. Поэтому нормы гражданского права, так же как и трудового, в данном  случае не могут применяться. Кроме того, между нормами уголовного и других  отраслей права в данном случае не происходит содержательной связи. Основным  признаком объективной стороны этого состава преступления является  незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие  функции. При этом под незаконной передачей понимаются действия, прямо  запрещенные законом, нормативно-правовыми актами либо учредительными  документами. В законе указывается, что незаконное вознаграждение передается за  действия (бездействие) в интересах дающего. Например, К., заместитель управляющего офиса КБ "Сибирское ОВК", используя свою должность, по просьбе В. выдал ему за денежное вознаграждение в сумме 250 руб. без осуществления валютно-обменной операции фиктивную справку на получение якобы Ш. валютных средств в размере 7 тыс. евро. Органами предварительного следствия было установлено еще 4 аналогичных эпизода совершенных К. действий, которые были квалифицированы по совокупности преступлений6. Под интересами дающего, как справедливо указывает Я.А. Юкша, следует понимать интересы как личные, так и других лиц (его родных, близких, друзей и лиц, в которых он заинтересован)7

Информация о работе Ответственность за коммерческий подкуп