Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа
Современное состояние общественной жизни в России характеризуется резким обострением негативных тенденций и процессов, связанных с преступностью, в том числе несовершеннолетних.
В последние годы в юридической науке стали активно исследоваться проблемы ювенальной юстиции. В российских правовых изданиях появился ряд работ с подробной информацией о международных стандартах в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и проблемах становления ювенальной юстиции в РФ. Все вышеуказанные работы явились важной составной частью уже имеющегося материала, формирующего теоретические представления о правосудии для несовершеннолетних.
1. Введение
2. Глава 1. Преступность среди несовершеннолетних.
§1.Общая характеристика преступности несовершеннолетних.
§2.. Факторы, влияющие на состояние преступности несовершеннолетних.
3. Глава 2. Несовершеннолетний как субъект уголовно-правовых отношений.
§1. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно –правовых отношений.
§2. Особенности построения системы наказания применительно к несовершеннолетним.
§3.Ответственность несовершеннолетних. Наказание.
Заключение
Список использованной литературы
Но при введении данного вида наказания нужно учитывать специфику личности несовершеннолетнего, его психологические особенности.
Исправительные работы.
Это основной вид наказания, который назначается несовершеннолетним осужденным, не имеющим основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства несовершеннолетнего на срок до 1 года с удержаниями в течение назначенного срока и заработка несовершеннолетнего от 5% до 20%.
Федеральным законом от 08.12. 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» №162-ФЗ в УК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности порядка назначения исправительных работ. Если до введения в действие этого закона исправительные работы отбывались осужденным по месту основной работы, то теперь исправительные работы могут назначаться только лицам, которые не имеют основного места работы.
Привлечение к исполнению трудовых функций еще не означает, что несовершеннолетний встанет на путь исправления.
Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал : «…труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом»[47].
По мнению И.А. Бушуева, М. Ефимова и А. Шагалова, сущность наказания в виде исправительных работ заключается в активном воспитательном воздействии со стороны производственного коллектива, которое в процессе труда испытывает не себе осужденный.[48]
Поддерживая точку зрения указанных авторов о том, что воспитательное воздействия необходимо при отбывании несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ, нельзя не согласиться с определением сущности исправительных работ через воспитательное воздействие. Сущностью исправительных работ являются определенные правоограничения, возлагаемые на осужденного.
В этой связи следует признать верным определение, данное А.Т. Ивановой и Н.В. Пискаревой, согласно которому «исправительные работы – это наказание, карательная сущность которого заключается в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного».[49]
Содержание наказания в виде исправительных работ складывается из следующих правоограничений: 1) факт осуждения виновного несовершеннолетнего лица, т.е. выражения в приговоре отрицательной оценки личности преступника и совершенного им деяния; 2) ограничения в праве выбора места работы; 3) продолжительность отбывания исправительных работ несовершеннолетним; 4)удержания, производимые из заработной платы несовершеннолетнего.
В соответствии с ч.4 ст. 88 УК РФ продолжительность исправительных работ для несовершеннолетних не может превышать 1 года.[50]
В юридической литературе существуют диаметрально противоположные подходы по вопросу о необходимости изменения сроков исправительных работ для несовершеннолетних.
Например, Мельникова Э.Б предлагает повысить минимальный срок исправительных работ с двух до шести месяцев с тем, чтобы повысить карательное содержание исправительных работ. На наш взгляд, такое изменение привело бы к ограничению возможностей суда по индивидуализации наказания несовершеннолетним.[51]
К. А. Бузанов предлагает предоставить судам право назначать несовершеннолетним исправительные работы на срок до 2 лет, аргументируя это тем, что сокращенные сроки исправительных работ для несовершеннолетних снижают их эффективность[52].
Особенности ареста и лишения свободы на определенный срок для несовершеннолетних.
Наказание в виде ареста впервые было введено в УК РФ 1996 г.
Сущность данного наказания заключается в содержании осужденного лица в условиях строгой изоляции от общества. Данный вид наказания несовершеннолетним назначается на срок от одного до четырех месяцев. Наказание в виде ареста может быть назначено несовершеннолетнему только в случае достижения им шестнадцатилетнего возраста к моменту вынесения приговора.
Порядок и условия исполнения данного вида наказания регулируются ст.ст. 68 -72 Уголовно – исполнительного кодекса РФ. Несовершеннолетние, осужденные к аресту, должны содержаться отдельно от других осужденных. Причем несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость, содержатся отдельно от несовершеннолетних, ранее не осуждавшихся к наказаниям в виде ареста либо лишения свободы.[53]
Применения ареста является методом жесткого интенсивного предупредительного воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести.
Жесткость правоограничений, которые налагаются на арестованных, привела к дискуссии о том, к какой категории несовершеннолетних целесообразнее применять этот вид наказания. Ученые разделились на две группы, одна из которых полагает, что арест должен применяться к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в случае, если ранее они уже подвергались или лишению свободы с применением условного осуждения, или другим мерам уголовно – правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества.
По мнению других, наиболее эффективным будет применение ареста к лицам, впервые совершившим преступления. Как пишет А.В. Наумов: «… Арест вполне может применяться в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, которых не зачем лишать свободы на длительные сроки, но вместе с тем необходимо дать почувствовать силу уголовного закона»[54].
Лишение свободы на определенный срок. Ученые по- разному определяют место лишения свободы среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. По утверждению А.П. Кондусова, этому наказанию «должно принадлежать ведущее место среди всех иных мер, так кА именно лишение свободы, связанное с коренными изменениями условий жизни и воспитания подростков, способно вызвать такие изменения в их характере, которые необходимы для исправления осужденных».[55]
На наш взгляд, лишение свободы является необходимым рычагом воздействия на тех несовершеннолетних, которых отличает повышенная общественная опасность и в отношении которых применение мер уголовно – правового воздействия не приносит эффективных результатов.
Существует целый ряд факторов, которые по совокупности определяют необходимость назначения несовершеннолетним, в первую очередь, уголовно - правовых мер, не связанных с лишением свободы. Эти факторы можно разделить на три группы: относящиеся к характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетними; относящиеся к характеристике личности виновного; относящиеся к причинам и условиям преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
К первой группе следует отнести:
1. меньший в целом характер общественной опасности преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
2. более широкий круг смягчающих и менее широкий - отягчающих обстоятельств, относящихся к совершенному преступлению;
3. мотивы совершения преступления, определяющиеся возрастом;
4. менее высокий, чем среди взрослых, уровень рецидивной преступности.
Ко второй группе факторов относятся:
1. отсутствие у большинства подростков, совершающих преступления, стойких антиобщественных установок;
2. отсутствие необходимого жизненного опыта;
3. относительно меньшая, по сравнению со взрослыми, зрелость мышления;
4. недостаточная способность оценки конкретной ситуации.
К третьей группе относятся факторы, наличие которых существенно снижает избирательность поведения несовершеннолетних, в связи с чем их устранение могло бы способствовать возвращению подростка к позиции поощряемого социального поведения без применения жестких мер, но с использованием возможностей для социального контроля. Сюда следует отнести:
1. недостатки семейного воспитания;
2. отрицательное влияние ближайшего окружения;
3. недостатки трудоустройства подростков, оставивших школу;
4. провокационное поведение потерпевших.[56]
Наличие совокупности этих факторов обуславливает более гуманный подход к несовершеннолетним, совершившим преступление, при назначении им меры государственного принуждения.
На наш взгляд, лишение свободы должно назначаться несовершеннолетним только в случае совершения ими тяжких либо особо тяжких преступлений, сопряженных с насилием.
Многие ученые, в частности, М.М. Бабаев, И.С. Юсупов, Е.В. Болдырев, писали о том, что необходимо ограничить возможность применения к несовершеннолетним кратких сроков лишения свободы. Причем краткими эти ученые считают сроки от нескольких месяцев до полутора лет.[57]
Условное осуждение несовершеннолетних.
В настоящее время одной из основных тенденций уголовно – правовой политики в отношении несовершеннолетних является экономия уголовной репрессии и расширении практики применения мер, не связанных с изоляцией общества.
Преимуществом условного осуждения которое является видом освобождения от реального отбывания наказания, заключается в том, что оступившийся несовершеннолетний имеет реальную возможность реабилитировать себя. Вместе с тем сохраняется угроза реального исполнения наказания и продолжается интенсивное воспитательное воздействие на осужденного, способствующее его исправлению.[58]
Глава 14 УК РФ не регламентирует порядок применения условного осуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, поэтому необходимо руководствоваться общими нормами, предусмотренными ст. 73 УК РФ, учитывая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Условное осуждение может применяться только в случае осуждения несовершеннолетнего к исправительным работам или лишению свободы.
В соответствии с ч.2 ст.73 УК РФ при назначении условного осуждения суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного несовершеннолетним преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. Кроме того, обязательной оценке подлежат условия жизни семьи несовершеннолетнего. [59]
Заключение
В заключении стоит отметить, что термин «система правосудия в отношении несовершеннолетних» употребляется применительно к законам, процедурам, руководящим принципам, нормам уголовного и уголовно-исполнительного, материального и процессуального права, специалистам, учреждениям и методам (технологиям) воздействия, специально предназначенным для работы с несовершеннолетними, преступившими закон.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
В России имеются достаточная правовая база, инфраструктура органов и учреждений, специалистов для внедрения и развития процедур, методов, технологий в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Однако вместе с тем, стоит отметить, уровень преступности среди несовершеннолетних остается на высоком уровне. В связи с этим, несмотря на столь богатую базу для работы с несовершеннолетними преступниками, на наш взгляд, необходимо осуществить следующие мероприятия. Необходимо создание службы пробации (уголовного надзора) для работы с несовершеннолетними, которые отбывают наказание в обществе (обязательные, исправительные работы, условное осуждение), а также с несовершеннолетними и молодыми людьми, к которым применено условно-досрочное освобождение от наказания в виде лишения свободы за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте (на сегодняшний день эта категория вообще «выпадает» из профилактической работы)
Для содействия интеграции в общество несовершеннолетних и молодых людей, отбывавших наказание в виде лишения свободы за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте, целесообразно создание при воспитательных колониях и колониях общего режима (в которые из воспитательных колоний переводятся несовершеннолетние осужденные, достигшие возраста 18 лет) социально-реабилитационных центров. Такие центры должны оказывать помощь в социальной адаптации освобождающимся из мест лишения свободы несовершеннолетним, которые не имеют связи с семьей, жилья, работы.
Необходима поддержка со стороны государства общественным некоммерческими организациями, в том числе, организациям, представляющим религиозные конфессии России, в создании негосударственных учреждений и служб социальной помощи и поддержки всем категориям несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом (правонарушителям, наркозависимым, находящимся под следствием и судом, осужденным, в т.ч., отбывающим наказание в местах лишения свободы и т.п.).
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних