Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:23, дипломная работа
Цель работы проанализировать нормативно–правовое и организационное состояние деятельности следственного изолятора, предпринята попытка разработки рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- осветить историю развития пенитенциарных учреждений;
- раскрыть место следственного изолятора в уголовно исполнительной системе;
- провести анализ работы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области»;
- проанализировать состояние трудового воспитания осуждённых в следственном изоляторе;
– сформулировать выводы и предоставить научно-обоснованные предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Введение …………………………………………………………….……3
I. Место и роль следственного изолятора в системе учреждений обеспечивающих изоляцию от общества
1.1. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества…………………………………………………………………………6
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………..15
II. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе
2.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ………………………………………………………..29
2.2. Труд осуждённых в следственном изоляторе и воспитательная работа с ними……………………………………………………………..….…………..35
Заключение …………………………………………………………….…57
Литература ………………………………………………………………..63
Часть 3 ст. 104 УИК РФ декларирует, что в общий трудовой стаж засчитывается привлечение осужденного к оплачиваемому труду. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам года. Однако, по нашему мнению, вызывает ряд вопросов следующая формулировка нормы: «...при систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительных учреждений из общего трудового стажа». Если администрация уполномочена вести строгий учет рабочего времени, то о каком периоде ведется речь? Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени». И в соответствии с ч. 4 данной нормы именно работодатель обязан вести учет рабочего времени.
Общий трудовой стаж имеет прямое отношение к назначению трудовой пенсии и страховому стажу, однако в ст. ст. 10 - 11 Федерального Закона N 17366 периоды, зачисляемые в трудовой стаж, период осуществления трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы, отсутствуют. Что является коллизией норм УИК РФ и Федерального закона N 173 и требует внесения дополнений в законодательство трудовых пенсиях.
Подводя итоги второй главы, мы пришли к следующему выводу: известно, что целью функционирования уголовно-исполнительной системы является не только изолирование социально опасных граждан от общества, но и их исправление, в результате которого обществу могут быть возвращены если и не просоциально ориентированные, то хотя бы не антисоциально настроенные граждане. Какими же методами может быть достигнуто такое исправление? Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет исправление осужденных как «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». В качестве основных средств исправления Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации традиционно называет условленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Концепция развития УИС до 2020 г. добавляет к ним «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики», а также «совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных». То есть уголовно-исполнительная система должна исправить или наверстать то, с чем в свое время не справились семья, школа и другие социальные институты. Причем сделать это необходимо в действительно тяжелых, а для впервые осужденного человека - просто в экстремальных условиях существования.67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголовная и уголовно – исполнительная
политика базируется на общих принципах
и положениях социальной политики государства,
вопросы совершенствования
Следует отметить, что реформирование следственных изоляторов и других учреждений уголовно-исполнительной ситемы нельзя рассматривать с позиции реорганизации лишь собственно самой системы органов, исполняющих наказания, ее нужно проводить комплексно, учитывая состояние, структуру и динамику преступности в стране, уголовную и уголовно-исполнительную политику и законодательство, их задачи, функции, структуру аппаратов управления и их компетенцию, организацию функционирования всей уголовно-исполнительной системы и отдельных звеньев, вопросы взаимодействия внутри уголовно-исполнительной системы и внешнее взаимодействие.
Необходимость реформирования уголовно-исполнительной ситемы обусловлена корректировкой карательной политики, дальнейшей гуманизацией уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, расширением оснований для применения уголовных наказаний и мер пресечения, альтернативных лишению свободы или содержанию под стражей.
Проблемы
правового регулирования
В целях дальнейшего совершенствования организации деятельности следственных изоляторов, с опорой на Рекомендации № R (87)3 «Относительно европейских пенитенциарных правил», принятой Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 года и Постановления Правительства Российской Федерации «О Концепции Развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», нами предлагается:
- провести совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленное на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных (данное предложение понизит не только тяжёлое психологическое состояние осуждённых, но и уровень преступлений совершаемых, в учреждениях уголовно-исполнительной системы), таких как арестные дома, воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
- организовать поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных, в целях постоянного контроля за осуждёнными предлагается использовать электронный мониторинг спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, данное мероприятие подразумевает под собой достаточно большие финансовые вложения, это можно решить за счёт сокращения штатов личного состава учреждений в связи с модернизацией рабочих процессов;
- разработка новых
видов вещевого довольствия,
- обеспечить каждого
- предусмотреть возможность доступа в камеры естественного освещения (с попаданием в них прямых солнечных лучей) и оборудования таких помещений вентиляцией (желательно принудительной), данное мероприятие актуально для Следственного изолятора №2 г. Заводоуковска, так как оконные проёмы камер режимных корпусов имеют малые размеры, что не позволяет поступать в камеры дневного света, с целью улучшения ситуации необходимо расширить оконные проёмы, в особенности это касается камер режимного корпуса №4, выполнить решётки оконных проёмов из арматуры не большого размера, проведя демонтаж старых оконных решёток выполненных из прутков;
- организовать дифференциацию
содержания осужденных в
- разработать комплекс
мер по формированию у
- совершенствовать меры
предупреждению и пресечению
возможных неслужебных связей
личного состава уголовно-
- создать систему противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;
- осуществлять профессиональное обучение и профессиональную подготовку осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан, для этого необходимо участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
- создать справедливую и эффективную систему стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим, предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда - изменения вида исправительных учреждений;
- обеспечить высокий социальный статус и престиж труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы.
Подводя итоги правового анализа регулирования трудовых отношений осужденных в местах лишения свободы, необходимо сделать следующие выводы:
1. В действующих нормативных
правовых актах, регулирующих
труд осужденных в местах
2. В связи с проведением
широкомасштабных мероприятий
Информация о работе Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе