Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы проанализировать нормативно–правовое и организационное состояние деятельности следственного изолятора, предпринята попытка разработки рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- осветить историю развития пенитенциарных учреждений;
- раскрыть место следственного изолятора в уголовно исполнительной системе;
- провести анализ работы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области»;
- проанализировать состояние трудового воспитания осуждённых в следственном изоляторе;
– сформулировать выводы и предоставить научно-обоснованные предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………….……3
I. Место и роль следственного изолятора в системе учреждений обеспечивающих изоляцию от общества
1.1. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества…………………………………………………………………………6
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………..15
II. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе
2.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ………………………………………………………..29
2.2. Труд осуждённых в следственном изоляторе и воспитательная работа с ними……………………………………………………………..….…………..35
Заключение …………………………………………………………….…57
Литература ………………………………………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Часть 3 ст. 104 УИК РФ декларирует, что в общий трудовой стаж засчитывается привлечение осужденного к оплачиваемому труду. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам года. Однако, по нашему мнению, вызывает ряд вопросов следующая формулировка нормы: «...при систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительных учреждений из общего трудового стажа». Если администрация уполномочена вести строгий учет рабочего времени, то о каком периоде ведется речь? Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени». И в соответствии с ч. 4 данной нормы именно работодатель обязан вести учет рабочего времени.

Общий трудовой стаж имеет  прямое отношение к назначению трудовой пенсии и страховому стажу, однако в ст. ст. 10 - 11 Федерального Закона N 17366 периоды, зачисляемые в трудовой стаж, период осуществления трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы, отсутствуют. Что является коллизией норм УИК РФ и Федерального закона N 173 и требует внесения дополнений в законодательство трудовых пенсиях.

Подводя итоги второй главы, мы пришли к следующему выводу: известно, что целью функционирования уголовно-исполнительной системы является не только изолирование социально опасных граждан от общества, но и их исправление, в результате которого обществу могут быть возвращены если и не просоциально ориентированные, то хотя бы не антисоциально настроенные граждане. Какими же методами может быть достигнуто такое исправление? Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет исправление осужденных как «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». В качестве основных средств исправления Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации традиционно называет условленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Концепция развития УИС до 2020 г. добавляет к ним «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики», а также «совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных». То есть уголовно-исполнительная система должна исправить или наверстать то, с чем в свое время не справились семья, школа и другие социальные институты. Причем сделать это необходимо в действительно тяжелых, а для впервые осужденного человека - просто в экстремальных условиях существования.67

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Уголовная и уголовно – исполнительная политика базируется на общих принципах  и положениях социальной политики государства, вопросы совершенствования деятельности уголовно – исполнительной системы, её реформирование неразрывно связаны с необходимостью совершенствования  уголовного и уголовно – процессуального права, судебной и административной политики. Именно эти выводы положены в основу масштабного реформирования уголовно - исполнительной системы.

Следует отметить, что реформирование следственных изоляторов и других учреждений уголовно-исполнительной ситемы нельзя рассматривать с позиции реорганизации лишь собственно самой системы органов, исполняющих наказания, ее нужно проводить комплексно, учитывая состояние, структуру и динамику преступности в стране, уголовную и уголовно-исполнительную политику и законодательство,  их задачи, функции, структуру аппаратов управления и их компетенцию, организацию функционирования всей уголовно-исполнительной системы и отдельных звеньев, вопросы взаимодействия внутри уголовно-исполнительной системы и внешнее взаимодействие.

Необходимость реформирования уголовно-исполнительной ситемы обусловлена корректировкой карательной политики, дальнейшей гуманизацией уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, расширением оснований для применения уголовных наказаний и мер пресечения, альтернативных лишению свободы или содержанию под стражей.

 Проблемы  правового регулирования деятельности следственных изоляторов и других исправительных учреждений органов уголовно-исполнительной системы остаются наиболее важными. Потому основной задачей реформирования следует считать приведение ее в соответствие с международными стандартами исполнения наказаний и обращения с лицами, отбывающими наказание или дожидающимися суда, находясь под стражей. Возможность реализовать принцип сохранения осужденного, изолированного от гражданского общества, для полноценного возвращения в общественную жизнь, видится именно на этом пути.

В целях дальнейшего  совершенствования организации деятельности следственных изоляторов, с опорой на Рекомендации № R (87)3 «Относительно европейских пенитенциарных правил», принятой Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 года  и Постановления Правительства Российской Федерации «О Концепции Развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», нами предлагается:

- провести совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленное на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных (данное предложение понизит не только тяжёлое психологическое состояние осуждённых, но и уровень преступлений совершаемых, в учреждениях уголовно-исполнительной системы), таких как арестные дома, воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;

- организовать поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных, в целях постоянного контроля за осуждёнными предлагается использовать электронный мониторинг спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, данное мероприятие подразумевает под собой  достаточно большие финансовые вложения, это можно решить за счёт сокращения  штатов личного состава учреждений в связи с модернизацией рабочих процессов;

  • принять меры реконструкции действующих следственных изоляторов и тюрем, ограничение применения меры пресечения в виде содержания под стражей, сокращение времени нахождения под стражей по решению проблемы переполненности следственных изоляторов и тюрем, и увеличения камерной площади на одного заключённого, данная проблема актуальна для следственного изолятора №2 г. Заводоуковска, Прокуратура РФ своим протестом уменьшила лимит наполнения учреждения с 573 человек до 372 человек, на данное решение не дало положительного эффекта, решением данной проблемы может быть строительство нового режимного корпуса, который уже заложен, но предусмотреть, в проекте новые стандарты для содержания подозреваемых, обвиняемых и осуждённых;

- разработка новых  видов вещевого довольствия, отвечающих  международным стандартам и современным потребительским свойствам, обеспечение новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сделать это необходимо как можно быстрее, так как одним из примеров является ношение колпака и куртки поварами по приказам восьмидесятых годов данную одежду необходимо носить шесть месяцев, на практике это не реально, данная одежда подлежит замене ежемесячно, но выдавать так часто нет возможности согласно бухгалтерского учёта, поэтому необходимо принять новые нормы выдачи одежды исходя из практических данных носки;

- обеспечить каждого заключенного (отбывающего наказание или находящегося под стражей) индивидуальной кроватью и чистыми постельными принадлежностями, обеспечить стирку постельных принадлежностей, поддерживать на должном уровне санитарно–гигиеническое состояние помещений, в которых проживают и работают заключенные, решением этого мероприятия возможно за счёт самих заключённых, а именно снятие с их лицевого счёта необходимых средств для получения постельных принадлежностей установленного образца, в случае отсутствия денежных средств на лицевом счёте, необходимо организовать работу по направлению квитка о выдачи постельного белья вслед за заключённым в колонии;

- предусмотреть  возможность доступа в камеры  естественного освещения (с попаданием в них прямых солнечных лучей) и оборудования таких помещений вентиляцией (желательно принудительной), данное мероприятие актуально для Следственного изолятора №2 г. Заводоуковска, так как оконные проёмы камер режимных корпусов имеют малые размеры, что не позволяет поступать в камеры дневного света, с целью улучшения ситуации необходимо расширить оконные проёмы, в особенности это касается камер режимного корпуса №4, выполнить решётки оконных проёмов из арматуры не большого размера, проведя демонтаж старых оконных решёток выполненных из прутков;

- организовать дифференциацию  содержания осужденных в зависимости  от характера и степени общественной  опасности совершенных ими преступлений (это в особенности касается следственных изоляторов), поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

- разработать комплекс  мер по формированию у работников  уголовно-исполнительной системы  умений и навыков, позволяющих  обеспечить эффективное противодействие  противоправному поведению со  стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, для этого необходимо проводить качественное повышение квалификации сотрудников в учебно-образовательных учреждениях ФСИН России, повышение квалификации не должно касаться только офицерского состава, но в основном младшего состава учреждений уголовно-исполнительной системы;

- совершенствовать меры  предупреждению и пресечению  возможных неслужебных связей  личного состава уголовно-исполнительной  системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений, в целях реализации данного мероприятий, возможно использовать опыт зарубежных стран, при предложении взятки сотрудник донесший руководству о возможности получения незаконных средств и подтверждении данного факта, получает денежную премию;

- создать систему противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;

- осуществлять профессиональное обучение и профессиональную подготовку осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан, для этого необходимо участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;

- создать справедливую и эффективную систему стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим, предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда - изменения вида исправительных учреждений;

- обеспечить высокий социальный статус и престиж труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы. 

Подводя итоги правового  анализа регулирования трудовых отношений осужденных в местах лишения свободы, необходимо сделать следующие выводы:

1. В действующих нормативных  правовых актах, регулирующих  труд осужденных в местах лишения  свободы, имеется ряд коллизионных  норм и неурегулированных законодательством вопросов, в связи с чем считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Трудовой кодекс РФ главы «Особенности регулирования труда осужденных в местах лишения свободы».

2. В связи с проведением  широкомасштабных мероприятий по  реформированию социального обеспечения  граждан РФ следует отметить, что четкая формулировка норм  в отношении лиц, отбывающих  наказание и освободившихся из мест лишения свободы, будет препятствовать развитию коррупции и бюрократизма, способствовать исправлению осужденных и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Информация о работе Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе