Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы проанализировать нормативно–правовое и организационное состояние деятельности следственного изолятора, предпринята попытка разработки рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- осветить историю развития пенитенциарных учреждений;
- раскрыть место следственного изолятора в уголовно исполнительной системе;
- провести анализ работы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области»;
- проанализировать состояние трудового воспитания осуждённых в следственном изоляторе;
– сформулировать выводы и предоставить научно-обоснованные предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………….……3
I. Место и роль следственного изолятора в системе учреждений обеспечивающих изоляцию от общества
1.1. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества…………………………………………………………………………6
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………..15
II. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе
2.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ………………………………………………………..29
2.2. Труд осуждённых в следственном изоляторе и воспитательная работа с ними……………………………………………………………..….…………..35
Заключение …………………………………………………………….…57
Литература ………………………………………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

- обеспечить соблюдение  законности при применении физической  силы и специальных средств;

- осуществлять контроль  за соблюдением режимных требований  на объектах учреждения;

- не допустить побегов  и преступлений и суицидов  в следственном изоляторе.33

Подводя итоги главы, хотелось бы отметить следующее, история свидетельствует, что на протяжении длительного времени не только в Российском государстве, но и во всем мире отсутствовало правовое регулирование исполнения уголовных наказаний. Попытки представителей власти внести атрибуты организованности и единообразия в систему исполнения наказаний на протяжении веков не достигали успеха. Такое положение обусловливалось многими факторами. И прежде всего, тем, что уголовно-исполнительной системе, как и всему праву, уделялось крайне мало внимания из-за недооценки их роли в борьбе с преступными проявлениями и из-за нежелания (а также из-за невозможности в силу постоянных финансовых затруднений государства) расходовать материальные ресурсы на ее создание. «Проще было казнить, отсечь руки, вырвать ноздри, наказать кнутом или шпицрутенами. Стоимость топора и кнута не шла ни в какое сравнение со стоимостью тюремных зданий и содержания аппарата».34

Анализ источников уголовного и пенитенциарного характера свидетельствует о том, что наказание с его целями и порядком применения, будучи одним из центральных институтов отечественного и зарубежного права, всегда являлось «средством самозащиты общества против нарушений условий его существования».35

Согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации36 к 2017 году планируется строительство и ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция объектов действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством Российской Федерации, устранить основания для обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОТБЫТИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

2.1. Режим отбывания лишения свободы в следственных изоляторах

 

 

 

Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

В период пребывания осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе на них распространяется порядок, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Условия содержания осужденных в этот период должны соответствовать  условиям отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Исключения из этого положения составляет право осужденных на длительные свидания на территориях исправительного и воспитательного учреждений или за их пределами, а также право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочные свидания с выходом за пределы воспитательного учреждения. Эти права заменяются правом на телефонный разговор. Ограничение осужденных в праве на свидания, конечно, ухудшает их положение, по сравнению с осужденными, отбывающими наказание в исправительных и воспитательных колониях, но обусловлено спецификой деятельности следственного изолятора и невозможностью обеспечения реализации права на длительные свидания.

Следственные изоляторы  выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственном изоляторе с их согласия.37

Уголовно-исполнительное законодательство определяет режим как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации38). Основными требованиями режима в следственном изоляторе являются:

- охрана и изоляция  лиц из числа спецконтингента;

- постоянный надзор  за ними;

- исполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными возложенных  на них обязанностей;

- создание условий  для реализации прав и законных  интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая право на личную безопасность;

- обеспечение личной  безопасности персонала следственного  изолятора;

- раздельное содержание  разных категорий лиц из числа  спецконтингента.

Одним из важных условий  контроля за соблюдением режимных требований является соблюдение обеспечения осужденных одеждой установленного образца. Нормы вещевого довольствия осужденных устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»39 и Министерством юстиции РФ. Они зависят от пола, возраста, места его расположения. Каждый осужденный, как правило, имеет два комплекта одежды - повседневную и рабочую. Осужденные получают одежду и обувь по сезону и в соответствии с климатическими условиями. Они вправе покупать за счет собственных средств одежду гражданского образца, в том числе спортивную, а также обувь. Ее разрешено надевать в жилой зоне в свободное от работы время, во время длительных свиданий, при проведении отпуска без выезда за пределы учреждения.

Основным средством  контроля за соблюдением режимных требований можно считать постоянный надзор за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. При его организации осуществляется постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения, учебы и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений, других правонарушений и нарушений порядка отбывания наказания.

В ходе осуществления  надзора устанавливается пропускной режим между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения предусмотренной формы одежды, нагрудных знаков, пропусков установленного образца для лиц, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения.40

Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий. Прежде всего, обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит:

а) осуждение к лишению  свободы впервые;

б) срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет;

в) вид исправительного  учреждения - исправительная колония общего режима. Наличие перечисленных обстоятельств в определенной мере свидетельствует о том, что осужденный не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе.

Вторым условием оставления осужденного в следственном изоляторе  является наличие его согласия, которое  должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осужденного  обусловлена тем, что отбывание  наказания в следственном изоляторе  связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осужденного без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осужденный, дав согласие на оставление в следственном изоляторе, в дальнейшем меняет свое решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

Третье условие оставления осужденного в следственном изоляторе - необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение  осужденных к этой деятельности вызвано  невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осужденные за особо тяжкие преступления и переведенные из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения.

Четвертым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора  в законную силу осужденный находился  именно в том следственном изоляторе, где остается для отбывания наказания.

Необходимо отметить, что оставление осужденных на работах  в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осужденных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее, данная практика распространена повсеместно.

Характер поведения  осужденного в период пребывания в изоляторе законом непосредственно  не соотносится с возможностью его  оставления, но на практике администрация  следственных изоляторов оставляет  только положительно зарекомендовавших себя осужденных. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе тех осужденных, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.41

Решение об оставлении осужденного  для отбывания наказания в следственном изоляторе принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осужденного.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации42 установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осужденных.

Осужденные, оставленные  в следственном изоляторе для  выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности  общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в следственных изоляторах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется ст. ст. 120, 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах, законом специально устанавливается, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).43

 

2.2. Труд осуждённых  в следственном изоляторе и  воспитательная работа с ними

 

«Исправиться через применение наказания, - писал И.И. Карпец, - исправиться настолько, чтобы не совершать новых преступлений, человек может, и вероятно, для общества большего не требуется на данном этапе. Важно, чтобы человек вновь не совершил преступлений, не стал рецидивистом. При этом можно смело сказать, что все цели, которые ставятся перед наказанием, достигнуты»44. Спустя десятилетия эти слова не утратили своей остроты, напротив, стали еще более актуальными.

На исправление в  смысле преодоления дефектов в сознании и поведении, приведших осужденного к преступлению, направлена воспитательная работа при исполнении (отбывании) уголовных наказаний. Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ называет ее в числе основных средств исправления. В ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В сущности, решению этих задач подчинена вся деятельность исправительных учреждений. Следственные изоляторы в этом отношении не являются исключением.

В связи с тем, что хозяйственная обслуга комплектуется из числа осужденных к отбыванию наказания в исправительной колонии общего режима, а условия их содержания в следственном изоляторе организуются применительно к условиям, существующим в исправительной колонии, воспитательная работа среди них организуется также применительно к формам и методам, используемым в исправительных учреждениях.

Вместе с тем условия  и порядок отбывания наказания  осужденными, оставленными в следственном изоляторе для хозяйственного обслуживания, имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

Одна из отличительных  особенностей отбывания лишения  свободы в отряде по хозяйственному обслуживанию состоит в том, что большинство осужденных следственного изолятора (более 50%) - лица в возрасте от 18 до 39 лет, т.е. преобладают лица молодежного возраста, для которых характерны импульсивность, агрессивность, не всегда четкое представление о последствиях своих действий. В колонии общего режима данная категория не превышает 36%.

Вторая особенность  заключается в том, что практически  все осужденные отряда хозобслуги - впервые осужденные к лишению  свободы, причем на срок не свыше 5 лет. Это связано с тем, что на момент исследования изменения, внесенные в ч. 1 ст. 77 Уголовно-исполнительного Российской Федерации (В части первой ст. 77 слова «впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет» были заменены словами «осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы».45), которые допускают оставление в следственном изоляторе и других категорий осужденных, в частности ранее не отбывавших лишение свободы, еще не успели прижиться на практике. Несмотря на это, данные категории осужденных все же не запущены в криминальном отношении. Это связано также с краткими сроками лишения свободы. Последний фактор имеет важное значение для воспитательной работы с осужденными, поскольку длительные сроки лишения свободы обычно оказывают крайнее негативное влияние на психику осужденного. Как подчеркивает Г.Ф. Хохряков, что после 5 - 7 лет нахождения в местах лишения свободы в психике осужденного наступают необратимые изменения46.

Информация о работе Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе