Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы проанализировать нормативно–правовое и организационное состояние деятельности следственного изолятора, предпринята попытка разработки рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- осветить историю развития пенитенциарных учреждений;
- раскрыть место следственного изолятора в уголовно исполнительной системе;
- провести анализ работы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области»;
- проанализировать состояние трудового воспитания осуждённых в следственном изоляторе;
– сформулировать выводы и предоставить научно-обоснованные предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………….……3
I. Место и роль следственного изолятора в системе учреждений обеспечивающих изоляцию от общества
1.1. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества…………………………………………………………………………6
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………..15
II. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе
2.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ………………………………………………………..29
2.2. Труд осуждённых в следственном изоляторе и воспитательная работа с ними……………………………………………………………..….…………..35
Заключение …………………………………………………………….…57
Литература ………………………………………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Главной задачей тюремной инспекции явилось обеспечение  неразрывной связи между центральной  и местной властью, а также  контроль над пенитенциарными учреждениями на местах со стороны центральной  власти.

В 1895 г. пенитенциарную систему из Министерства Внутренних Дел перевели в систему Министерства юстиции.

Таким образом, благодаря  проведенной уголовной политике указанных реформ сложилась единая уголовно-исполнительная система.

В тюрьмах несколько  снизилась смертность, произошло размещение и содержание по полу, появился медицинский персонал, обслуживающий персонал, униформа для заключенных, наладилось питание, появились пенитенциарные медицинские учреждения (больницы), снизилось число социально заболевших. Точное число смертности людей за 200 с лишним лет с момента образования тюрем и число заболевших в них различными заболеваниями в архивах не обнаружено.

Но революционные события 1917 г. в России внесли серьезные изменения  в пенитенциарную политику государства. Во время Февральской революции тюремные учреждения разрушаются, наносится огромный материальный ущерб всей пенитенциарной системе, тюремный и обслуживающий персонал не знает, что делать.

1 марта 1917 г. Временное  правительство амнистировало заключенных  на 75%, что привело только к росту преступности в обществе; начались массовые убийства, грабежи, разбои, появились вооруженные группы (банды), оказывающие большое сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

26 апреля 1917 г. Главное Тюремное управление было переименовано в Главное управление по делам мест заключения, а Совет по тюремным делам преобразован в Совет по делам мест заключения. Уголовная политика пенитенциарной системы в основу своей идеологии поставила задачу: перевоспитание человека, совершившего преступление через трудовую деятельность.

Первым нормативным  актом, регулирующим порядок отбывания  наказания и устанавливающим  виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция от 23.07.1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового»11. Характерной особенностью Временной инструкции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила Общей тюремной инструкции 1916 г.

Следующим этапом в развитии исправительно-трудового  законодательства стали Правила внутреннего распорядка в местах заключения, введенные циркуляром НКЮ РСФСР в июле 1920 г.12 Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.13 Оно стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений. Издание этого нормативного акта было вызвано необходимостью установления определенных правил содержания заключенных, создания единообразного режима в местах заключения. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение тем самым закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.

С появлением значительного числа  подзаконных актов в сфере  исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. Потребность  в этом была подтверждена научными и практическими работниками  на Всероссийском съезде работников исправительно-трудовых учреждений, проходившем в Москве с 18 по 24 октября 1923 г.

В результате систематизации в 1924 г. был  принят первый советский Исправительно-трудовой кодекс РСФСР14, который подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

Новый этап истории пенитенциарной системы Советского государства открывает Положение об исправительно-трудовых лагерях, утвержденное Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г.15

01.08.1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР16.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. устанавливал пять видов мест лишения свободы:

1) изоляторы для подследственных;

2) пересыльные пункты;

3) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);

4) учреждения для применения  к лишенным свободы мер медицинского  характера (институты психиатрической  экспертизы, колонии для туберкулезных  и других больных);

5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).

С началом войны перед  НКВД СССР встала задача перестройки  лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. В 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тыс. осужденных с направлением в действующую армию и 200 тыс. освобождено и направлено для выполнения оборонных работ.

В феврале 1942 г. была введена  в действие Инструкция, регулирующая порядок содержания осужденных в годы войны. Она определяла применение оружия без предупреждения при нападении на работников мест заключения или охрану и при отказе приступить к работе.

Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила  обстановку в местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло  решение об организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица, осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответственность за нарушение режима.

В 1953 г. произошло особо значимое событие для мест лишения свободы: массовое освобождение осужденных за уголовные преступления по амнистии.

10.07.1954 г. было утверждено Положение «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР»17.

Основной задачей исправительно-трудовых учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности - исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к общественно полезному труду.

50-е гг. XX в. стали этапом критической переоценки организационных структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержания их работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной системы со всеми ее репрессивными атрибутами. Правовой основой реформы стали Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.18

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9 сентября 1961 г. N 154/3 было утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР19.

15 .03.1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8919-X было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных20.

Положение определяло правовые основы применения уголовных показаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

Таким образом, уголовная  политика в области пенитенциарной системы берет свои начала с Судебника 1649 г., когда сложились первые нормы и положения по отбыванию наказания. Правовое регулирование по отбыванию наказания заключенных ни на одном этапе развития общества не стояло на месте и постоянно совершенствовалось. Начиная с 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, законодательно закрепив единую систему заключения с различными видами содержания осужденных, который вошел частично через уголовную политику в пенитенциарную систему современного общества.21

 

 

1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе

 

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений, а также  подсудимых и осужденных, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции Российской Федерации. Они являются учреждениями, входящими в систему органов федеральной службы исполнения наказаний.

Правовую основу деятельности следственного изолятора уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации22, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15.07.1995г.  N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»23, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»24, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы25, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, другие нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.

Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом. Он имеет гербовую печать со своим полным наименованием, иные необходимые реквизиты, текущий расчетный, валютный и иные счета. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом и не противоречащие стоящим перед ним задачам.

В следственный изолятор уголовно-исполнительной системы для  участия в следственных действиях, судебном разбирательстве, передачи конвою для отправки к месту назначения принимаются подозреваемые и обвиняемые, поступающие по мотивированному постановлению (определению) следователя, лица, производящего дознание, санкционированному прокурором, прокурора или по мотивированному определению суда (судьи), а также следующие транзитом в другие подразделения уголовно-исполнительной системы.

К основным задачам следственного  изолятора уголовно-исполнительной системы относятся:

- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда;

- принятие мер, препятствующих  попыткам подозреваемых и обвиняемых  помешать установлению истины  по уголовному делу;

- обеспечить правопорядок и законность, безопасность подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;

- обеспечение прав  и законных интересов подозреваемых  и обвиняемых;

- организация функционирования  следственного изолятора, развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы возглавляет  начальник, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. Начальник следственного изолятора наделен необходимыми полномочиями для организации выполнения задач, поставленных перед изолятором. Функции следственного изолятора весьма разнообразны. Они раскрываются в Положении о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы.

Финансирование следственных изоляторов обоих видов производится за счет средств федерального бюджета. Этот порядок позволяет устойчиво удовлетворять основные потребности изоляторов.26

Вместе с тем в  сложных экономико-финансовых условиях, имеющих место в России в настоящее  время, важное значение приобретает  использование возможностей для  дополнительного материально-технического и финансового обеспечения следственных изоляторов. В этой связи Законом предусмотрено дополнительное финансирование следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Дополнительное финансирование позволяет осуществлять ремонт следственных изоляторов, улучшать его техническое оснащение, решать иные материально-технические и социальные задачи.

Количество содержащихся в следственном изоляторе подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в зависимости  от различных обстоятельств может  существенно колебаться. В целях  сохранения кадрового ядра персонала  следственных изоляторов его штатная  численность остается неизменной в течение двух лет при уменьшении численности лиц, содержащихся в изоляторе, при проведении амнистии, изменении законодательства Российской Федерации и в других случаях.27

Основными задачами следственного  изолятора являются:

1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;

2) осуществление мер,  препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

3) обеспечение правопорядка  и законности в следственном  изоляторе, безопасности подозреваемых,  обвиняемых и осужденных, а также  персонала, должностных лиц и  граждан, находящихся на его  территории;

4) обеспечение соблюдения  прав и законных интересов  подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

5) организация жизнедеятельности  следственного изолятора, а также  развитие и укрепление его  материально-технической базы и  социальной сферы.28

При изучении деятельности федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», в учреждении при лимите наполняемости 372 человека фактически содержится 341 человек, численность спецконтингента составила в аналогичный период прошлого года 389 человек. В связи с реформированием уголовно – исполнительной системы ожидается снижение количества лиц из числа спецконтингента содержащихся в пенитенциарных учреждения, так как предположительно к 200 тыс. человек будет использоваться мера не связанная с изоляцией от общества, через использование в деятельности уголовно – исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота, использование технических средств надзора в целях эффективного контроля за осуждёнными без изоляции от общества.29  

Информация о работе Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе