Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:23, дипломная работа
Цель работы проанализировать нормативно–правовое и организационное состояние деятельности следственного изолятора, предпринята попытка разработки рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- осветить историю развития пенитенциарных учреждений;
- раскрыть место следственного изолятора в уголовно исполнительной системе;
- провести анализ работы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области»;
- проанализировать состояние трудового воспитания осуждённых в следственном изоляторе;
– сформулировать выводы и предоставить научно-обоснованные предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Введение …………………………………………………………….……3
I. Место и роль следственного изолятора в системе учреждений обеспечивающих изоляцию от общества
1.1. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества…………………………………………………………………………6
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………..15
II. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе
2.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ………………………………………………………..29
2.2. Труд осуждённых в следственном изоляторе и воспитательная работа с ними……………………………………………………………..….…………..35
Заключение …………………………………………………………….…57
Литература ………………………………………………………………..63
Главной задачей тюремной
инспекции явилось обеспечение
неразрывной связи между
В 1895 г. пенитенциарную систему из Министерства Внутренних Дел перевели в систему Министерства юстиции.
Таким образом, благодаря проведенной уголовной политике указанных реформ сложилась единая уголовно-исполнительная система.
В тюрьмах несколько снизилась смертность, произошло размещение и содержание по полу, появился медицинский персонал, обслуживающий персонал, униформа для заключенных, наладилось питание, появились пенитенциарные медицинские учреждения (больницы), снизилось число социально заболевших. Точное число смертности людей за 200 с лишним лет с момента образования тюрем и число заболевших в них различными заболеваниями в архивах не обнаружено.
Но революционные события 1917 г. в России внесли серьезные изменения в пенитенциарную политику государства. Во время Февральской революции тюремные учреждения разрушаются, наносится огромный материальный ущерб всей пенитенциарной системе, тюремный и обслуживающий персонал не знает, что делать.
1 марта 1917 г. Временное
правительство амнистировало
26 апреля 1917 г. Главное Тюремное управление было переименовано в Главное управление по делам мест заключения, а Совет по тюремным делам преобразован в Совет по делам мест заключения. Уголовная политика пенитенциарной системы в основу своей идеологии поставила задачу: перевоспитание человека, совершившего преступление через трудовую деятельность.
Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция от 23.07.1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового»11. Характерной особенностью Временной инструкции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила Общей тюремной инструкции 1916 г.
Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали Правила внутреннего распорядка в местах заключения, введенные циркуляром НКЮ РСФСР в июле 1920 г.12 Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.13 Оно стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений. Издание этого нормативного акта было вызвано необходимостью установления определенных правил содержания заключенных, создания единообразного режима в местах заключения. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение тем самым закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.
С появлением значительного числа
подзаконных актов в сфере
исправительно-трудового права
В результате систематизации в 1924 г. был
принят первый советский Исправительно-
Новый этап истории пенитенциарной системы Советского государства открывает Положение об исправительно-трудовых лагерях, утвержденное Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г.15
01.08.1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР16.
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. устанавливал пять видов мест лишения свободы:
1) изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);
4) учреждения для применения
к лишенным свободы мер
5) учреждения для несовершеннолет
С началом войны перед
НКВД СССР встала задача перестройки
лагерей и колоний в
В феврале 1942 г. была введена в действие Инструкция, регулирующая порядок содержания осужденных в годы войны. Она определяла применение оружия без предупреждения при нападении на работников мест заключения или охрану и при отказе приступить к работе.
Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила обстановку в местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло решение об организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица, осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответственность за нарушение режима.
В 1953 г. произошло особо значимое событие для мест лишения свободы: массовое освобождение осужденных за уголовные преступления по амнистии.
10.07.1954 г. было утверждено Положение «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР»17.
Основной задачей
50-е гг. XX в. стали этапом критической переоценки организационных структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержания их работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной системы со всеми ее репрессивными атрибутами. Правовой основой реформы стали Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.18
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9 сентября 1961 г. N 154/3 было утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР19.
15 .03.1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8919-X было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных20.
Положение определяло правовые основы применения уголовных показаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.
Таким образом, уголовная политика в области пенитенциарной системы берет свои начала с Судебника 1649 г., когда сложились первые нормы и положения по отбыванию наказания. Правовое регулирование по отбыванию наказания заключенных ни на одном этапе развития общества не стояло на месте и постоянно совершенствовалось. Начиная с 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, законодательно закрепив единую систему заключения с различными видами содержания осужденных, который вошел частично через уголовную политику в пенитенциарную систему современного общества.21
1.2. Место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе
Следственные изоляторы
Правовую основу деятельности
следственного изолятора
Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом. Он имеет гербовую печать со своим полным наименованием, иные необходимые реквизиты, текущий расчетный, валютный и иные счета. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом и не противоречащие стоящим перед ним задачам.
В следственный изолятор уголовно-исполнительной системы для участия в следственных действиях, судебном разбирательстве, передачи конвою для отправки к месту назначения принимаются подозреваемые и обвиняемые, поступающие по мотивированному постановлению (определению) следователя, лица, производящего дознание, санкционированному прокурором, прокурора или по мотивированному определению суда (судьи), а также следующие транзитом в другие подразделения уголовно-исполнительной системы.
К основным задачам следственного
изолятора уголовно-
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда;
- принятие мер, препятствующих
попыткам подозреваемых и
- обеспечить правопорядок и законность, безопасность подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;
- обеспечение прав
и законных интересов
- организация функционирования следственного изолятора, развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. Начальник следственного изолятора наделен необходимыми полномочиями для организации выполнения задач, поставленных перед изолятором. Функции следственного изолятора весьма разнообразны. Они раскрываются в Положении о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы.
Финансирование следственных изоляторов обоих видов производится за счет средств федерального бюджета. Этот порядок позволяет устойчиво удовлетворять основные потребности изоляторов.26
Вместе с тем в
сложных экономико-финансовых условиях,
имеющих место в России в настоящее
время, важное значение приобретает
использование возможностей для
дополнительного материально-
Количество содержащихся в следственном изоляторе подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в зависимости от различных обстоятельств может существенно колебаться. В целях сохранения кадрового ядра персонала следственных изоляторов его штатная численность остается неизменной в течение двух лет при уменьшении численности лиц, содержащихся в изоляторе, при проведении амнистии, изменении законодательства Российской Федерации и в других случаях.27
Основными задачами следственного изолятора являются:
1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
2) осуществление мер,
препятствующих попыткам
3) обеспечение правопорядка
и законности в следственном
изоляторе, безопасности
4) обеспечение соблюдения
прав и законных интересов
подозреваемых, обвиняемых и
5) организация жизнедеятельности
следственного изолятора, а
При изучении деятельности федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», в учреждении при лимите наполняемости 372 человека фактически содержится 341 человек, численность спецконтингента составила в аналогичный период прошлого года 389 человек. В связи с реформированием уголовно – исполнительной системы ожидается снижение количества лиц из числа спецконтингента содержащихся в пенитенциарных учреждения, так как предположительно к 200 тыс. человек будет использоваться мера не связанная с изоляцией от общества, через использование в деятельности уголовно – исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота, использование технических средств надзора в целях эффективного контроля за осуждёнными без изоляции от общества.29
Информация о работе Особенности отбытия наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе