Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:43, дипломная работа
Цель данной работы — рассмотреть понятие, сущность, социальный смысл и практику назначения такого важного института отечественного уголовно-процессуального права, как оправдательный приговор суда.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть оправдательный приговор в истории осуществления правосудия;
- Рассмотреть понятие, сущность, социальный смысл и практику назначения оправдательного приговора;
- Исследовать основания вынесения оправдательного приговора.
Введение
Глава I. ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР В ИСТОРИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ
1.1. Квазиоправдательные процедуры в глубокой древности
1.2. Инквизиционный процесс
1.3. Возрождение цивилизованного правосудия
Глава II. ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕВИНОВНОГО
2.1. Что такое оправдательный приговор
2.2. Оправдательный приговор и цели правосудия
Глава III. ОСНОВАНИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ОПРАВДАТЕЛЬНОГО ПРИГОВОРА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
3.1. Процессуальные основания вынесения оправдательного приговора
3.2. Структура и содержание оправдательного приговора
Заключение
Список использованных источников
3.2. Структура и содержание оправдательного приговора
Оправдательный приговор, как и обвинительный, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части указываются данные, перечисленные в ст. 304 УПК РФ, в частности сведения о личности подсудимого, имеющие значение для уголовного дела. К ним можно отнести и сведения о судимости. Иногда указываются сведения о снятой или погашенной судимости, что следует признать совершенно недопустимым, так как человек имеет право на доброе имя, в частности, когда срок судимости истек или она досрочно снята в установленном законом порядке. Судимость не должна приниматься во внимание при решении вопросов о достаточности доказательств для признания подсудимого виновным в совершении преступления.
Описательно-мотивировочная часть оправдательного приговора содержит ряд положений, указанных в ст. 305 УПК РФ. К ним, в частности, относится существо предъявленного обвинения, указанного при утверждении прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта) и поддерживаемого государственным обвинителем (потерпевшим) в суде. Существо обвинения - это его суть, формула, а не подробное, во всех деталях, описание (п. 1 ч. 1 ст. 305 УПК РФ).
Далее должны быть указаны обстоятельства уголовного дела, установленные судом, и мотивы, по которым суд отвергает доказательства, представленные стороной обвинения (пп. 2, 4 ч. 1 ст. 305 УПК РФ). В этой части приговора суд делает вывод, что установленные следствием обстоятельства в суде не подтвердились. В частности, суд может сослаться на алиби, доказанные или не опровергнутые в ходе судебного следствия.
В случаях когда доказательства обвинения были собраны при существенных нарушениях процессуального закона, суд в оправдательном приговоре обязан указать на это и признать такие доказательства недопустимыми. Оставшиеся доказательства могут быть признаны недостаточными для осуждения подсудимого. Подвергая критике доказательства обвинения, суд должен в необходимых случаях указать, что в отношении обвиняемого было применено физическое или психическое насилие, признание обвиняемого было вынужденным, или данные ОРД были получены и приобщены к уголовному делу с нарушением закона, либо экспертизы были проведены неграмотно и тенденциозно, или потерпевшие, свидетели, подсудимые отказались в суде от показаний, данных ими на предварительном следствии, поскольку их принуждали к даче таких показаний, и это объективно подтвердилось в суде и т.д. Суд может также указать, что следственными органами было нарушено требование закона о необходимости основывать обвинительные выводы на совокупности непротиворечивых доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ).
В случаях когда в ходе судебного разбирательства выявились нарушения закона, повлекшие фальсификацию доказательств, суд, отметив это в оправдательном приговоре, должен вынести отдельное постановление (определение) об указанных нарушениях и направить его прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве расследования. В УПК РФ данный вопрос пока не решен, но практика идет по этому пути.
Высказано мнение, что при направлении дела прокурору, когда оправдательный приговор вынесен за непричастностью подсудимого к совершенному преступлению, "производство по уголовному делу не является завершенным, поскольку не установлено лицо, в действительности совершившее преступление"[23].
С этой точкой зрения нельзя согласиться. Поиски неустановленного преступника могут длиться долго и не дать положительного результата. В течение этого времени производство по делу в суде нельзя рассматривать как незавершенное, а производство в прокуратуре и следственных органах происходит заново и вряд ли правильно считать, что оно является продолжением судебного разбирательства.
Если оправдательный приговор вынесен за непричастностью подсудимого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), то суд направляет уголовное дело прокурору для производства расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В этом положении много спорного. Во-первых, не исключена вероятность того, что преступление совершил оправданный, но мы этого не знаем и прибегаем к формуле "не доказано - не виновен". В этом случае усилия прокурора, следователя, органов ОРД могут концентрироваться на изобличении оправданного, но это совершенно недопустимо. Во-вторых, нет надобности направлять прокурору уголовное дело, поскольку в нем отсутствуют какие-либо улики, изобличающие кого-нибудь в совершении преступления. В-третьих, уголовное дело после вынесения оправдательного приговора нужно сторонам для обжалования приговора, а суду второй инстанции - для рассмотрения жалобы (представления прокурора). В-четвертых, если дело направляется прокурору после вступления приговора в законную силу, то неясно, в каком процессуальном порядке это следует делать.
Основания оправдания подсудимого и доказательства, их подтверждающие (п. 3 ч. 1 ст. 305 УПК РФ), должны быть приведены в оправдательном приговоре применительно к пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ. Надо полагать, суд применяет лишь одно из указанных оснований и в необходимых случаях с помощью доказательств обосновывает правильность сделанного выбора.
Описательно-мотивировочная часть оправдательного приговора, как она изложена в ст. 305 УПК РФ, выглядит в виде дискуссии между обвинением и судом. Суд должен не просто изложить позицию обвинения, но и привести обосновывающие ее доказательства, подвергнуть анализу каждое из них, аргументировать вывод об их недостаточности или неприемлемости. При комментировании УПК такая позиция еще более усиливается. Так, в одном из комментариев к УПК РФ излагается мнение, согласно которому в описательно-мотивировочной части оправдательного приговора "должны быть приведены доказательства, обосновывающие обвинение" и "доводы обвинительного заключения, которые могут состоять из ссылок на показания свидетелей, потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства"[24]. Таким образом, большую часть оправдательного приговора занимают изложение позиции обвинения и ссылки на доказательства, положенные в основу обвинительного заключения. Поэтому создается впечатление, что подсудимый все-таки причастен к совершению преступления, но следственным органам не удалось исчерпывающим образом доказать его вину. Тем самым возрождается отвергнутое основание оправдания в виде недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления и не соблюдается установленное законом требование о недопустимости включения в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение невиновность оправданного (ч. 2 ст. 305 УПК РФ). Дискуссия между обвинением и судом в оправдательном приговоре ставит под сомнение общий вывод суда о невиновности оправданного.
Выход из создавшегося положения возможен в двух вариантах. Во-первых, можно несколько сократить ту часть оправдательного приговора, где излагаются доказательства обвинения и приводится критика каждого из них. Но это все-таки снижает обоснованность приговора и затрудняет его оценку вышестоящей судебной инстанцией. Во-вторых, представляется возможным воспользоваться рекомендацией, согласно которой копия оправдательного приговора на руки оправданному не выдается, а вводится государственное удостоверение о реабилитации, в котором, естественно, не будет воспроизводиться описательно-мотивировочная часть оправдательного приговора, что позволит сохранить такое его достоинство, как обоснованность. Этот второй вариант представляется более приемлемым [25].
Резолютивная часть оправдательного приговора подводит итог судебному разбирательству и содержит ответы на вопросы, возникающие в связи с вынесением оправдательного приговора. Здесь должен быть четко сформулирован вывод о невиновности оправданного и о конкретном основании оправдания. Если приговор суда в одной части является обвинительным, а в другой - оправдательным, то необходимо указать, что по одним статьям Уголовного кодекса подсудимый признан виновным, а по другим - оправдан.
В резолютивной части оправдательного приговора решается вопрос об отмене мер уголовно-процессуального принуждения. Подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда сразу же после оглашения оправдательного приговора. В этой части приговор вступает в силу до рассмотрения дела в кассационной (апелляционной) инстанции, независимо от намерения стороны обвинения его обжаловать. В суде с участием присяжных заседателей подсудимый подлежит освобождению из-под стражи сразу же после оглашения вердикта присяжных, то есть до оглашения оправдательного приговора. Суд кассационной (апелляционной) инстанции, рассматривая поступившие к нему уголовные дела, не вправе восстановить заключение под стражу, за исключением случаев, когда появились новые основания для избрания этой меры пресечения (например, если осужденный скрылся).
Вынося оправдательный приговор, суд обязан отменить не только заключение под стражу, но и любую другую меру пресечения - домашний арест, залог, подписку о невыезде и надлежащем поведении и др. Такое решение суда обязательно для органов государства, ведающих исполнением мер пресечения, в частности домашний арест должен быть немедленно снят, залог возвращен залогодателю, подписка аннулирована независимо от намерения стороны обвинения обжаловать приговор. Если следователь и прокурор, направляя уголовное дело в суд, не отменили постановление об аресте и осмотре корреспонденции и прослушивании телефонных и иных переговоров, то при вынесении оправдательного приговора суд должен отменить эти меры ограничения прав и свобод граждан, поскольку подсудимый признан невиновным. Такую обязанность суда желательно предусмотреть в УПК РФ.
В оправдательном приговоре должен быть решен вопрос об отмене и других мер уголовно-процессуального принуждения, в частности временного отстранения обвиняемого от должности и наложения ареста на имущество обвиняемого. В п. 4 ч. 1 ст. 306 УПК РФ предусмотрено, что суд, вынося оправдательный приговор, должен принять решение об отмене мер по обеспечению конфискации имущества, а также мер по обеспечению возмещения вреда, если такие меры были приняты. В данном случае речь идет об отмене ареста, наложенного на имущество и ценные бумаги обвиняемого в целях обеспечения их конфискации, а не о каких-то других принудительных мерах, но ничего не сказано об отмене ареста на имущество обвиняемого, примененного в целях обеспечения удовлетворения гражданского иска, и это не случайно. При вынесении оправдательного приговора за отсутствием события преступления или непричастностью подсудимого к совершенному преступлению (пп. 1, 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ) гражданский иск отклоняется и истец не вправе добиваться его удовлетворения в порядке гражданского судопроизводства, тогда как оправдание лица за отсутствием в его деянии состава преступления не лишает его возможности требовать удовлетворения иска в порядке гражданского судопроизводства. Это объясняется спецификой гражданско-правовой ответственности, которая может наступать и при отсутствии вины (например, собственник источника повышенной опасности несет материальную ответственность без вины).
По изложенной причине при вынесении оправдательного приговора за отсутствием в деянии состава преступления гражданский иск не подлежит рассмотрению (ч. 2 ст. 306 УПК РФ).
Существует мнение, что, заботясь о гражданском истце, нужно не забывать и об интересах прокурора, который будет добиваться отмены оправдательного приговора и в случае успеха снова подвергнет оправданного заключению под стражу, примет меры для обеспечения возможной конфискации имущества обвиняемого, освободит обвиняемого от должности, наложит арест на его корреспонденцию и возобновит прослушивание его телефона. На это и надеются наши прокуроры.
Вещественные доказательства. При вынесении оправдательного приговора решается вопрос, как поступить с приобщенными к уголовному делу вещественными доказательствами.
По общему правилу все предметы - вещественные доказательства, принадлежащие оправданному, должны быть ему возвращены.
При их утрате или снижении стоимости в результате нарушения правил хранения оправданный имеет право на получение соответствующей денежной компенсации. Однако предметы, запрещенные к обращению, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются (п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ).
Когда оправданный привлекался к участию в деле в качестве подозреваемого или обвиняемого, у него могли быть изъяты и приобщены к делу предметы, которые рассматривались на следствии как "орудие преступления". В дальнейшем подозреваемый (обвиняемый) был оправдан и изъятые у него предметы потеряли свойство "орудий преступления" (например, автомобиль, нож, топор и т.п.). Они были признаны вещественными доказательствами ошибочно в соответствии с неподтвердившейся следственной версией и поэтому должны быть возвращены оправданному.
Предметы, не представляющие ценности, могут быть истребованы стороной (п. 3 ч. 3 ст. 81 УПК РФ) - в данном случае оправданной.
Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ). Это имущество могло быть изъято у подозреваемого, обвиняемого, который в дальнейшем был оправдан, в связи с чем оно подлежит возвращению оправданному.
Документы - вещественные доказательства, удостоверяющие личность оправданного, должны быть ему возвращены.
Вещественные доказательства хранятся до вступления приговора в законную силу (ч. 1 ст. 82 УПК РФ). Но вещественные доказательства, подтверждающие невиновность оправданного, на мой взгляд, должны храниться в течение более продолжительного срока, допустим, один год.
Споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, и до начала этого производства они не уничтожаются.
Процессуальные издержки, их сумма и распределение - вопрос, решаемый при вынесении приговора. Издержки в широком смысле - это общие расходы на осуществление уголовного судопроизводства, включая суммы, расходуемые на содержание органов расследования, прокуратуры, судов, бюро судебных переводов и др. Эти расходы несет государство. Издержки в узком смысле (процессуальные издержки) - это расходы по вызову и участию в уголовном деле свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, адвокатов в случаях осуществления защиты по назначению, а также по хранению и пересылке вещественных доказательств и, возможно, другие. Эти расходы взыскиваются с осужденных, а в случаях, допускаемых законом или постановлением Правительства РФ, взыскиваются из федерального бюджета.
Но в случае реабилитации лица процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 132 УПК РФ). На это должно быть указано в оправдательном приговоре, который является первым этапом реабилитации оправданного. Правом на реабилитацию обладает подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор (п. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ).