Общая характеристика преступлений против военной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель - дать анализ действующей законодательной и нормативной базы, устанавливающей уголовную ответственность за преступления против военной службы и разработать предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства об уголовной ответственности за данные преступления.
Содержание указанной цели определяют следующие задачи исследования:
1. Определить основания уголовной ответственности за преступления против военной службы;
2. Выявить формы уголовной ответственности за преступления против военной службы и виды наказания за них;
3. Раскрыть особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления против военной службы;
4.Рассмотреть объект и субъект преступления, а также объективную и субъективную стороны преступления против военной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы института преступлений против военной службы……………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие преступления против военной службы …………………………...6
1.2 Составы преступлений против военной службы…………………………..13
2. Составы преступления против военной службы…………………………… 19
2.1 Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы…………………………………………………………………..19
2.2 Задачи развития института преступлений против военной службы………31
Заключение………………………………………………………………………..39
Глоссарий………………………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………………………46
Приложение А…………………………………………………………………….52
Приложение Б…………………………………………………………………….53
Приложение В……………………….……………………………………………54
Приложение Г………………………….………………………………………….56
Приложение Д……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

50 общая характеристика преступлений против военной службы исправл..doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Другие лица могут выступать соучастниками (подстрекателями, пособниками) воинских преступлений. За преступления против установленного для них порядка несения службы по статьям главы 33 отвечают военные строители военно - строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Нормы главы 33 УК РФ направлены на дальнейшее укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках, обеспечение их постоянной боевой готовности, на усиление защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов военнослужащих, обеспечение сохранности и боеспособности находящихся на вооружении армии и флота оружия, боеприпасов и другой военной техники.

В то же время нельзя признать обоснованным исключение из числа воинских преступлений воинских должностных лиц в виде злоупотребления служебным положением, превышения и бездействия власти, включая сюда случаи применения командирами и начальниками различных видов насилия в отношении своих подчиненных, и распространение на них общих норм о должностных преступлениях (ст. ст. 285, 286 и 293 УК РФ).

Особенности указанных преступлений по службе воинских должностных лиц, обусловленные тем, что на них возложены специфические обязанности по обеспечению военной безопасности государства и в связи с этим они наделены весьма широкими полномочиями по управлению войсками, включая право командиров на применение оружия в отношении своих подчиненных (ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ), предопределяют необходимость отнесения их к числу преступлений против военной службы[43].

Необоснованным представляется также исключение из числа воинских преступлений разглашения военнослужащим доверенных ему по службе сведений военного характера, составляющих государственную и военную тайну.

Исключена уголовная ответственность военнослужащих по призыву за самовольную отлучку продолжительностью не свыше двух суток, уголовная ответственность военнослужащих по контракту может наступать за самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше десяти суток.

Весьма важное значение имеют примечания к ст. ст. 337 УК РФ и 338 УК РФ, в соответствии с которыми военнослужащие, совершившие самовольное оставление части и дезертирство, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если эти деяния были совершены вследствие стечения тяжелых обстоятельств.

Следует, однако, отметить, что профилактическое значение этих норм в значительной мере теряется из-за отсутствия в них указания на добровольную явку виновного в часть в течение определенного срока после самовольного оставления части.

Кроме самовольного оставления части или места службы и дезертирства, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от военной службы путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана (ст. 339 УК РФ). Однако санкция ч. 1 ст. 339 УК РФ не соответствует тяжести совершенного преступления.

В главе 33 УК РФ появился новый, неизвестный прежнему законодательству состав преступления - нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ).

В соответствии с Законом о внутренних войсках МВД РФ к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности наряду с органами внутренних дел привлекаются военнослужащие специальных моторизованных частей и соединений и частей оперативного назначения внутренних войск.

Законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г.[44] участие военнослужащих Вооруженных Сил в несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности не предусмотрено[45].

Поэтому действие ст. 343 УК РФ распространяется лишь на военнослужащих внутренних войск МВД РФ, виновных в совершении предусмотренного в ней преступления.

Новой является ст. 347 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия.

В отличие от прежнего законодательства статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, караульной, пограничной и других специальных служб (ст. ст. 340 - 344 УК РФ), устанавливают, что преступлением признаются не сами по себе нарушения правил несения этих служб, а нарушения, повлекшие причинение вреда охраняемым объектам.

Применительно к боевому дежурству (боевой службе) и пограничной службе ответственность наступает за нарушения, которые повлекли либо могли повлечь указанные последствия[46].

В УК РФ в одной статье (ст. 332 УК РФ) объединены различные виды неисполнения подчиненным отданного по службе приказа командира (начальника), сохранены составы оказания сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей военной службы, а также совершения в отношении начальника насильственных действий в связи с исполнением или во время исполнения им обязанностей военной службы (ст. ст. 333 и 334 УК РФ).

Статья 335 УК РФ устанавливает ответственность за насильственные действия одного военнослужащего в отношении другого, равного с ним по служебному положению и воинскому званию либо старшего или младшего по воинскому званию, когда эти действия нарушают уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности (так называемая дедовщина).

Различные формы проявления неуставных взаимоотношений между военнослужащими, когда они повлекли тяжкие последствия, влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Воинским преступлением признается оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336 УК РФ).

В связи с этим отдельные случаи сопротивления начальнику или насильственных действий в отношении начальника должны быть квалифицированы по совокупности ст. ст. 333 УК РФ или 334 УК РФ и ст. 111 УК РФ. Как уже отмечалось выше, глава 33 УК РФ по непонятной причине в качестве воинского преступления не предусматривает насильственные действия командиров (начальников) в отношении своих подчиненных, совершенные с использованием служебного положения.

Воинским преступлением признается оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего распоряжения командира (ст. 345 УК РФ).

Кроме того, к воинским преступлениям против порядка использования и сбережения военного имущества отнесены умышленное либо по неосторожности уничтожение или повреждение, а также утрата оружия, боеприпасов и предметов военной техники.

Подобные действия в отношении других материальных ценностей, принадлежащих Вооруженным Силам и другим войскам, в главе 33 УК РФ не предусмотрены, они могут быть квалифицированы по соответствующим статьям об общеуголовных преступлениях (ст. ст. 167, 168 УК РФ).

Вооруженные Силы оснащены различными видами оружия, боеприпасов, взрывчатых или иных веществ, поэтому весьма важное значение имеет обеспечение строгого соблюдения всеми военнослужащими установленных правил обращения с этими предметами и веществами. Статья 349 УК РФ предусматривает ответственность военнослужащих за нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами и другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Воинскими преступлениями против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники являются также нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК РФ), нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов (ст. 351 УК РФ) и нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей (ст. 352 УК РФ).

Только по ст. 350 УК РФ не образует преступления нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, повлекшее, кроме человеческих жертв, иные тяжкие последствия, в том числе в виде крупного ущерба. В то же время в соответствии со ст. 264 УК РФ нарушение правил дорожного движения на автотранспорте влечет за собой уголовную ответственность как при наступлении человеческих жертв, так и при причинении крупного ущерба.

Между тем результатом нарушения правил движения или эксплуатации боевых и специальных военных машин причиненный ущерб может быть намного более крупным, чем ущерб, причиненный транспортным средством вследствие нарушения правил дорожного движения.

В УК РФ получили дальнейшее развитие специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских и общеуголовных преступлений. Содержание в дисциплинарной воинской части впервые включено в общую систему уголовных наказаний в качестве самостоятельного вида наказания (ст. 44 УК РФ).

Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В санкциях 18 статей главы 33 УК РФ прямо предусмотрено применение этого наказания, а за совершение военнослужащими общеуголовных преступлений оно назначается взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет (ст. 55 УК РФ). Новым является установление возможности условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст. 73 УК РФ).

Наряду с применением к военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, условно - досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ), в ч. 3 ст. 81 УК РФ специально предусмотрено освобождение от отбывания этого наказания либо ареста военнослужащих, признанных не годными к военной службе. По ст. 86 УК РФ судимость военнослужащих, осужденных к этой мере наказания, погашается после истечения одного года после отбытия наказания.

В систему наказаний включен новый специальный вид наказания - ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), который применяется к осужденным офицерам и другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение воинских и общеуголовных преступлений, не представляющих большой общественной опасности[47].

Такое наказание, назначаемое на срок от трех месяцев до двух лет и отбываемое в условиях продолжения военной службы, предусмотрено в санкциях 16 статей главы 33 УК РФ, а за совершение общеуголовных преступлений оно назначается взамен исправительных работ на срок до двух лет. Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе может быть назначено условно (ст. 73 УК РФ), к лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК РФ).

Одним из новых видов наказаний является арест с содержанием осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. В 10 статьях главы 33 предусмотрено применение этого наказания за совершение воинских преступлений. Статья 54 УК РФ устанавливает, что военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахте в условиях сохранения за ними статуса военнослужащих. Изложенное выше дает основание утверждать, что в УК РФ нормы, регламентирующие ответственность военнослужащих за преступления против военной службы, получили дальнейшее развитие.

Вместе с тем нельзя не отметить, что из главы 33 УК РФ необоснованно исключены традиционно признаваемые воинскими должностные и некоторые другие преступления военнослужащих, санкции ряда статей не отражают реальной опасности предусмотренных в них преступлений, не согласованы с санкциями статей УК РФ о преступлениях против личности, практически не ограничены пределы освобождения от уголовной ответственности за дезертирство и самовольное оставление части.

В связи с этим представляется, что отмеченные недостатки должны быть предметом серьезного рассмотрения в процессе работы по дальнейшему совершенствованию принятого Уголовного кодекса. Одновременно необходимо приступить к разработке закона об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время и в боевой обстановке, в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением ими преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации.

К военно-уголовному законодательству относятся прежде всего те нормы Общей части УК РФ, которые регламентируют содержание и порядок назначения специальных видов наказаний. Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим (воинскими наказаниями), понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных уголовным законодательством лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

Воинские наказания предусмотрены главным образом за совершение военнослужащими преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена в главе 33 УК РФ. В некоторых случаях эти наказания могут применяться к осужденным военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против военной службы