Оборот оружия в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы явился анализ регулирования оборота оружия в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

-анализ объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны и предмета незаконного оборота оружия;

-определение квалифицирующих признаков незаконного оборота оружия;

-условия освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия.

Методическую основу исследования составляет всеобщих дидактический метод общественного познания, связь теории и практики, основополагающие философские категории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ 7

1.1. Объект незаконного оборота оружия 7

1.2. Объективная сторона незаконного оборота оружия 17

1.3. Субъективная сторона незаконного оборота оружия 27

1.4. Субъект незаконного оборота оружия 35

2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ НЕЗАКОННОГО

ОБОРОТА ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ 38

2.1. Незаконный оборот оружия, совершенный

группой лиц по предварительному сговору 38

2.2. Незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой 39 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ,

ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 42

3.1. Разграничение незаконного оборота орудия с незаконным

изготовлением оружия 42

3.2. Разграничение незаконного оборота оружия с хищением оружия 45

4. ВОПРОСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ,

ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ

ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59

Работа содержит 1 файл

Ответственность за незаконный оборот оружия.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     По  смыслу уголовного закона под добровольной сдачей огнестрельного оружия следует понимать сдачу оружия по своей воле независимо от мотивов. Об этом может свидетельствовать как факт выдачи оружия, так и сообщение о его местонахождении органам власти при реальной возможности его дальнейшего хранения.

     П. незаконно хранил у себя дома обрез и два патрона. Впоследствии он с использованием обреза совершил покушение на убийство. Задержанный по подозрению в совершении преступления П. добровольно сообщил органам следствия о месте нахождения обреза. Лицо, которому П. передал на хранение обрез, не входило в круг тех, кто подлежал допросу по данному делу, и производить обыск по месту его жительства органы следствия не намеревались.

     Суд первой инстанции квалифицировал действия П. по ч.3 ст.30, пп."ж", "и" ч.2 ст.105 УК РФ и ч.1 ст.222 УК РФ.

     Судебная  коллегия, оставляя приговор без изменения, отметила, что П. не подлежит освобождению от уголовной ответственности на основании примечания к ст.222 УК РФ как лицо, добровольно сдавшее  оружие, поскольку помимо незаконного  хранения и ношения обреза он незаконно хранил и носил боеприпасы (два патрона), а также покушался на убийство.

     Президиум Верховного Суда РФ признал такое  толкование Судебной коллегией примечания к ст.222 УК РФ не соответствующим  уголовному закону, указав следующее.

     Мотивы  добровольной выдачи П. обреза значения для применения примечания к ст.222 УК РФ не имеют, равно как и факт совершения им иного преступления, не связанного с незаконным хранением и ношением огнестрельного оружия.

     С учетом изложенного Президиум Верховного Суда РФ исключил осуждение П. по ч.1 ст.222 УК РФ по эпизоду незаконного хранения и ношения огнестрельного оружия, а назначенное по ч.1 ст.222 УК РФ наказание по эпизоду незаконного хранения и ношения боеприпасов снизил.

     Следующим основанием освобождения от уголовной ответственности является примирение с потерпевшим (ст. 76 УК РФ). 

     Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести или средней  тяжести может быть освобождено  от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим  и загладило причиненный потерпевшему вред.

     На  практике освобождения от уголовной  ответственности в связи с  примирением с потерпевшим в  случаях совершения преступлений связанных  с незаконным оборотом оружия применяется  редко это связано, прежде всего, с тем, что потерпевшей стороной в данной группе преступлений чаще всего является государство17.

     Наконец, последним основанием освобождения от уголовной ответственности является освобождение в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ).

     1. Лицо освобождается от уголовной  ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

     а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

     б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

     в) десять лет после совершения тяжкого  преступления;

     г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

     2. Сроки давности исчисляются со  дня совершения преступления  и до момента вступления приговора  суда в законную силу. В случае  совершения лицом нового преступления  сроки давности по каждому  преступлению исчисляются самостоятельно.

     3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или  суда. В этом случае течение  сроков давности возобновляется  с момента задержания указанного  лица или явки его с повинной.

     4. Вопрос о применении сроков  давности к лицу, совершившему  преступление, наказуемое смертной  казнью или пожизненным лишением  свободы, решается судом. Если  суд не сочтет возможным освободить  указанное лицо от уголовной  ответственности в связи с  истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.

     5. К лицам, совершившим преступления  против мира и безопасности  человечества, предусмотренные статьями 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности  не применяются.

     Таким образом, к преступлениям связанным с незаконным оборотом оружия применяются сроки давности.

     Основание освобождение от уголовной ответственности  в связи с истечением сроков давности, было известно и прежнему законодательству (УК РСФСР 1960г.), однако подверглось существенным изменениям. Наиболее важными из них являются: уточнение правовой природы давности - законодатель определил ее как вид освобождения от уголовной ответственности; определение начального и конечного моментов исчисления давностных сроков; ликвидация ранее известного понятия прерывания течения давностного срока, что существенно упрощает применение этой нормы на практике.

       Основанием применения рассматриваемого  вида освобождения от уголовной  ответственности является истечение  определенных сроков после совершения лицом преступления, если это лицо не уклонялось специально от уголовной ответственности и наказания.

     УК  РФ почти не изменил продолжительность  давностных сроков, но связал их не с  санкцией, предусмотренной законом  за совершенное преступление (как в УК РСФСР 1960 г.), а с категорией совершенного преступления. Для освобождения от уголовной ответственности за давностью при совершении преступления небольшой тяжести срок давности равен 2 годам, преступления средней тяжести - 6 годам, тяжкого преступления - 10 годам, при совершении особо тяжкого преступления - 15 годам.

     В ст. 87 УК РФ решен вопрос, ранее бывший предметом дискуссий, о начальном  и конечном моментах исчисления давностного  срока. В ч. 2 этой статьи указывается, что начальным моментом исчисления давностного срока является день совершения преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения преступления является время совершения соответствующего действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

     Законодатель изменил существовавшую до сего времени практику исчисления конечного момента давностного срока и установил, что его течение не заканчивается в момент привлечения лица в качестве обвиняемого. Давностный срок продолжает течь и в период предварительного расследования и рассмотрения дела в суде и заканчивается лишь в день вступления приговора суда в законную силу. Это указание закона основано на принципе справедливости и берет под защиту лиц, уголовные дела которых неоправданно долго находились в органах предварительного следствия или в суде. В соответствии с  УК РФ срок давности может истечь и до вынесения обвинительного приговора суда, и тогда лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности по рассматриваемому основанию, в какой бы стадии уголовного процесса ни находилось его уголовное дело.

     Уголовный закон, в отличие от прежнего, не предусматривает прерывания течения давности, даже если лицо совершает новое преступление. В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, в этом случае давностные сроки за оба преступления текут самостоятельно. Это новое законоположение введено для того, чтобы прежде всего исключить обязанность правоохранительных органов в каждом случае применения давности искать доказательства того, что лицо, у которого истек срок давности, не совершило в этот период нового преступления указанной в УК РФ тяжести. Кроме того, полное возобновление течения срока давности при совершении нового преступления усугубляет трудности доказывания этого первого преступления, а в ряде случаев делает неэффективным и нецелесообразным и наказание за него.

     По  УК РФ 1996 г. в случае совершения нового преступления давностные сроки по каждому  преступлению текут самостоятельно и их размер зависит от категории  совершенных преступлений.

     Течение давностного срока приостанавливается, если лицо уклоняется от правоохранительных органов, то есть специально меняет место жительства или работы, документы и т. д. Время приостановления равно времени такого уклонения. Как только лицо явится с повинной или будет задержано, течение срока давности возобновляется. Новый закон не содержит никаких указаний о возможности или невозможности зачета в давностный срок времени, истекшего к моменту уклонения. Это можно объяснить тем, что, как правило, лицо пытается скрыться от следствия и суда сразу после совершения преступления. Но если все-таки уклонение имело место через какое-то время после совершения преступления, то в этом случае следует применить правило, предусмотренное в ч. 2 ст. 83, и засчитывать в срок давности время, истекшее до момента уклонения. Во всяком случае следует признать, что в ст. 78 УК РФ имеется пробел по этому вопросу.

     В УК РФ вместо выражения "лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности", употребленного в прежнем УК РСФСР, назвал этот вид давности освобождением от уголовной ответственности. Из этого следует, что для решения вопроса о применении или неприменении давности уголовное дело сначала должно быть возбуждено, чтобы установить, во-первых, что в действиях лица содержатся признаки какого-либо преступления и, во-вторых, к какой категории относится совершенное лицом преступление, поскольку от этого зависит размер давностного срока. Только после этого, если нет фактов уклонения этого лица от следствия и суда, оно подлежит освобождению от уголовной ответственности, то есть освобождается по нереабилитирующему основанию18. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе исследования были сделаны следующие  выводы.

  1. Основным объектом всех преступлений связанных с оружием является общественная безопасность в сфере оборота оружия. Но в частности сфера определяется конкретно тем или иным преступлением, и не имеет обобщенный характер.
  2. При установлении признаков субъекта подобных преступлений недостаточно учитывать способность лица к определенным видам сознательной деятельности, а также отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения общественно-опасного деяния. Необходимо еще выявить способность лица в момент совершения преступления быть носителем прав и обязанностей в данной области общественной деятельности, охраняемой уголовно-правовой нормой, и нести ответственность за содеянное. Но в общем субъектом этих преступлений является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и незаконно обращающееся с оружием.
  3. Предметом этих преступлений, что естественно, является оружие, а также боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

     Предложения по усовершенствованию законодательства. В целях предупреждения незаконного оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

     -создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории России;

     -осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;

     -оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;

     -контроль экспорта и импорта вооружения;

     -координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.

     В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.

     Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: в теоретическом  плане могут представлять интерес положения работы о сущности незаконного оборота оружия, проблемах уголовно-правового аспекта этого понятия. Предложения, обоснованные и сформулированные в работе, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства. Внедрение в деятельность правоприменительных органов рекомендаций, разработанных в процессе исследования, позволит избежать нередких ошибок в их правоприменительной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г.)
  3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 4 марта, 22, 30 декабря 2008 г.)
  4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г., 26 июня 2008 г.)
  5. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. № 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой»
  6. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. № 556 «О реализации рамочного документа организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «О легком и стрелковом оружии» и о порядке предоставления Российской Федерацией информации, предусмотренной этим документом»
  7. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 513 «О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации»
  8. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 512 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий»
  9. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства РФ от 8 июня 1998 г. № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия»
  11. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»
  12. Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»
  13. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием»
  14. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 «О Порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите»
  15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В. М. Лебедев. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007

Информация о работе Оборот оружия в Российской Федерации