Оборот оружия в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы явился анализ регулирования оборота оружия в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

-анализ объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны и предмета незаконного оборота оружия;

-определение квалифицирующих признаков незаконного оборота оружия;

-условия освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия.

Методическую основу исследования составляет всеобщих дидактический метод общественного познания, связь теории и практики, основополагающие философские категории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ 7

1.1. Объект незаконного оборота оружия 7

1.2. Объективная сторона незаконного оборота оружия 17

1.3. Субъективная сторона незаконного оборота оружия 27

1.4. Субъект незаконного оборота оружия 35

2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ НЕЗАКОННОГО

ОБОРОТА ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ 38

2.1. Незаконный оборот оружия, совершенный

группой лиц по предварительному сговору 38

2.2. Незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой 39 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ,

ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 42

3.1. Разграничение незаконного оборота орудия с незаконным

изготовлением оружия 42

3.2. Разграничение незаконного оборота оружия с хищением оружия 45

4. ВОПРОСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ,

ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ

ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59

Работа содержит 1 файл

Ответственность за незаконный оборот оружия.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Изготовление  обрезов из охотничьих ружей, в том  числе и гладкоствольных, приводящих к утрате свойств охотничьего  ружья, а также их оборот (или хищение) образуют состав незаконного оборота оружия (или хищения оружия) (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ).

     В тех случаях, когда для решения  вопроса о том, являются ли соответствующие  предметы оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы (п. 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

     Газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные  пистолеты и револьверы, сигнальные, осветительные, холостые, газовые строительно-монтажные, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда-пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, а также не содержащие взрывчатых веществ и смесей имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к огнестрельному оружию, боевым припасам и взрывчатым веществам, за незаконный оборот или хищение которых установлена уголовная ответственность (п. 5 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ). 

1.2. Объективная сторона незаконного оборота оружия.

       Объективную сторону этого преступления образует совершение какого-либо из перечисленных  действий: приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В ч.4 ст.222 УК речь идет о незаконном обороте газового и холодного оружия, в том числе метательного. Особенностью объективной стороны этого преступления, в отличие от предусмотренного ч.1, является то обстоятельство, что ответственность наступает только за незаконное приобретение, сбыт или ношение газового и холодного оружия, в том числе метательного. Передача, хранение и перевозка этих видов оружия влекут за собой ответственность для виновного лица в административно-правовом порядке.

       Приобретением оружия и тому подобных предметов  будет считаться их покупка, получение  в дар или в уплату долга, присвоение найденного и т.д., кроме хищения  или вымогательства и изготовления, ответственность за которые предусматривается  самостоятельными статьями. Передачей считается отдача предметов иным лицам для временного хранения или использования. Сбыт означает продажу указанных предметов, их дарение, обмен и другие действия. Хранение - это нахождение оружия и подобных ему предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. При этом виновное лицо фактически владеет предметами. Перевозка подразумевает перемещение предметов в пространстве любыми видами транспортных средств, но не непосредственно при виновном. Нахождение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в транспортном средстве следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств дела как хранение, перевозку или ношение. Под ношением понимается нахождение оружия и других предметов в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а также их переноска в сумках, портфелях и тому подобных предметах.

       Производство  оружия, торговля им, его приобретение, а также коллекционирование и  экспонирование на территории РФ подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями (ст.9 Закона от 13 ноября 1996 г.). Нарушение этих требований влечет за собой признание совершенных действий с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами незаконными.

       Конкретные  правила оборота указанных предметов  регламентируются рядом законов  и нормативных актов: Федеральным  законом РФ «Об оружии» от 13 ноября 1996 г.; Правилами оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему и Перечнем заболеваний и физических недостатков, при которых лицензия на приобретение служебного и гражданского оружия гражданам не выдается, - утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. № 1256 и подлежащих приведению в соответствие с вышеуказанным Законом от 13 ноября 1996 г. и нормативными актами Министерства внутренних дел. Порядок ношения, хранения и использования оружия военнослужащими регулируется законом РФ «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами.

       Боевое  ручное стрелковое и холодное оружие (оружие, предназначенное для решения  боевых и оперативно-служебных задач) приобретается государственными военизированными организациями (МО, ФСБ, ФАПСИ, СВР, ФСНП и др.). Юридические лица с особыми  уставными задачами (ЦБ РФ, Сберегательный банк РФ, Главный центр специальной связи Минсвязи и другие, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций) могут на основании нормативных правовых актов Правительства РФ получать во врем9енное пользование отдельные типы и модели такого оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боевой техники, других особо важных объектов, а также транспортировки особо опасных и особо ценных грузов. В исключительных случаях, когда боевое ручное стрелковое оружие необходимо для обеспечения защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, перечень которых предусматривается в ст.2 Федерального закона РФ от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», оно может быть выдано защищаемому лицу3. Во всех остальных случаях нахождение боевого оружия у граждан признается незаконным.

       Определенные  и достаточно серьезные ограничения установлены и для оборота служебного и гражданского оружия. К служебному оружию (предназначенному для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которые далее будут именоваться «юридическими лицами с особыми уставными задачами» и которым разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции) относятся огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, и емкость магазина (барабана) должна быть не более 10 патронов, а пули патронов к нему не должны иметь сердечников из твердых материалов. Оно приобретается государственными предприятиями (органами юстиции, органами охраны охотничьих и рыбных ресурсов и т.п.), частными детективными и охранными предприятиями на основании лицензии и подлежит регистрации в органах внутренних дел в двухнедельный срок, после чего на его хранение и использование выдается разрешение сроком на три года.

       Гражданское оружие (оружие, предназначенное для  использования гражданами в целях  самообороны, для занятий спортом  и охотой) также должно исключать  ведение огня очередями и иметь  емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Граждане имеют право  приобретать гражданское оружие по достижении 18-летнего возраста, как правило, при наличии лицензии на приобретение конкретного вида оружия, полученной в ОВД по месту жительства. Для хранения или хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия возраст может быть снижен не более чем на два года законодательными органами субъектов Федерации.

       Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное  бесствольное оружие отечественного производства и холодное клинковое оружие, предназначенное  для ношения с национальными костюмами (в Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской и Карельской республиках) или казачьей формой приобретаются на основании лицензии с последующей регистрацией в двухнедельный срок в ОВД по месту жительства. Лицензия выдается сроком на пять лет, является одновременно и разрешением на хранение и ношение оружия. В ней допускается регистрация не более пяти единиц указанных типов оружия. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, регистрации не подлежат, и граждане РФ имеют право приобретать их без лицензии.

       Новый закон «Об оружии» предоставил  право гражданам приобретать  в целях самообороны гражданское  огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие, в том  числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Минздрава РФ. Однако оно может приобретаться лишь на основании лицензии и без права его ношения.

       Спортивное  и охотничье огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие имеют право  приобретать граждане РФ, имеющие охотничьи билеты или членские охотничьи билеты. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение указанные категории граждан имеют при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты и оборота оружия. Перечень профессий, дающих право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. Общее количество охотничьего оружия не должно превышать пяти единиц, за исключением случаев, когда эти виды оружия являются объектом коллекционирования. Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане, у которых есть право на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Оно регистрируется торговым предприятием при продаже в документе, удостоверяющем право на охоту.

       Приобретенное охотничье оружие подлежит регистрации  в ОВД по месту жительства в  двухнедельный срок. При регистрации  органом внутренних дел огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, а при регистрации охотничьего огнестрельного оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет.

       Все модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно  сходные с оружием изделия, как  производимые на территории РФ, так  и ввозимые на территорию РФ или  вывозимые из РФ, подлежат обязательной сертификации, проводимой Госкомитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. Сведения о конкретных видах служебного и гражданского оружия, а также боеприпасов к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, содержатся в Государственном кадастре служебного и гражданского оружия.

       Производство  оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами на основании лицензии, полученной на три года от органов, уполномоченных Правительством РФ (в частности, лицензии на производство служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему выдаются Государственным комитетом РФ по оборонным отраслям промышленности по согласованию с МВД РФ). Боевое ручное стрелковое оружие (кроме опытных образцов) изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям и для поставок в другие государства. Владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия снаряжение патронов к этому оружию для личного пользования может производиться только при наличии разрешения на хранение и ношение соответствующего оружия4.

       Ввоз  служебного и гражданского оружия на территорию РФ осуществляется по разрешению МВД юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, а вывоз - юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Осуществление ввоза и вывоза оружия иными лицами допускается в порядке, установленном Правительством РФ. Ввоз или вывоз единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия самообороны производится с разрешения ОВД с учетом требований Закона от 13 ноября 1996 г.

       На  территории РФ осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием  и патронами к нему имеют право юридические лица, производящие названные предметы на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю этими предметами на основании лицензии на торговлю.

       Военнослужащие, сотрудники государственных военизированных организаций на основании приказа руководителей этих организаций, а также граждане РФ на основании решения Президента и Правительства РФ, наградных документов глав и правительств иностранных государств могут получать наградное оружие, за исключением оружия, позволяющего вести огонь очередями, а также запрещенного к обороту на территории РФ. Разрешение на хранение и ношение такого оружия также выдается органами внутренних дел по месту жительства.

       Граждане, обладающие оружием на праве личной собственности на законном основании, вправе продавать его государственным военизированным организациям либо юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю, коллекционирование или экспонирование оружия с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших разрешение на его хранение и ношение, а гражданам - при наличии у них лицензии на приобретение, коллекционирование или экспонирование - после перерегистрации по месту учета этого оружия в органах внутренних дел.

       Гражданское оружие, зарегистрированное в установленном порядке, может быть подарено или унаследовано другими лицами при наличии у них лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника до решения вопроса о наследовании гражданского оружия и получении лицензии на его приобретение наследником оно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими.

       Хранение, коллекционирование и экспонирование оружия могут осуществляться юридическими лицами и гражданами, получившими  соответствующее разрешение или лицензию органов внутренних дел.

       В соответствии со ст.6 Закона «Об оружии»  на территории Российской Федерации  запрещается оборот в качестве служебного и гражданского оружия: а) огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также обладающего конструкцией, которая обеспечивает при длине менее 800 мм возможность совершения выстрела; б) огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; в) огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; г) кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов; д) патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для пистолетов и револьверов; е) газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению Минздравом РФ, газового оружия, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра; ж) оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям МВД, согласованным с Госкомитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; з) огнестрельного бесствольного оружия самообороны, имеющего выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами РФ, а также произведенного за пределами территории РФ; и) холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии кнопки или рычага и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм.

Информация о работе Оборот оружия в Российской Федерации