Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Данная работа написана на актуальную тему, поскольку в последнее время все чаще совершаются убийства, квалифицирующиеся по ч. 2 ст.139 Уголовного кодекса Республики Беларусь .Убийство совершенное при отягчающих обстоятельствах, являются тяжким и особо опасным. Лица его совершившие, требуют более жесткого контроля со стороны закона, так как несут крайнюю угрозу для общества. Согласно действующему уголовного законодательству жизнь каждого человека охраняется в равной мере – посягательство на жизнь любого человека признается убийством или покушением на него, т.е., общественно опасным, противоправным и уголовно наказуемым деянием.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УБИЙСТВА 2
2 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ УБИЙСТВА 2
3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО 2
3.1 Квалифицирующие признаки, относящиеся к объекту преступления и потерпевшему 2
3.2 Квалифицирующие признаки, относящиеся к объективной стороне преступления 2
3.3 Квалифицирующие признаки, относящиеся к субъективной стороне преступления 2
3.4 Квалифицирующие признаки, относящиеся к субъекту преступления 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
Убийство из корыстных побуждений имеет место и в тех случаях, когда получение материальной выгоды в результате смерти потерпевшего внешне выглядит «законным». Таково убийство с целью уклонения от содержания потерпевшего (например, от содержания престарелых родителей), от уплаты алиментов. К такому виду корыстных убийств можно отнести убийство родителями своего ребёнка с целью избавления от расходов по его содержанию, а также убийство с целью уклонения от уплаты долга и от выполнения по отношению к потерпевшему иных обязательств имущественного характера (например, с целью уклонения от возврата имущества, взятого во временное пользование) [22].
Для квалификации убийства по пункту 12 части 2 статьи 139 не имеет значения, достиг ли виновный материальной выгоды и могла ли она вообще иметь место. Определяющим в подобной ситуации является то обстоятельство, что виновный руководствовался при совершении преступления именно корыстными мотивами.
Под убийством по найму понимается лишение жизни потерпевшего, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения. Лица, организовавшие убийство за вознаграждение, или подстрекавшие к его совершению, или оказавшие содействие его совершению, несут ответственность по соответствующей части статьи 16 и пункту 12 части 2 статьи 139 УК. В основном, такие преступления совершаются с целью избавиться от конкурента по бизнесу, кредитора (с целью невозвращения кредита), близкого родственника или супруга (с целью завладения его имуществом) и т.д. Такие преступления трудно раскрываемы, т.к. исполнителями зачастую являются профессиональные наёмники, и контакт исполнителя от заказчика всегда отстоит во времени.
При убийстве, сопряженном с разбоем, вымогательством, или бандитизмом, совершаются два самостоятельных преступления: убийство и разбой (ч. 3 ст. 207); убийство и вымогательство (ч. 3 ст. 208); убийство и бандитизм (ст. 286). В подобной ситуации пункт 12 части 2 статьи 139 применяется, если смерть причинена потерпевшему в процессе совершения указанных преступлений. Содеянное при таком посягательстве необходимо квалифицировать по совокупности преступлений как разбой, вымогательство или бандитизм (соответственно по ст.ст. 207, 208 или 286) и пункту 12 части 2 статьи 139. Если убийство совершено после перечисленных преступлений либо лицом, не совершившим какое-либо из этих преступлений, то применение пункта 12 части 2 статьи 139 исключается, а поведение виновного необходимо квалифицировать по статьям 207, 208 или 286 и пункту 8 части 2 статьи 139.
При квалификации убийства, совершенного по найму либо сопряженного с разбоем, вымогательством или бандитизмом, дополнительное вменение квалифицирующего признака «из корыстных побуждений» не требуется.
Субъективная
сторона этого вида убийства характеризуется,
как правило, прямым умыслом.
Убийство из хулиганских побуждений.
Под хулиганскими побуждениями понимаются мотивы, выражающие стремление виновного лица проявить явное неуважение к обществу и продемонстрировать пренебрежение к общепринятым правилам общежития (ч. 1 ст. 4 УК). Совершая убийство из хулиганских побуждений, виновный получает удовлетворение от самого факта лишения жизни человека либо от таких действий, направленных на грубое нарушение общественного порядка и проявление явного неуважения к обществу, какими человек может быть лишен жизни при безразличном отношении к этому со стороны виновного. Это преступление может совершаться без повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства. Если виновный помимо убийства из хулиганских побуждений совершил иные умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением имущества, то содеянное им надлежит квалифицировать по пункту 13 части 2 статьи 139 и статье 339. Убийство, совершенное из ревности, мести и других побуждений, возникших на почве личных неприязненных отношений, независимо от места его совершения не должно квалифицироваться по пункту 13 части 2 статьи 139[10, с.323].
Для правильного отграничения убийства из хулиганских побуждений от умышленного убийства в ссоре либо драке следует выяснить, кто явился их инициатором и не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. Если зачинщиком ссоры, драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его неправильное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений.
Такое
убийство может совершаться с
прямым и косвенным умыслом. Совершая
убийство из хулиганских побуждений
с косвенным умыслом, виновный хотя и не
ставит перед собой цели убийства, которая
имеется при прямом умысле, но и не исключает,
что смерть потерпевшего все же может
наступить. Здесь цель состоит в совершении
самого действия, направленного против
личности потерпевшего при безразличном
отношении к возможному наступлению его
смерти [16, с.187].
Убийство по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
Вражда — это отношение и поведение, проникнутое неприязнью, ненавистью. Рознь — это ссора, вражда. В этой связи для квалификации содеянного по п. 14 ч. 2 ст. 139 необходимо установить, что виновный убил другое лицо по мотивам неприязни, ненависти, ссоры или вражды к определенной расе, национальности, религиозной, социальной группе или по мотивам политической или идеологической вражды, а не других побуждений (напр., личного неприязненного отношения к потерпевшему). Если виновный совершает умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной либо религиозной вражды или розни, и в процессе таких действий совершает убийство по мотивам расовой, национальной или религиозной вражды либо розни, то все содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: п. 14 ч. 2 ст. 139 и ст. 130 (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни).
Данный вид убийства необходимо отграничивать от убийства из хулиганских побуждений, т.к. мотивом последнего не является национальная или религиозная вражда либо ненависть; умысел здесь направлен на нарушение общественного порядка, оскорбление и унижение потерпевшего.
Убийство, совершенное группой лиц.
В
соответствии с частью 12 статьи 4 под
группой лиц понимается признак,
характеризующий совершение преступления
группой лиц без
Предварительный сговор на убийство предполагает наличие выраженной в любой форме договоренности двух или более лиц, состоявшейся до начала совершения действий, непосредственно направленных на умышленное противоправное лишение жизни потерпевшего.
Наряду с двумя или более соисполнителями преступления другие участники преступной группы могут выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников убийства, и их действия подлежат квалификации по соответствующей части статьи 16 и пункта 15 части 2 статьи 139 УК. Действия исполнителей убийства в данном случае квалифицируются по пункту 15 части 2 статьи 139 УК без ссылки на статью 16 УК.
Убийство
признается совершенным организованной
группой, если оно совершено двумя
или более лицами, предварительно
объединившимися в управляемую, устойчивую
группу для совместной преступной деятельности
(ч. 1 ст. 18). При признании убийства совершенным
организованной группой действия всех
участников, независимо от их роли в преступлении,
следует квалифицировать как соисполнительство
(без ссылки на ст. 16 УК).
Убийство, совершенное лицом, ранее совершившим убийство.
Ответственность за повторное убийство или за покушение на него наступает независимо от того, совершал ли виновный ранее убийство либо покушение на него, был ли он исполнителем или иным соучастником преступления, осуждался ли за ранее совершенное убийство. Повторным следует признавать убийство, если ему предшествовало преступление, составной частью которого являлось умышленное убийство, например, террористический акт против представителя иностранного государства - часть 2 статьи 124; террористический акт - статья 359; убийство работника милиции - статья 362 и др. (п.20 постановления от 17 декабря 2002 года).
Иногда при квалификации убийств приходится сталкиваться с ситуациями, когда виновный несколько раз посягал на жизнь одного и того же потерпевшего. Здесь возможно два неоднозначных варианта уголовно-правовой оценки действий виновного в зависимости от обстоятельств содеянного: если речь идет о неоднократном посягательстве на жизнь потерпевшего с целью причинения ему смерти, охватываемое единством умысла, то повторности не будет, а имеет место одно преступление. Если виновный посягал на жизнь потерпевшего каждый раз по вновь возникшему умыслу, то повторность имеется [32].
В разъяснении Верховного Суда отмечается, что если виновный не был осужден за ранее совершенное убийство или покушение на него, подпадающее соответственно под действие части 1 статьи 139 или части 1 статьи 14 и части 1 статьи 139, то его деяние подлежит самостоятельной квалификации, а последнее преступление в зависимости от того, окончено оно или нет, следует квалифицировать соответственно по пункту 16 части 2 статьи 139 либо по части 1 статьи 14 и пункту 16 части 2 статьи 139.
Такой же порядок самостоятельной квалификации должен применяться и в тех случаях: а) если сначала совершается покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах, а затем оконченное преступление - убийство при отягчающих обстоятельствах либо без таковых; б) когда первоначально совершается убийство при отягчающих обстоятельствах, а потом - покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах.
Если виновный в разное время совершил два покушения на убийство при отягчающих обстоятельствах, за первое из которых он не был судим, содеянное в целом должно квалифицироваться по части 1 статьи 14 и пункту 16 части 2 статьи 139 УК и, кроме того, по соответствующим ее пунктам, предусматривающим отягчающие обстоятельства обоих покушений на убийство.
Если же виновный совершил убийство при отягчающих обстоятельствах и не был осужден за него, а затем совершил такое же преступление, оба деяния должны квалифицироваться лишь по соответствующим пунктам части 2 статьи 139 УК, включая пункт 16 этой статьи закона.
Убийство не может квалифицироваться по пункту 16 части 2 статьи 139, если судимость за ранее совершенное убийство снята с виновного в порядке амнистии или помилования либо погашена в установленном порядке, а также если к моменту совершения убийства истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление. Помимо этого применение пункта 16 части 2 статьи 139 исключается, если лицо ранее совершило убийство при смягчающих обстоятельствах, указанное в статьях 140—143.
При совершении убийства в соучастии применение такого квалифицирующего признака, как убийство, совершенное лицом, ранее совершившим убийство, может иметь место лишь в отношении виновного, который отвечает данному признаку, и исключается в отношении других соучастников.
Обстоятельства, отягчающие убийство, определяют признаки, по которым оно подлежит квалификации по ч.2 ст.139 УК. По сравнению с другими видами убийств, убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, представляет особую опасность для общества. Каждое из обстоятельств, содержащихся в ч.2 ст.139 УК, свидетельствует об этом, подчеркивая либо тяжесть самого преступления, либо крайнюю опасность личности виновного.
Каждое
из обстоятельств, указанных в ч.2
ст.139 УК, имеет самостоятельное