Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:31, контрольная работа
1. ПОНЯТИЕ ВИНЫ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ, ЕЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
2. ПРЕСТУПНОЕ ЛЕГКОМЫСЛИЕ, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ВОЛЕВОЙ МОМЕНТЫ. ОТГРАНИЧЕНИЕ ЛЕГКОМЫСЛИЯ ОТ КОСВЕННОГО УМЫСЛА
3. ПРЕСТУПНАЯ НЕБРЕЖНОСТЬ. КРИТЕРИИ ПРЕСТУПНОЙ НЕБРЕЖНОСТИ, ОТЛИЧИЕ ОТ НЕВИНОВНОГО ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (КАЗУСА)
'Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 2. С. 22.
Особенностью небрежности как вида вины является то, что в этом случае лицо, причинившее или не предотвратившее наступление общественно опасных последствий, совершая то или иное деяние, не предвидело эти последствия, не представляло, что такое может случиться. Однако если лицо должно было их предвидеть (объективный критерий небрежности) и к тому же могло предвидеть и, соответственно, не допустить наступления данных последствий (субъективный критерий небрежности), но не сделало этого и общественно опасные последствия наступили, имеются все основания утверждать о совершении преступления по небрежности. Обязанность предвидения последствий своего поведения для того или иного лица устанавливается исходя из требований к поведению, предъявляемых к лицам определенной профессии, занимающимся соответствующей деятельностью, или же на основе правил предусмотрительности, которые должны соблюдаться любым вменяемым человеком.
«Наличие возможности предвидения и предотвращения общественно опасных последствий устанавливается применительно к конкретному лицу, обвиняемому в совершении преступления по небрежности, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, жизненного и профессионального опыта, уровня образования, состояния здоровья в момент деяния и т.п., а также конкретной объективной ситуации, в которой оказалось данное лицо. Только тогда, когда человек, не предвидевший, но обязанный предвидеть и предотвратить общественно опасные последствия, мог, но не сделал этого, есть основания утверждать о наличии уголовной вины в виде небрежности.» (комм. В. М. Лебедева к ст. 26 УК)
За редкими исключениями УК предусматривает ответственность за неосторожное поведение в случаях, когда следствием его явились соответствующие общественно опасные последствия. Одно лишь создание опасности наступления таких последствий в результате проявленного лицом легкомыслия или небрежности при отсутствии реальных последствий уголовной ответственности не влечет даже в тех случаях, когда лицу просто повезло или когда кто-либо другой эти последствия предотвратил.
Небрежность, считает А. И. Рарог1, характеризуется двумя признаками: отрицательным и положительным. Отрицательный признак небрежности — непредвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий — включает, во-первых, отсутствие осознания общественной опасности совершаемого деяния, а во-вторых, отсутствие предвидения преступных последствий. Положительный признак небрежности состоит в том, что виновный должен был и мог проявить необходимую внимательность и предусмотрительность и предвидеть наступление фактически причиненных общественно опасных последствий. Именно этот признак превращает небрежность в разновидность вины в ее уголовно-правовом понимании. Он устанавливается с помощью двух критериев: долженствование означает объективный критерий, а возможность предвидения — субъективный критерий небрежности.
Законодательная формулировка небрежности ориентирована на преступления с материальным составом («Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий…»), поэтому весьма резонно возникает вопрос о возможности совершения по небрежности преступлений с формальным составом. Решение данного вопроса дается в уже упоминавшемся на этой странице учебном пособии1: «Невиновным закон (ч. 1 ст. 28 УК) признает совершение деяния, «если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия)». Из этого вытекает однозначный вывод: если лицо не осознавало общественной опасности своего деяния, но по обстоятельствам дела должно было и могло осознавать ее, деяние признается виновным. В этом случае вина при совершении преступления с формальным составом выражается в неосторожности в виде небрежности».
1Уголовное право. Общая часть: / Под ред. Доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма « Контракт»: ИНФРА-М, 2005
Следовательно, представляется возможным совершение по небрежности преступлений с формальным составом. Однако, как уже было сказано выше, это происходит в редких случаях, в подавляющем большинстве же необходимы соответствующие общественно опасные последствия.
Являясь видом неосторожной вины, небрежность имеет некоторое сходство с преступным легкомыслием. Общим для интеллектуального элемента обоих видов неосторожности является то, что виновный не предвидит реальной возможности наступления общественно опасных последствий (то есть их возможности в данном конкретном случае), хотя такую возможность он мог предвидеть. Различие же состоит в том, что при легкомыслии лицо предвидит абстрактную, то есть в других сходных ситуациях, возможность наступления вредных последствий и поэтому осознает потенциальную опасность своих действий, тогда как при небрежности оно ни в какой форме не предвидит возможности наступления таких последствий и, следовательно, не осознает даже потенциальной опасности избранного способа поведения.
Легкомыслие и небрежность имеют сходство в волевом моменте. И в том и в другом случае отсутствует положительное отношение к возможному последствию. А различие этих видов неосторожности состоит в том, что при легкомыслии виновный совершает действие в надежде на предотвращение возможных последствий, а при небрежности виновному волевые усилия представляются либо полезными, либо нейтральными.
В УК впервые включена норма о невинном причинении вреда, предусматривающая две его разновидности. В части 1 статьи 28 Уголовного Кодекса РФ закреплена такая разновидность невиновного причинения вреда, которая в теории уголовного права именуется субъективным случаем или «казусом» и определяется так: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть».
Применительно к преступлениям с формальным составом это означает, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия). Подобного рода «казусом» является, например, причинение вреда здоровью лица, ошибочно принятого за убийцу, для его задержания, если стечение объективных обстоятельств давало веские основания считать именно его лицом, совершившим преступление.
Применительно к преступлениям с материальным составом субъективный случай заключается в том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Эта разновидность субъективного случая отличается от небрежности отсутствием либо обоих, либо хотя бы одного из его критериев.
Например, К. был осужден за неосторожное убийство, совершенное при следующих обстоятельствах. Закурив, он бросил через плечо горящую спичку, которая попала в лежавшую у дороги бочку из-под бензина и вызвала взрыв бензиновых паров. При этом дно бочки вылетело и, попав в С, причинило ему смертельное ранение. Учитывая данные обстоятельства, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР пришла к выводу, что смерть С. наступила в результате несчастного случая, поскольку в обязанности К. не входило предвидение и предупреждение фактически наступивших последствий, следовательно, он причинил их без вины.1 В данном случае казус был констатирован из-за отсутствия объективного критерия небрежности. Но практика знает немало примеров отсутствия вины, обусловленного отсутствием только субъективного критерия.
В ч. 2 ст. 28 УК РФ закреплена новая, доселе практике не известная разновидность невиновного причинения вреда. Она характеризуется тем, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия),
1Сборник
постановлений Президиума и определений
Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РСФСР. 1957-1959 гг.
М., 1960
но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. В такой ситуации причинение вреда признается невиновным не из-за дефектов интеллектуального или волевого отношения, а вследствие объективной невозможности предотвратить наступление общественно опасных последствий по одной из двух указанных в законе причин.
Во-первых,
невозможность предотвратить
Во-вторых,
деяние признается невиновным, если невозможность
предотвратить общественно опасные последствия
обусловлена несоответствием психофизиологических
качеств причинителя вреда его нервно-психическим
перегрузкам (например, при работе пилота
самолета или машиниста электровоза во
вторую смену подряд).
Заключение
Уголовный
закон представляет собой отражение
социальных условий. Наличие неосторожных
составов, их тенденция, изменение их
законодательной структуры
Статистика утверждает, что по неосторожности совершается лишь одно из каждых десяти преступлений, однако это не означает факт возможной недооценки их распространенности и опасности. В условиях научно-технического прогресса заметно увеличивается число неосторожных преступлений, совершенных в таких сферах, как охрана окружающей среды, безопасность движения и эксплуатации всех видов транспортных средств, безопасность условий труда, использование новых мощных источников энергии и других. С дальнейшим развитием техники и различных видов транспорта, бытовой химии, с обострением проблем экологического характера вопрос об ответственности за неосторожные преступления приобретает особое значение.
Законодательное решение вопроса об условиях ответственности за деяние, совершенное по неосторожности предполагает четкое определение формы вины в нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ. Поэтому в нормах, предусматривающих ответственность за неосторожные преступления, содержатся указания на неосторожную форму вины, чем весьма правильно, на мой взгляд, ограничивается возможность привлечения к уголовной ответственности за неосторожные преступления. Соглашусь с Н. С. Таганцевым, который утверждал что «центральным типом виновности является вина умышленная, в ее различных оттенках, а неосторожная вина играет только роль дополнительную, второстепенную...». В части 2 статьи 24 Уголовного кодекса РФ дано соответствующее указание: «Деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса».
В ходе изучения материала, написания этой работы я понял, насколько важное и сложное явление я вызвался рассматривать. Многообразие мнений ученых, трудность применения на практике, порой весьма тонкая грань между легкомыслием и косвенным умыслом, небрежностью и невиновным причинением вреда - всё это, я надеюсь, мне удалось отразить в тексте.
П. С. Дагель отмечал: «...применяемая к невиновным лицам, уголовная ответственность бесцельна и вредна: она не в силах предупредить совершение деяний, общественно опасный характер которых лицо не может или не должно сознавать; невиновное лицо не нуждается в исправлении и перевоспитании; наконец, на окружающих это может оказать лишь отрицательное воздействие». В зависимости от формы и вида вины весьма сильно меняется санкция за то или иное преступление, некоторые составы предполагают лишь умышленную форму вины. Именно поэтому повышенное внимание к вине и её формам является вполне обоснованным и оправданным - детально не разобравшись, не проработав сей уголовно-правовой институт, можно покалечить не одну тысячу граждан России, поломать судьбы несправедливо осужденных, к примеру, за преступную небрежность, которая на деле являлась невиновным причинением вреда.
Выбирая
эту тему как наиболее для себя
интересную и, как мне кажется, недостаточно
рассмотренную по курсу уголовного права,
написав эту работу, я значительно расширил
свои знания о вине - в целом и неосторожности
- в частности, постарался рассмотреть
все доступные мне мнения и судебную практику,
овладеть необходимыми знаниями и подготовиться
к предстоящему экзамену и к практической,
как я надеюсь, в недалеком будущем, деятельности.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"