Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
Беларусь является демократическим государством, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов.
Выборы являются важнейшим государственно-правовым институтом. От выборов во многом зависит, как будут функционировать представительные органы власти и исполнять обязанности должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 7
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 11
3.1 Принцип всеобщности 12
3.2 Принцип свободы выборов 13
3.3 Принцип равенства 15
3.4 Прямые и косвенные выборы 17
3.5 Принцип тайных выборов 18
ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 7
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ
3.1 Принцип всеобщности 12
3.2 Принцип свободы выборов 13
3.3 Принцип равенства 15
3.4 Прямые и косвенные выборы 17
3.5 Принцип тайных выборов 18
ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Беларусь является демократическим государством, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов.
Выборы являются важнейшим
государственно-правовым институтом.
От выборов во многом зависит, как
будут функционировать
Выборы в Республике Беларусь
есть участие граждан Республики
Беларусь в осуществлении
Государственное право в
каждой стране является основной, главной
отраслью национальной системы права.
Как и всякая другая отрасль права,
оно представляет собой совокупность
юридических норм, выражающих волю
либо правящих политических элит, либо
определенных социальных групп общества.
Конституционное (государственное) право
закрепляет основные принципы о народном
суверенитете, верховенстве парламента,
равенстве всех перед законом, господстве
права и т.д. Оно закрепляет также
механизмы политической власти, ее
организацию и формы
Актуальность выбранной темы заключается в исключительно высокой роли принципов избирательного права в развитии политической системы общества. Они являются каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов самоуправления до президента. Это вызвано тем, что выбор избирательной системы, в том числе и входящих в нее принципов – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.
Задачами данной работы являются рассмотрение основных принципов избирательного права, их сравнительный анализ, а также рассмотрение ограничительных цензов избирательно права.
Таким образом, объектом данной курсовой работы будет изучение избирательного права граждан, как источник демократии, а предметом – конституционные принцыпы изюирательного права Республики Беларусь.
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе принципов избирательного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных цензов, и дать им характеристику.
В данной курсовой работе используются следующие методы исследования: метод системно-структурного анализа, историко-реконструктивный метод, сравнительно-исторический.
В процессе теоретического исследования использовались нормативные акты, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран и отечественных теоретиков, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.
Выборы являются одним
из старейших элементов
В конституционном праве термином «выборы » обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченых лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендавать в установленном порядке два или более кандидата [1, с. 355].
Выборы – один из традиционных институтов представительной демократии, который совершенствуется на протяжении нескольких столетий по мере развития общества и государства. Они представляют собой установленную конституциями и детализированную в законах государственно-правовую процедуру, во время которой граждане выдвигают представителей, формируют орган власти или избирают конкретное должностное лицо для выполнения каких-либо общественных функций. Именно через процедуру выборов граждане участвуют в управлении государством, формируя законодательные и иные представительные органы страны. Путем избрания граждане реализуют свое активное и пассивное избирательное право, осуществляют контроль за деятельностью представительных органов и избираемых должностных лиц, высказывают в ходе избирательной кампании свои предложения по совершенствованию работы государственного аппарата, а также реализуют принцип сменяемости государственной власти [3, c. 153].
В статье 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ [2]. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Законодательство о выборах в разных странах существенно различается. Предметом законодательного регулирования является механизм выборов. В ряде стран избирательное законодательство кодифицируется (например, в Избирательном Кодексе Республики Беларусь), а в большинстве случаев избирательное законодательство представляет собой целый комплекс законов и подзаконных актов [26, с. 7].
С выборами связана реализация политических прав граждан. Существуют общенациональные президентские выборы и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, а также выборы некоторых местных должностных лиц(судьи, присяжные) [3, c. 156].
Таким образом ,выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определённых должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д)
При определении понятия избирательного права прежде всего необходимо установить его место в сложившейся в Республике Беларусь системе правовых наук. Общепризнанно, что система права и правовая наука Беларуси построены по европейским традициям (романно-германская правовая система). В рамках этой системы избирательное право является неотъемлемой частью конституционного права.
Избирательное право выполняет одну из важнейших функций в системе норм конституционного права. Нормы избирательного права определяют порядок избрания как высшего должностного лица государства, так и представительных органов – Президента, Парламента, местных органов власти [ 4, с. 6].
В советский период многие авторы считали тождественными понятия «избирательная система» и «избирательное право» или понимали под избирательной системой принципы избирательного права, что отражало официальную точку зрения. Нельзя согласиться и с тем, что избирательная система включает в себя избирательное право , или с утверждением А.В. Иванченко, А.В. Кынева, А.Е. Любарова, что избирательное система ( в узком смысле) есть совокупность правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов [5, с.9].
К сожалению, следует констатировать, что в юридической литературе до сих пор не сложилось единого подхода в понимании сущности таких ассоциируемых с выборами понятий как «избирательная система», «избирательное право» и «избирательный процесс». Наличие по данному вопросу различных точек зрения, порой противоположных, усложняет их восприятие, ведет к запутыванию граждан [6,с. 3].
Основу избирательного права Республики Беларусь составляют Конституция, ряд законов и других правовых актов, регулирующих выборы депутатов парламента, Президента страны и депутатов местных представительных органов, а также отзыв депутатов.
Конституция Республики Беларусь 1994 года закрепила исходные положения избирательного права. Так, статья 38 Конституции устанавливает, что граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [2] . Исходя из этого Основной закон государства возложил на избирательные комиссии всю полноту ответственности за обеспечение реализации данных прав в строгом соответствии с законодательством.
Порядок выборов и избирательная система регулируются нормами конституционного права, которые в своей совокупности образуют избирательное право [ 7 , с.107].
Термин «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном. По вопросу такого определения среди исследователей по сути нет разногласий. Встречающиеся при этом словесные расхождения (имеют место применительно к объективному избирательному праву) принципиального значения не имеют, поскольку все авторы в итоге говорят об одном и том же. С учётом изложенного суть избирательного права сводится к следующему [8, с. 245].
Объективное избирательное право – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов [9, с. 450].
В этом смысле слова избирательное
право ассоциируется с
Под субъективным избирательным правом понимается право каждого гражданина, достигшего определённого возраста, свободно избирать и быть избранным в представительный государственный орган [11, с. 83].
В этом смысле избирательное
право является одним из политических
прав граждан. Оно может быть активным
избирательным правом, когда гражданин
отдаёт свой голос «за» или «против»
конкретного кандидата или
В Республике Беларусь путём выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты Палаты Парламента и депутаты местных Советов депутатов всех уровней [27].
Основания условия осуществления активного и пассивного избирательного права осуществляется по многим позициям. Однако пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, носит более ограниченный характер, который связан как с возрастными критериями, так и с определёнными ограничениями. В отличает от активного избирательного права для реализации пассивного избирательного права, в том числе права выдвигать свою кандидатуру на выборах в порядке самовыдвижения, недостаточно лишь волеизъявления лица, желающего быть кандидатом, - лицо должно отвечать определённым требованиям, установленным непосредственно Конституцией. Следовательно, в отличие от активного, пассивное избирательное право реализуется посредством более сложной процедуры, в первую очередь самим кандидатом, и при поддержке гораздо меньшего числа граждан [4, с.7].
Таким образом, избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принципы представлявляют собой не только базисный стержень, на основе которого реализуются нормы и институты различных процедурных требований избирательного права и избирательного процесса, но и избирательной системы как таковой. Принципы избирательного права служат основным ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов в соответствующей сфере. От степени и точности соблюдения именно их, как основополагающих правил, в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности действия самой избирательной системы страны, а также укрепление внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, правовых норм и правовых отношений, связанных с реализацией конституционного права избрать и быть избранным [12, с. 8-9] .
Информация о работе Конституционные принципы избирательного права