Конституционно – правовое регулирование принципов избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.
Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти.

Работа содержит 1 файл

КПЗС контроша.docx

— 34.54 Кб (Скачать)
  1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных стран.

 

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это  предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости  от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование  осуществляется тайно, то есть никто  без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Теория избирательного права  на своем уровне закрепила следующие  трактовки принципов избирательного права, которые являются, по сути, основополагающими, стержневыми и самыми главными в  данной сфере права:

  1. Принцип всеобщности избирательного права, который означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

2. Свободное участие в выборах, то есть избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере.

3. Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством, избирательной географии (геометрии), когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

4. Прямые и непрямые выборы.

Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган  или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая  затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного  органа.

5. Тайное голосование – этот принцип состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционно – правовое регулирование принципов избирательного права.
    1. Анализ конституции Великобритании.

 

Великобритания  не имеет  одного документа, который можно  назвать  конституцией. Её неписанная конституция – это собрание ключевых исторических документов и актов  Парламента. Среди самых важных актов выделяют Магна Карта, Петиция о правах и Билль о правах. Частью конституции считается пакет Актов о реформе, принятых с 1823 года по настоящее время. Эти акты расширяют границы избирательного ценза и определяют процедуру выборов.

 Другой частью конституции  считается общее право и судебные  решения, основанные на обычаях,  верованиях и исторических прецедентах. 

Многое из того, что считается  частью британской конституции, остаётся незафиксированным на бумаге. Конституция основана на обычаях и традициях. Работа британского кабинета министров, отношения между монархом и министрами – пример действия традиций, считающихся частью конституции.

 Не существует официального  или утверждённого пакета документов,  который  можно назвать –  конституция   Великобритании. Как отметил     С. Е. Финер, известный английский политолог, английская конституция – собрание весьма разнообразных постановлений и судебных решений.

 Великобритания  является  конституционной монархией с  демократической парламентской  формой управления государством. Монарх возглавляет исполнительную  власть, но его роль сводится  к чисто символическим функциям. В соответствии с традициями  страны монарх почти никогда  не участвует в политических  акциях, не выражает публично  своё мнение по политическим  вопросам и не принимает ничью  сторону в конфликтах между  политиками или партиями.

 Фактическим главой  государства является премьер-министр,  одновременно он лидер партии, владеющей большинством голосов  в парламенте (Палате Общин). Он  возглавляет кабинет министров,  осуществляющий коллективное руководство  политикой страны и административным  аппаратом. Кабинет министров  практически всегда набирается  из членов парламента. Вместе, премьер-министр  и кабинет называются правительством  Великобритании. Если имеется в  виду конкретный премьер и  его кабинет, то говорится правление  Блэра. 

 Премьер-министр принимает  и утверждает главные решения,  планирует работу парламента, разрешает  конфликты между департаментами, координирует деятельность правительства.  Каждую неделю он должен посетить  палату общин и ответить на  вопросы депутатов. Эти посещения  парламента называют День запросов. Палата общин в это время открыта для публики, ведётся национальная и международная телетрансляция заседания палаты.

 Кабинет министров  осуществляет исполнительную власть  в стране. Каждый министр руководит  своим департаментом.

Вершиной власти в  Великобритании  является парламент. Не существует никаких  формальных конституционных ограничений  его власти. Никакой суд не может  оспорить решения парламента. Эти  решения обязательны для исполнения и могут быть отменены только самим  парламентом.

 У британского парламента  три функции:

-принимать законы;

- вводить налоги;

- контролировать работу  правительства.

 Парламент назначает  правительство (премьер-министр  и кабинет министра), которое осуществляет  исполнительную власть в стране  и которое подотчётно парламенту. Парламент может отправить правительство  в отставку и вынести ему  вотум недоверия.

 Британский парламент  состоит из двух палат: палаты  общин и палаты лордов.

 Общее число парламентариев  может меняться, в настоящее время  в палате общин 650 депутатов.  Любой гражданин, достигший 21 года, может баллотироваться в  английский парламент. Члены палаты  общин избираются на пятилетний  срок.

 Палата лордов –  не избираемый орган законодательной  власти, насчитывающий в настоящее  время 1200 членов, но общее число  членов этой палаты не является  постоянным и может меняться. Большинство членов палаты лордов  – граждане  Великобритании, получившие  титул лорда от королевы, как  признание их выдающихся заслуг  в юриспруденции, естественных  науках, в искусстве, а также  представители церкви. Но лишь  около 300 лордов ежедневно посещают  заседания палаты.

 В палате лордов  в основном проводят экспертизу  и редактируют проекты законов,  предложенные для рассмотрения  палатой общин. Палата лордов  так же является высшей судебной  инстанцией и последним апелляционным  судом – как по гражданским,  так и по уголовным делам.

 

    1. Анализ конституции КНР.

 

Анализируя Конституцию  КНР 1954 г. с позиции сегодняшнего дня, нельзя но прийти к заключению, что, после того как в Китае  была отброшена генеральная линия в переходный период, положения, конкретно указывавшие на повышение материального и культурного уровня жизни населения, были забыты.

Конституция провозглашала: «Китайская Народная Республика есть государство народной демократии, руководимое  рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян»1. Лю Шао-ци, говоря об этом положении Конституции, отмечал: «Дело социалистического строительства и социалистических преобразований немыслимо без руководства государством со стороны рабочего класса» Правда, Конституция не содержала конкретных положений о практическом обеспечении руководства со стороны пролетариата. Она также не говорила прямо о руководстве государством со стороны КПК. Вместо этого в ее введении содержалось следующее положение: «...широкий единый народно-демократический фронт, образованный из демократических классов, демократических партий и групп и народных организаций и возглавляемый Коммунистической партией Китая... и в дальнейшем будет играть свою роль...» Это свидетельствует о том, что тогда существовало мнение о руководстве государством со стороны КПК через единый фронт.

Конституция установила новую  государственную структуру, которая  заменила временную, созданную после  образования КНР. В Конституции  было записано: «Вся власть в Китайской  Народной Республике принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей»2. Порядок выборов депутатов в ВСНП определялся Законом о выборах3, который был принят в 1953 г. Конституция предоставляла право избирать и быть избранными гражданам, достигшим 18 лет4. Согласно закону на определенный срок лишались политических прав помещики-феодалы и представители бюрократического капитала5.

Всекитайское собрание народных представителей (далее ВСПН), являвшееся высшим органом государственной власти, создавалось из депутатов, избираемых каждые четыре года от провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Сессии ВСНП созывались один раз в год. ВСНП как «единственный орган, осуществляющий законодательную власть в стране», вносило изменения в Конституцию, принимало законы, осуществляло контроль за проведением в жизнь Конституции, а также утверждало народнохозяйственные планы, рассматривало и утверждало государственный бюджет и т. д.6. Всекитайское собрание народных представителей избирало Постоянный комитет ВСНП, который в перерывах между сессиями ВСНП действовал как его постоянный орган7 , и Председателя КНР8.

Объем Конституции КНР  невелик, она включает в себя 138 статей. Структура Основного закона следующая: введение, общая часть, основные права  и обязанности граждан, государственное  устройство, государственный флаг, государственный герб, столица КНР. Основными структурными элементами Конституции выступают статьи, объединенные в главы, которых 4. Третья глава представлена семью разделами.

 

    1. Анализ конституции Испании.

 

Избранные 15 июня 1977 г. новые  Кортесы разработали конституцию  страны, одиннадцатую по счету после  Первой испанской революции 1808 г. В  декабре 1978 г. на общенациональном референдуме  эта конституция была одобрена подавляющим  большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок.

 Испания получила форму  правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное  устройство со значительными  правами составляющих страну  единиц - автономных сообществ и  демократический политический режим.  Права, свободы и обязанности  граждан регулируются значительным  числом статей конституции и  серией органических и простых  законов. 

 Первая часть конституции  включает 45 статей, разделенных на  пять глав. Названная цифра показывает  значение, которое учредители хотели  придать институту прав и свобод.

 В конституции9  закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами"10.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким  образом, в трех формах: обращение  в обычные суды, обращение в  Конституционный суд и обращение  к Народному защитнику - разновидности  омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей  обеспечение защиты основных прав и  свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и  исключают другие возможности для  граждан, вытекающие из норм основного  закона. Он только "охраняет" указанные  права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан  всех норм основного закона. Народный защитник может по долгу службы или  по чьему-либо требованию (физического  или юридического лица) начать и  проводить расследование в отношении  действий и решений публичной  администрации и ее представителей по отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего на службе в публичной администрации. К  народному защитнику могут обращаться и парламентарии. При выявлении  злоупотреблений, произвола, дискриминации, ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник, выявив мнение нарушителя, ставит в  известность вышестоящих руководителей. Не будучи правомочным изменять или  отменять акты и решения публичной  администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их применении, может обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными кортесами. Названные средства защиты не исключают возможности обращения в международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и Совета Европы. 11 июня 1981 г.

Информация о работе Конституционно – правовое регулирование принципов избирательного права