Принципы и гарантии избирательного права КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Конституционное (государственное) право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

Содержание

1. Введение 1

2. Понятие избирательного права 4

3. Источники избирательного права

Кыргызской Республики 5

4. Принципы избирательного права 6

5. Гарантии избирательных прав граждан 12

6. Виды гарантий 13

7. Заключение 15

8. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Принципы и гарантии избирательного права КР.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

План: 
 

1. Введение                                                                                               1

2. Понятие избирательного права                                        4

3. Источники избирательного права

   Кыргызской Республики                                                    5

4. Принципы избирательного права                                    6

5. Гарантии избирательных прав граждан                        12

6. Виды гарантий                                                                     13

7. Заключение                                                                           15

8. Список литературы                                                             17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Введение

     Конституционное (государственное) право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

     Повышенный  интерес со стороны юристов, политиков, политологов, журналистов, социологов, а также представителей иных гуманитарных профессий к проблематике выборов  возник за последние 11-13 лет развития избирательной системы Кыргызской Республики и связано это с кардинальным переустройством кыргызского государства и общества. Построение демократического, правового государства в Кыргызстане без современного развитого института избирательного права — как основного элемента демократического правления немыслимо. Основной целью построения правового государства является обеспечение конституционных прав и свобод граждан, где важное место занимает право гражданина избирать и быть избранным.

     Экономическая и политическая реформы, радикальные изменения жизни кыргызского общества и государства предусматривают решение многих проблем развития государственности и формирования гражданского общества, одной из них является формирование органов государственной власти. Именно поэтому институт избирательного права как неотъемлемый элемент демократии рассматривается современным государствоведением как основа демократического развития в целом, где важное место занимают выборы.

     Выборы  являются основным инструментом реализации народного суверенитета, формирования и выражения общественного мнения, обеспечения стабильности и эффективности функционирования государственного механизма. Посредством выборов и референдумов осуществляется власть народа и не случайно в ст. 3 Конституции Кыргызской Республики 1993г. народ провозглашен носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.

     Исходя  из сказанного, можно констатировать, что изучение избирательной системы  в Кыргызстане является весьма актуальной, практически и теоретически значимой задачей. Новое время, переломные изменения в праве и правосознании, формирующиеся в Кыргызстане, новый конституционный строй с новой избирательной системой, становление конституционализма в постсоветском пространстве делают исследование избранной темы насущной потребностью.

     Актуальность  работы подтверждается и тем, что  она выполнена на том промежутке времени, когда Кыргызская Республика на конституционном уровне формируется  как демократическое правовое государство. Степень фактического участия населения в управлении государством является основным показателем развития демократии.

     С образованием независимой, суверенной Кыргызской Республики в 1991г. начался  качественно новый этап развития избирательной системы, построенной  на общепризнанных демократических принципах и отражающей специфические особенности Кыргызстана.

     Избирательная система, действующая на основе Конституции  Кыргызской Республики 1993г., основана на принципах политического плюрализма, является инструментом реального волеизъявления избирателей, важным фактором обеспечения в республике демократического политического режима.

       Законодательная база избирательной  системы Кыргызской Республики  претерпевала изменения, дополнялась  и развивалась с учетом общедемократических  принципов и более полного отражения специфических условий Кыргызской Республики.

     Совершенствование избирательной системы Кыргызской Республики необходимо осуществлять в  направлении более четкого определения  статуса избирательных комиссий, упорядочения системы учета избирателей (в отдаленных, труднодоступных местностях и т.п.), полного устранения фактов предоставления недостоверных сведений о кандидатах в депутаты, улучшения форм и методов финансового контроля за проведением избирательного процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие избирательного права

     Термин  «избирательное право» имеет два  значения: объективном и субъективном.

     В объективном смысле - это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

     В объективном значении - избирательное право - правовой институт, регулирующий конституционно-правовыми нормами деятельность (принципы и правило поведения) и порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Он является частью конституционного права Республики Кыргызстан. Данный правовой институт регулируют общественные отношения, связанные с избранием Президента Республики Кыргызстан, депутатов Жогорку Кенеш и депутатов местных представительных органов.

     В субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право одна из важнейших отраслей права. Это вызвано очень тесными связями его с политическими правами человека и гражданина.

     В субъективном - избирательное право - политическое право граждан КР - право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

     Субъективное  избирательное право включает в  себя активное и пассивное избирательное право.

       Под активным избирательным  правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме.

     Пассивное избирательное право- это право быть избранным, т. е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность и занять соответствующую должность при благоприятном для данного кандидата исходе выборов.

     Выборы, с одной стороны, представляют собой один из способов формирования государственных и муниципальных органов, а с другой стороны, являются одной из форм непосредственной демократии, когда граждане сами принимают важнейшие решения общегосударственной и местной жизни. Не случайно в современных условиях одним из характерных признаков демократического политического режима является формирование органов публичной власти путем выборов, в которых вправе принимать участие подавляющее большинство граждан.

     Выборы  – это всегда борьба идей, борьба людей, борьба экономических (и иных) лидеров. Поэтому, кроме обычных норм и правил, вокруг выборов еще и клубится иной раз некий туман недоговоренностей или наоборот строятся слишком четкие графики и схемы, доказывающие, что заранее все известно, и можно не беспокоиться противникам той или иной партии или того или иного кандидата, можно не беспокоиться и не суетиться.  

     2. Источники избирательного права Кыргызской Республики

     Источниками избирательного права Кыргызской Республики являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Кыргызской Республики основным источникам относятся:

     1. Конституция Кыргызской Республики.

     2. Конституционный закон "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 30 июня 2011 года.

     Настоящий конституционный Закон определяет избирательные права граждан  Кыргызской Республики и их гарантии, регулирует отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Кыргызской Республики (далее - Президент), депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - депутаты Жогорку Кенеша).

     3. Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики.

     Нормативные правовые акты, «Кодекс о выборах КР». являющиеся источниками избирательного права Кыргызской Республики, регулируя отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеш, и членов органов местного самоуправления, также устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.

     3. Принципы избирательного права

     Принципы  избирательного права - это те условия  его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Принципы избирательного права — руководящие идеи, основные правила применения этого права. Они являются фундаментом избирательного права, лежат в основе остальных его правил. Они придают стройность, завершенность системе избирательного нрава. Принципы служат также основой определения законности, в широком смысле — справедливости норм избирательного нрава. Они находятся в постоянном развитии.

     Выборы  в Кыргызской Республики основываются на свободном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выборные органы государства и местного самоуправления.

     В Конституции Кыргызской Республики, а также в Конституционном  законе «О выборах в Кыргызской Республики»  закреплены следующие принципы избирательного права:

     I Принцип всеобщности - означает, что все граждане Кыргызской Республики, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

     Активное избирательное право — это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

     Пассивное избирательное право — это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Жогорку Кенеш с ограничениями, установленными Конституцией. При пассивном избирательном праве гражданин выступает субъектом, подлежащим избранию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя он не лишается права голосования), а его выбирают.

     Законодательством Кыргызстана конкретизируется ряд  определенных условий, на основании  которых лицо может обладать избирательными правами:

     1. Гражданин Кыргызской Республики, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией и настоящим Кодексом, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     2. Гражданин Кыргызской Республики  может избирать, быть избранным независимо от происхождения, пола, расы, национальности, должностного и имущественного положения, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, а также других обстоятельств.

Информация о работе Принципы и гарантии избирательного права КР