Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
Беларусь является демократическим государством, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов.
Выборы являются важнейшим государственно-правовым институтом. От выборов во многом зависит, как будут функционировать представительные органы власти и исполнять обязанности должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 7
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 11
3.1 Принцип всеобщности 12
3.2 Принцип свободы выборов 13
3.3 Принцип равенства 15
3.4 Прямые и косвенные выборы 17
3.5 Принцип тайных выборов 18
ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней (Республике Беларусь) так и специальных машин для голосования (США). Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:
- на бюллетенях не ставится
никаких пометок, которые
- бюллетень опускается
в ящик, который опечатан и
не может быть вскрыт в
- в помещении для выборов
отводится особая комната или
оборудуются отдельные кабины, закрытые
от посторонних взоров, в которых
избиратели заполняют
- запрещается присутствие
в комнате (кабине) для голосования
других лиц, кроме голосующего;
- в случае досрочного
голосования после соблюдения
процедуры тайного заполнения
бюллетеня избирателем,
- нарушение тайны голосования
членом избирательной комиссии
или другим должностным лицом
является преступлением и
Тайное голосование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах Западной Европы.
Еще в конце XIX в., на выборах в Дании, достаточно было сказать чиновнику о том, как избиратель хочет голосовать. Тайна голосования зависела, таким образом, от доброго расположения этого должностного лица. При голосовании на референдумах в Греции на избирательных участках образовывались два прохода с надписями «да» и «нет», в конце которых чиновники подсчитывали число проходивших избирателей [1, с. 380 ].
Таким образом, принципы избирательного
права предполагают такие условия
его реализации, соблюдение которых
на выборах делает эти выборы действительно
народным волеизъявлением. Следовательно,
нарушение принципов
Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.
Принципы избирательного права составляют его главное содержание. Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции.
Всеобщее избирательное право обычно ограничивается рядом дополнительных специальных условий, так называемых цензов. В мировой практике известно около 50 избирательных цензов.
Наиболее распространённым
является возрастной ценз. Он
подразумевает наличие у
Так, в большинстве стран активное избирательное право получают граждане старше 18 лет. В то же время в некоторых странах установлен возрастной ценз в 19 – 21 года, а в четырёх странах (Бразилия, Никарагуа, Кубе и Ираке) – с 16 лет) [14,c.245]
Для пассивного
До середины 60-х годов в большинстве стран активное избирательное право начиналось с 21 года. 21 год – возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек получал право вступать во владение наследством, мог самостоятельно совершать сделки и т.д. Но этот возраст, который казался нормальным в XIX веке и первой четверти XX века, к концу 50-х годов стал восприниматься, как нечто ненормальное и неестественное. Стали звучать слова: «Слишком молод для выборов, в самый раз – для войны...». Понижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы [ 21,с.33]
В Республике Беларусь так же закреплён возрастной ценз . В статье 64 Конституции закреплено всеобщее избирательное право, которым обладают совершеннолетние граждане республики, за исключением тех, в отношении которых Конституцией предусмотрены отдельные оговорки.
Признанно, что право участвовать
и быть выдвинутым кандидатом на выборную
государственную должность
Возрастной ценз не только депутатов, но и других лиц, избираемых на государственные должности. Определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией. Кандидатом в депутаты Палаты представителей – с 21 года, Совета Республики – с 30, в депутаты местных Советов – с 18, кандидатов в Президенты Республики Беларусь – с 35. Это позволяет учитывать в каждом случае особенности занятия той или иной должности [22, с. 172].
Смысл возрастного ценза ясен – для того чтобы занимать государственную должность, лицо должно обладать определённым уровнем зрелости и жизненного опыта. Понятно, что и зрелость и опыт накапливаются с возрастом человека.
Ценз гражданства предполагает, что лишь лица состоящие в гражданстве не менее установленного срока имеют право участвовать в выборах. Например, в США не менее 7 лет для члена палаты представителей, а сенатором – не менее 9 лет [14, с. 78].
Статья 79 Конституции Республики
Беларусь гласит, что Президентом
РБ может быть избран только гражданин
Беларуси по рождению, постоянно
проживающий в республике не менее
10 лет непосредственно перед
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.
Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой-то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы [23,с.183].
Ценз грамотности и
образовательный ценз предполагают
допуск к выборам лиц, обладающих
установленным объемом
Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Этот ценз имеет наибольшую стабильность в государствах, где религия стоит на одном из первых мест. Это ни в коем случае не говорит о том, что в атеистических странах он отсутствует. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).
Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа, священники, исповедующие ислам.
Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Во Франции этот ценз был отменен во второй половине 1940-х гг., а в Швейцарии, известной своими демократическими традициями, его отменили лишь в начале 1970-х гг [24, с.235].
Рассмотренные цензы представляют
собой ограничения как
Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять).
Неизбираемость – это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что, если ранее термин «избирательные цензы» ассоциировался с ограничениями не в самом лучшем смысле этого слова (например, имущественный ценз не допускал к решению важных общественных вопросов граждан, не имеющих достаточно высокий минимум имущества), то сейчас в большинстве стран мира они имеют более позитивное значение. На сегодняшний день наиболее распространены ценз гражданства, ценз оседлости, возрастной ценз. Также в некоторых странах распространен образовательный ценз. Без него просто невозможно построить эффективную систему представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Знание сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному человеку, желающему жить в демократическом обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.
Понятие «избирательное право» имеет два значения:
- система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
- гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.
Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.
Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.
Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть, исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
Равное избирательное
право означает равное количество голосов
у каждого избирателя, равные основания
и возможности участия в
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.
Информация о работе Конституционные принципы избирательного права