Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций
Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.
3. Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.
Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:
1.
2.
3.
Конституционная характеристика государства.
В основах Конституционного строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского государства:
1. Демократическое.
Признаки демократического государства:
2. Федеративное.
Признаки федеративного государства отражены в ч.3 ст.5 Конституции РФ.
3. Правовое.
Признаки правового государства:
4. С республиканской формой правления.
5. Суверенное (ст.4).
Суверенитет – это свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве, единстве и независимости. Сущность верховенства заключается в том, что над ней не стоит никакая иная публичная власть и государство само определяет правопорядок в стране. Единственным ограничителем государственной власти являются Конституция и законы. Единство выражается в совокупной компетенции систем государственных органов, которые осуществляют функции государства и определяют средства достижения цели государства. Самостоятельность в отношениях с другими государствами, участие в жизни мирового сообщества.
6. Социальное (ст.7).
Элементы социального государства:
1.
2.
3.
4.
5.
7. Светское (ст.14).
Признаки:
1.
2.
3.
4.
5.
Народовластие в Российской Федерации.
Понятие «народный суверенитет» и его основные формы.
Суверенитет в Конституционном праве выражается в трех формах:
1.
2.
3.
Признаки народного суверенитета:
1.
2.
Формы народовластия.
Власть государства всегда имеет различные формы:
1.
Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществляющие государственную власть (ст.11), народ (путем референдума, на котором принимаются законы), выборы, на которых формируются органы государственной власти.
2.
Общественная власть – это форма народовластия, которая распространяется на определенные общественные формирования (на одну политическую партию, движение и т.п.) и имеет организационный характер.
3.
Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти.
Особенности представительной и непосредственной демократии.
Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах.
Представительная демократия – это система представительных органов государственной власти, местного самоуправления либо выборных должностных лиц.
Особенности:
1. Представительная форма демократии не может существовать без непосредственной.
2. Непосредственная демократия может существовать только на основе, которое принимается исключительно представительными органами государственной власти.
Непосредственная демократия – это совокупность правовых норм, регулирующих принципы и механизмы воли народа, который осуществляет волеизъявление непосредственно, минуя каких-либо посредников. Институты непосредственной демократии делятся на две группы:
1. К императивным формам непосредственной демократии относятся такие формы, решение которых является окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению государственными органами или органами местного самоуправления: императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц.
2. Консультативные формы непосредственной демократии – это выявление воли народа в целях принятия оптимального решения соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. При консультативной форме окончательное решение принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Понятие и система институтов непосредственной демократии.
Виды:
1.
2.
3.
4.
5.
Референдум и выборы.
Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов.
Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
Признаки:
1. Референдум – это форма прямого волеизъявления.
2. Референдум – это форма волеизъявления граждан.
3. Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.
4. Цель: принять определенные решения.
5. Обязателен механизм голосования.
6. Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.
Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.
Этапы развития института референдума:
1. До Первой Мировой войны.
1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.
2. Между двумя Мировыми войнами.
Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.
3. После окончания Второй Моровой войны.
Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.
Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:
1. Обширность территории государства.
2. Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.
3. Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.
История нормативного регулирования:
В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.
В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.
В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».
Практика проведения референдумов в России:
На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.
Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.