Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций
Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.
Социально-экономические и культурные права человека и гражданина.
Социально-экономические права в своей основе связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (ст. 34-36).
Особенности:
1. Отражают связь с собственностью, поскольку именно они решают вопросы производства, распределения и потребления благ, производимых в обществе и государстве.
2. Влияние идеологии государства перераспределяет правомочия ответственности среди всех собственников.
Экономические права:
Социальные права:
Экологические права:
Культурные права:
Конституционные ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Понятие конституционных гарантий прав человека и их виды.
Гарантия прав и свобод человека и гражданина – это средства, обеспечивающие возможность реализации указанных прав и свобод.
Выделяются две группы гарантий: общая и особенная.
Общие гарантии, вытекающие из самого конституционного строя:
Социально-экономические – это реальные условия жизни людей, которые вытекают из уровня развития экономики государства, его экономического потенциала.
Политические – развитость политических институтов, их способность выражать интересы граждан, защищать права.
Юридические – правовые средства, которые обеспечивают механизм режима конституционной законности, наличие большого количества квалифицированных юристов, высокий уровень правовой культуры граждан, который обеспечивает реализацию этих гарантий.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.
1. Обязанность государства защищать права и свободы (ст.71, 72 Конституции РФ). Она выражается в том, что в компетенции любого органа выступает как обязательная его функция.
2. Самозащита (ч.2 ст.45). Ее формы:
3. Неотменяемость прав и свобод.
Согласно ч.2 ст.55 запрещено принимать законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав человека по ч.3 ст.55 должно быть всегда обусловлено: защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
4. Международная защита прав и свобод человека (ст.56).
В случае невозможности защитить свои права в пределах РФ, человек имеет право прибегать к международно-правовой защите.
Конституционные обязанности ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Конституционные обязанности граждан.
Конституционная обязанность – это мера должного поведения человека в обществе, входящая в правовой статус личности, в целях поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод.
Виды обязанностей:
Вытекает из конституционного статуса субъекта.
Вытекает из взаимоотношений государства и личности (ко всем гражданам РФ).
Особенности основных конституционных обязанностей:
1.
2.
3.
4.
5.
Конституционные (основные) обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении баланса интересов общества, государства и других граждан.
Виды обязанностей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Конституционная обязанность граждан защищать Отечество.
Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относятся:
Воинский учет.
Подготовка к военной службе.
Призыв на военную службу.
Прохождение военной службе.
Пребывание в запасе.
Призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе.
Военная служба (ст.2 ФЗ) – это вид федеральной государственной службы, который реализуется по призыву, в добровольном порядке по контракту в войсках, в воинских формированиях, в государственных органах, воинских подразделениях и специальных формированиях.
Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности, осуществляемой в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.
На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение об этом принимает военный комиссариат. Не направляются лица, не подлежащие призыву, и имеющие основание для освобождения либо отсрочки от призыва.
Для перехода на альтернативную гражданскую службу, существует два условия:
Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.
Если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционное хозяйствование и промысел.
Гражданин должен заранее обратиться в военкомат с заявлением о переходе на альтернативную гражданскую службу в момент призыва.
Срок альтернативной гражданской службы составляет 1,75 от срока службы по призыву (42 месяца); при наличии высшего образования – 21 месяц. Момент начала прохождения альтернативной гражданской службы – момент убытия к месту прохождения службы, а окончания – момент убытия домой.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понятие и формы государственного устройства.
Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации.
Федеративное устройство – это устройство государства на составные части. Это один из видов государственного устройства.
Форма государственного устройства представляет собой внутренне строение государства на составные части:
территориальные образования (субъекты РФ);
административно-
автономные политические образования.
Институт государственного устройства – это совокупность конституционных норм, которые регулируют:
принципы государственного устройства (ч.3 ст.5 Конституции РФ);
нормы, закрепляющие организацию территориальных образований;
систему отношений, в которую вступают субъекты государственного устройства.
Унитарное государство – это единое государственное образование, которое делится только на административно-
1.
2.
3.
4.
5.
Федеративное государство – это форма политико-территориального и национального государственного устройства, представляющее собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федерации строятся по трем принципам: национальный, территориальный либо смешанный принципы.
Признаки федерации:
1.
2.
3.
4.
5.
По правовому статусу федерации делятся на симметричные и асимметричные. Федерации симметричны, если субъекты одинаковы по своему правовому статусу. В России юридически закреплена в ч.1 ст.5 Конституции РФ симметричная форма федерации. Но в ч.2 одни субъекты провозглашаются государствами, а другие нет. В ч.3 ст.11 закреплена «гарантия» асимметричности, т.к. различные субъекты заключают различные договоры между собой.
Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных (самостоятельных) государств, преследующих в такого рода объединении конкретные цели. Члены конфедерации остаются полностью самостоятельными.