История развития уголовно-исполнительного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:29, лекция

Описание работы

1. История развития уголовно-исполнительного законодательства в досоветский период (до 1917 г.).
2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в советский и постсоветский периоды.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Среди мер взыскания имелись  такие, как изменение режима, штрафные  изоляторы, штрафные работы и др.

     Таким образом, первый ИТК РСФСР  1924 г. хотя и включал в себя  положения о классовом подходе  при исполнении наказания, тем  не менее имел и существенные позитивные положения. К ним следует отнести построение исполнения наказания по прогрессивной системе, широкую дифференциацию исполнения наказания, классификацию осужденных, обеспечивающую различное воздействие на осужденных при отбывании наказания.

     К началу 30-х гг. цель исправления  осужденных все более явственно  отходит на последний план. На первое место выдвигалась задача усиления борьбы с классово чуждыми элементами, политическими противниками существующего строя. Эти политические изменения повлекли за собой и переориентацию деятельности системы исполнении я наказания. В законодательство вводились изменения, направленные на снижение участия общественности и государственных органов в деятельности ИТУ, принимались алогичные решения высших государственных органов об изменении направления уголовной и уголовно-исполнительной политики. Приоритетное значение приобретали не характер и тяжесть преступления и даже не личность виновного, а его классовое и социальное происхождение.

    Поэтому в ИТК РСФСР 1933 г.  в качестве основной задачи  уголовной политики указа защита  диктатуры пролетариата от классово враждебных элементов, а не предупреждение преступлений, как в ИТК РСФСР 1924 г.

     В этот период основным типом  мест лишения свободы становятся  трудовые колонии различных видов,  куда помещаются «осужденные  применительно к их трудовым  навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления» (ст.3 ИТК РСФСР).

      К местам лишения свободы по  Кодексы 1933 г. относились: изоляторы  для подследственных; пересыльные  пункты; ИТК (фабрично-заводские,  с/х, массовых работ и штрафные); учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера; учреждения для н/л, лишенных свободы.

     В основу распределения осужденных  по вилам ИТК был положен  классовый признак. Так, в фабрично-заводские  и с/х ИТК направлялись осужденные из числа трудящихся. В колонии для массовых работ, находящиеся в отдаленных местностях, направлялись лишенные свободы из среды классово враждебных элементов, а также осужденные из числа трудящихся, но которые являлись наиболее классово опасными по характеру совершенного преступления.

     В штрафных колониях отбывали  наказание осужденные, ранее находившиеся  в других колониях и систематически  нарушавшие режим или трудовую  дисциплину.

    ИТК РСФСР 1933 г. уже не предусматривал  разряды (категории) осужденных. Степень исправления осужденных в значительно меньшем объеме, чем ранее, могла повлиять на их правовое положение в период отбывания наказания. Условия содержания в колониях различных видов, за исключением штрафных, мало отличались друг от друга.

     Еще более сократилась сфера  влияния наблюдательных комиссий. Функции распределения осужденных  у них были изъяты полностью.  Оценка степени исправления осужденных оставалась лишь в той мере, в которой это было необходимо для решения вопросов об условно-досрочном освобождении, зачете рабочих дней, отпусках. Теперь комиссии не решали самостоятельно вопросы, связанные с изменением правового положения осужденных, а лишь ходатайствовали об этом перед администрацией ИТУ, судом. Кроме того, наблюдательным комиссиям вменялось в обязанность сообщать в соответствующие органы об искривлениях уголовной политики и о неправильных действиях в работе администрации ИТУ.

     В 1935 г. деятельность наблюдательных  комиссий вообще прекратилась  и была восстановлена лишь в 1957 г. с принятием Положения о наблюдательных комиссиях.

     Как отмечалось выше, действие  исправительно-трудового законодательства  не распространялось на исправительно-трудовые  лагеря, находившиеся в ведении  ОГПУ. Их деятельность регулировалась непосредственно решениями этого ведомства. ИТК РСФСР 1933 г. действовал лишь в учреждениях, относящихся к органам юстиции.

     В 1934 г. ИТУ НКЮ были переданы  в ведение НКВД СССР, где и  сосредоточилось все управление ИТУ. «ИТК РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами».

     Данное положение в сфере исполнения  уголовных наказаний просуществовало  до начала 50-х гг., и лишь с  их середины начинают возрождаться  отдельные элементы переориентации системы на исправление осужденных.

     Эти изменения находят свое  отражение в Положении об исправительно-трудовых  лагерях и колониях МВД СССР, утвержденном постановлением Совета  Министров СССР от 10 июля 1954 г.

     Положение преследовало две цели. Первая – раздельное содержание осужденных различных категорий в зависимости от степени их общественной опасности. Вторая – стимулирование правопослушного поведения путем изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденных в период отбывания наказания.

     По Положению в ИТК направлялись  только осужденные к лишению  свободы на срок до трех  лет, осужденные впервые за  должностные, хозяйственные и  другие преступления, не представляющие особой общественной опасности. В этих колониях отбывали наказание и осужденные, переведенные из детских трудовых колоний для н/л для дальнейшего отбывания наказания.

     Все остальные категории осужденных  должны были отбывать наказание  в исправительно-трудовых лагерях.

     Положением предусматривалось наличие трех видов режима: облегченного, общего и строгого. Здесь мы вновь видим элементы прогрессивной системы, т.к. перевод с одного вида режима на другой был связан с поведением осужденного и осуществлялся в порядке поощрения или взыскания. Следует отметить, что в исправительно-трудовых лагерях даже создавались специальные подразделения с облегченным режимом.

     Осужденные, переведенные на облегченный  режим содержания, имел ряд существенных льгот и преимуществ. К примеру, все осужденным, содержащимся на облегченном режиме, представлялось право проведения дней отдыха за пределами колонии или специального лагерного подразделения облегченного режима.

     Тем осужденным, которые доказали  своим поведением и отношением  к труду, что они не нуждаются в дальнейшем содержании под стражей, могло быть предоставлено право проживания вне колонии (лагеря) на неотбытый срок с учетом зачетов рабочих дней. Это категория осужденных могла проживать в специально создаваемых общежитиях, находившихся за охраняемой территорией, на частных квартирах. В этом случае осужденные могли вызывать к себе семьи для совместного проживания, с разрешения администрации выезжать с определенного им места жительства и др.

     В дальнейшем, как показала практика, наличие двух видов учреждений, исполняющих лишение свободы (исправительно-трудовых лагерей и ИТК) себя не оправдало. Различия между ними были минимальны. В этой связи во второй половине 50-х гг. и произошли определенные изменения в самой системе ИТУ.

     25 октября 1956 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР исправительно-трудовые лагеря были ликвидированы. Основным видом ИТУ становится ИТК. Деятельность ИТК, условия содержания осужденных и другие вопросы, связанные с исполнением наказания, регламентировались постановлением Совета Министров СССР, принятым 8 декабря 1958 г. В 1961 г. было принято Положение об ИТК и тюрьмах МВД РСФСР, которое заменило ряд отдельных ведомственных нормативных актов. Указанными нормативными документами в основном и регулировались вопросы исполнения наказания до конца 60-х – начала 70-х гг.

     В 1963 г. в соответствии с  Указом Президиума Верховного  Совета РСФСР от  26 июня 1963 г.  «Об организации исправительно-трудовых  колоний-поселений и о порядке  перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» создается новый вид колоний. Их организация была направлена на осуществление идеи создания полусвободных учреждений, которые не являлись бы в полном смысле учреждениями, относящимися к местам лишения свободы, контролировали бы поведение осужденных в условиях льготного режима.

     Однако объективные условия требовали  принятия единого законодательства, регулирующего процесс исполнения  наказания.

     11 июля 1969 г. вводится в действие  Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Вслед за ними 10 декабря 1970 г. принимается ИТК РСФСР. Они на уровне закона утверждают сложившуюся к этому времени систему исполнения наказаний, во многом отказываются от ведомственного подхода к правовому регулированию исполнения наказания, исправление и перевоспитание осужденных провозглашают в качестве одной из целей пенитенциарной деятельности. Одним из основных недостатков указанных законов было то, что они регулировали исполнение не всех видов наказаний, а лишь лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ без лишения свободы. Порядок и условия исполнения иных видов наказания, как и ранее, определялись ведомствами. Лишь 15 марта 1983 г. принимается союзное Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, а в 1984 г. – республиканское. К числу недостатков ИТК РСФСР следует отнести и установление незначительных различий условий отбывания наказания и  правового положения осужденных разных категорий, недостаточно существенные и, следовательно, малоэффективные меры по изменению правового статуса осужденных, конкуренцию различных норм законодательства, снижающую действенность стимулов положительного поведения.

     К примеру, к осужденному по  отбытии половины назначенного  срока лишения свободы могли  быть применены два вида поощрения:  перевод на улучшенные условия содержания или условно-досрочное освобождение. По отбытии одной трети назначенного срока наказания осужденный мог быть переведен в колонию-поселение или освобожден условно с обязательным привлечением к труду.

     Кроме того, на практике всегда  имели затруднения, вызванные  отсутствием последовательности  этапов изменения правового положения  осужденного. Например, по одним и тем же основаниям осужденного можно было представить к освобождению или изменить условия его содержания. Изменение же условий содержания в пределах одного ИТУ сводилось в основном к увеличению числа посылок, передач, свиданий и др.

     В этих же условиях определенной  альтернативой применению реального  лишения свободы явилось введение в 1977 г. института условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденных к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

     8 февраля 1977 г. был принят Указ  Президиума Верховного Совета  СССР «О внесении дополнений  и изменений в Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и союзных республик», на основе которого Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР» был включен раздел 11-А, регламентирующий порядок и условия применения института условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду.

     Несмотря на имеющие недостатки, исправительно-трудовое законодательство  практически в неизменном виде  действовало до 1992 г., когда жизнь  потребовала внесения существенных  коррективов.

     Наиболее крупные изменения исправительно-трудового законодательства, направленные на реформирование уголовно-исполнительной системы, были внесены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР» от 12 июня 1992 г.

     Этим законом были существенно  гуманизированы условия отбывания наказания, расширены права осужденных: включены нормы о праве осужденных на личную безопасность, обеспечение свободы совести осужденных, сняты ограничения в посылках, передачах, бандеролях, переписке, введены трудовые отпуска, разрешена индивидуальная трудовая деятельность, внесены изменения, направленные на создание дифференцированных условий отбывания наказания в зависимости от степени социальной опасности осужденных, их поведения в период отбывания наказания.

     Но в целом рассматриваемый законодательный акт не внес коренных изменений в систему исполнения наказания. Работа в этом направлении была продолжена. Требовался качественно новый подход к правовому регулированию исполнения наказаний, что могло быть обеспечено в рамках уголовно-исполнительного закона.

     Следует отметить, что уголовно-исполнительное  законодательство разрабатывалось на протяжении довольно значительного времени. Еще в 1987 г. была впервые сформулирована концепция Основ уголовно-исполнительного законодательства, а затем подготовлена их доктринальная модель. В 1990 г. был подготовлен проект Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик, а на его базе в 1992 г. разработан первоначальный вариант проекта УИК РФ. Уголовно-исполнительное законодательство должно было устранить недостатки ранее действовавшего ИТК РСФСР, воплотить в себе новейшие достижения пенитенциарной науки, психологии, педагогики и иных наук. Кроме того, законодательство следовало привести в соответствие с международными требованиями о правах человека, обращения с осужденными, в частности, Всеобщей декларацией прав человека, международных пактов о правах человека, европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Информация о работе История развития уголовно-исполнительного законодательства