Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:29, лекция
1. История развития уголовно-исполнительного законодательства в досоветский период (до 1917 г.).
2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в советский и постсоветский периоды.
Среди мер взыскания имелись такие, как изменение режима, штрафные изоляторы, штрафные работы и др.
Таким образом, первый ИТК
К началу 30-х гг. цель исправления
осужденных все более
Поэтому в ИТК РСФСР 1933 г.
в качестве основной задачи
уголовной политики указа
В этот период основным типом
мест лишения свободы
К местам лишения свободы по
Кодексы 1933 г. относились: изоляторы
для подследственных;
В основу распределения
В штрафных колониях отбывали
наказание осужденные, ранее находившиеся
в других колониях и
ИТК РСФСР 1933 г. уже не предусматривал разряды (категории) осужденных. Степень исправления осужденных в значительно меньшем объеме, чем ранее, могла повлиять на их правовое положение в период отбывания наказания. Условия содержания в колониях различных видов, за исключением штрафных, мало отличались друг от друга.
Еще более сократилась сфера
влияния наблюдательных
В 1935 г. деятельность
Как отмечалось выше, действие
исправительно-трудового
В 1934 г. ИТУ НКЮ были переданы в ведение НКВД СССР, где и сосредоточилось все управление ИТУ. «ИТК РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами».
Данное положение в сфере
Эти изменения находят свое
отражение в Положении об
Положение преследовало две цели. Первая – раздельное содержание осужденных различных категорий в зависимости от степени их общественной опасности. Вторая – стимулирование правопослушного поведения путем изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденных в период отбывания наказания.
По Положению в ИТК
Все остальные категории
Положением предусматривалось наличие трех видов режима: облегченного, общего и строгого. Здесь мы вновь видим элементы прогрессивной системы, т.к. перевод с одного вида режима на другой был связан с поведением осужденного и осуществлялся в порядке поощрения или взыскания. Следует отметить, что в исправительно-трудовых лагерях даже создавались специальные подразделения с облегченным режимом.
Осужденные, переведенные на облегченный режим содержания, имел ряд существенных льгот и преимуществ. К примеру, все осужденным, содержащимся на облегченном режиме, представлялось право проведения дней отдыха за пределами колонии или специального лагерного подразделения облегченного режима.
Тем осужденным, которые доказали своим поведением и отношением к труду, что они не нуждаются в дальнейшем содержании под стражей, могло быть предоставлено право проживания вне колонии (лагеря) на неотбытый срок с учетом зачетов рабочих дней. Это категория осужденных могла проживать в специально создаваемых общежитиях, находившихся за охраняемой территорией, на частных квартирах. В этом случае осужденные могли вызывать к себе семьи для совместного проживания, с разрешения администрации выезжать с определенного им места жительства и др.
В дальнейшем, как показала практика, наличие двух видов учреждений, исполняющих лишение свободы (исправительно-трудовых лагерей и ИТК) себя не оправдало. Различия между ними были минимальны. В этой связи во второй половине 50-х гг. и произошли определенные изменения в самой системе ИТУ.
25 октября 1956 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР исправительно-трудовые лагеря были ликвидированы. Основным видом ИТУ становится ИТК. Деятельность ИТК, условия содержания осужденных и другие вопросы, связанные с исполнением наказания, регламентировались постановлением Совета Министров СССР, принятым 8 декабря 1958 г. В 1961 г. было принято Положение об ИТК и тюрьмах МВД РСФСР, которое заменило ряд отдельных ведомственных нормативных актов. Указанными нормативными документами в основном и регулировались вопросы исполнения наказания до конца 60-х – начала 70-х гг.
В 1963 г. в соответствии с
Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР от 26 июня 1963 г.
«Об организации исправительно-
Однако объективные условия
11 июля 1969 г. вводится в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Вслед за ними 10 декабря 1970 г. принимается ИТК РСФСР. Они на уровне закона утверждают сложившуюся к этому времени систему исполнения наказаний, во многом отказываются от ведомственного подхода к правовому регулированию исполнения наказания, исправление и перевоспитание осужденных провозглашают в качестве одной из целей пенитенциарной деятельности. Одним из основных недостатков указанных законов было то, что они регулировали исполнение не всех видов наказаний, а лишь лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ без лишения свободы. Порядок и условия исполнения иных видов наказания, как и ранее, определялись ведомствами. Лишь 15 марта 1983 г. принимается союзное Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, а в 1984 г. – республиканское. К числу недостатков ИТК РСФСР следует отнести и установление незначительных различий условий отбывания наказания и правового положения осужденных разных категорий, недостаточно существенные и, следовательно, малоэффективные меры по изменению правового статуса осужденных, конкуренцию различных норм законодательства, снижающую действенность стимулов положительного поведения.
К примеру, к осужденному по
отбытии половины назначенного
срока лишения свободы могли
быть применены два вида
Кроме того, на практике всегда
имели затруднения, вызванные
отсутствием
В этих же условиях
8 февраля 1977 г. был принят Указ
Президиума Верховного Совета
СССР «О внесении дополнений
и изменений в Основы
Несмотря на имеющие
Наиболее крупные изменения
Этим законом были существенно гуманизированы условия отбывания наказания, расширены права осужденных: включены нормы о праве осужденных на личную безопасность, обеспечение свободы совести осужденных, сняты ограничения в посылках, передачах, бандеролях, переписке, введены трудовые отпуска, разрешена индивидуальная трудовая деятельность, внесены изменения, направленные на создание дифференцированных условий отбывания наказания в зависимости от степени социальной опасности осужденных, их поведения в период отбывания наказания.
Но в целом рассматриваемый законодательный акт не внес коренных изменений в систему исполнения наказания. Работа в этом направлении была продолжена. Требовался качественно новый подход к правовому регулированию исполнения наказаний, что могло быть обеспечено в рамках уголовно-исполнительного закона.
Следует отметить, что уголовно-исполнительное
законодательство
Информация о работе История развития уголовно-исполнительного законодательства