Естественно, становление новых
органов, признанных исполнять
уголовные наказания, происходило
не на пустом месте. Были
восприняты некоторые положения, использовавшиеся
и ранее. Но вместе с тем в уголовно-исполнительной
политике во многом был сделан акцент
на классовый подход к лицам, совершившим
преступления. Этим во многом определялись
и структура системы исполнения наказаний,
и принципы воздействия на осужденных,
и условия отбывания наказания.
2.
Развитие уголовно-исполнительного
законодательства
в
советский и постсоветский
периоды.
Созданная после революции 1917 г. система
исполнения наказаний за время своего
существования претерпела множество изменений.
Менялись принципы построения системы,
организационная структура, цели, задачи,
формы и методы карательно-воспитательного
воздействия на осужденных и т.д.
Система исполнения уголовных
наказаний видоизменялась вместе
с социально-экономическими и политическими
изменениями в обществе, каждый этап развития
которых требовал адекватных подходов
к проблеме исполнения наказаний. Пенитенциарная
система является неотъемлемой составной
частью репрессивной системы любого государства,
и поэтому на каждом этапе развития общества
и государства она в своей системе построения,
организации деятельности, выполняемых
функциях, способах и методах работы закономерно
является производным от экономики, идеологии,
политики государства, его интеллектуального
и нравственного потенциала. Быть за их
рамками, вне этих условий и факторов пенитенциарная
система не в состоянии.
Начальный этап развития советской
пенитенциарной темы характеризовался
отсутствием кодифицированного
законодательства. Поэтому многие вопросы
решались ведомственными постановлениями
и инструкциями, декретами правительства.
Следует отметить, что помимо
классового подхода к исполнению
наказания, характерного для советской
пенитенциарной системы того
времени, ею были восприняты и
передовые идеи прогрессивных российских
тюрьмоведов: С.П. Мокринского, С.В. Познышева,
Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого и др. об
исправлении осужденных наказанием, где
значительная роль отводилась их привлечению
к труду, проведению воспитательной работы.
Первый шаг в этом направлении был сделан
24 января 1918 г., когда Народный комиссариат
юстиции (НКЮ) принял постановление «О
тюремных рабочих командах». Этим постановлением
в тюрьмах вводился труд лиц, отбывающих
наказание.
Первым нормативным актом, которым
наиболее детально регламентировались
вопросы исполнения наказания, было постановление
НКЮ от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы
как мере наказания и о порядке отбывания
такого (временная инструкция)».
Этой Инструкцией были заложены
правовые основы построения системы
исполнения лишения свободы. Ею отменялось
деление мест заключения на разряды по
тяжести наказания, а предусматривалось
деление на мужские и женские и по их назначению
на: 1) общие места заключения (тюрьмы);
2) реформатории и земледельческие колонии
как учреждения воспитательно-карательные,
в особенности для молодых преступников;
3) испытательные заведения для лиц, по
отношению к которым имеются основания
для послаблений режима и для досрочного
освобождения; 4) карательно-лечебные заведения
для помещения арестантов с заметно выраженными
психическими дефектами, дегенератов
и т.п.; 5) тюремные больницы.
Непосредственное управление всеми
этими учреждениями осуществлял
карательный отдел НКЮ.
На этот же от дел возлагалось
и решение вопросов о принципах применения
различных режимов «в связи с результатом
действия исправительных мер».
Осужденные, лишенные свободы по
суду, направлялись сначала в
общую тюрьму, где помещались
во временное отделение и содержались
до решения Комиссии по распределению
вновь поступивших арестованных по разрядам
лишения свободы.
Инструкция не предусматривала подразделения
мест лишения свободы по видам режима
в действующем значении этого понятия.
Порядок и условия содержания устанавливались
единые для всех видов мест заключения.
В то же время в отношении
осужденных, нарушающих порядок
и дисциплину и не желающих
работать без основательных причин,
применялись меры репрессии, существенно
изменяющие их правовое положение по сравнению
с первоначальным.
Так, к нарушителям порядка
и дисциплины применялся перевод
на более суровый режим. Под этим
подразумевались лишение свиданий, переписки
и иные ограничения. Второй мерой репрессии
являлась изоляция осужденного: одиночное
заключение, помещение в карцер на срок
до 14 дней. В отношении злостных нарушителей
в исключительных случаях допускался
перевод в специальные тюрьмы (изоляторы).
Данный перевод мог быть произведен только
по решению Комиссии по распределению.
Довольно специфические меры
воздействия предусматривались для
лиц, отказывающихся работать. В случае
отказа от работы в лицевой счет осужденного
вписывался расход на его содержание в
полном размере. При этом осужденный предупреждался,
что пока сальдо счета будет не в его пользу,
он не может выйти из тюрьмы, хотя бы и
отбыл назначенный срок наказания.
Указанная мера вела на практике к фактическому
наличию неопределенного срока заключения,
создавала неограниченные возможности
применения уголовной репрессии и произвола
в отношении неугодных элементов.
Если эта мера воздействия
не давала положительного результата,
осужденный переводился на уменьшенный
продовольственный паек как неработающий.
В случае продолжения отказа от работы
осужденный направлялся в изолятор (особую
тюрьму) как неисправимый. Здесь следует
отметить, что особые тюрьмы не входили
в перечень мест заключения. Отсутствовал
и регламентированный порядок условий
содержания в них заключенных.
В качестве меры, стимулирующей
правопослушное поведение, был предусмотрен
институт досрочного освобождения, применение
которого регулировалось самостоятельным
нормативным актом – «О досрочном освобождении
(Инструкция), утверждена постановлением
НКЮ от 25 ноября 1918 г.
В задачи карательного отдела входило
решение вопросов обеспечения режима
исполнения наказания, привлечения осужденных
к труду, воспитательной работы с ними,
применения мер поощрения и взыскания,
досрочного освобождения и иные, т.е. вопросов,
связанных с новой политикой исполнения
наказаний. К работе с осужденными широко
привлекалась общественность в лице патронатов
при местных советах.
Среди предусмотренной системы
учреждений, исполняющих наказание,
наиболее эффективно действовали трудовые
колонии. Первая из них была организована
в 1918 г. в Московской губернии.
Гражданская война, интервенция,
изменение политической и экономической
обстановки, обострение классовой
борьбы повлекли за собой и
возникновение новых видов учреждений,
задачей которых являлась защита республики
путем изоляции ее от наиболее опасных
врагов.
В этих условиях было принято
постановление ВЦИК, опубликованное
в «Известиях» 17 мая 1919 г. «О лагерях
принудительных работ», которым предусматривалось
создание двух видов лагерей – обычных
и особых. Последние и предназначались
прежде всего для классовых противников.
В них вводился жесткий режим содержания,
близкий к тюремному, предусматривались
суровые меры наказания. Размер, вид и
порядок наложения дисциплинарных взысканий
определялись особой инструкцией.
В то же время среди целей
наказания продолжало превалировать
исправление и перевоспитание
осужденных. Об этом свидетельствует,
в частности, принятие Декрета
СНК от 18 июня 1919 г., которым в целях
распределения «присужденных к
лишению свободы лиц» по соответствующим
для их исправления и перевоспитания учреждениям
утверждалась организация распределительных
комиссий при карательных отделах губернских
и областных отделов юстиции. Большое
внимание при этом уделялось разделению
осужденных на категории в зависимости
от их поведения и созданию, для каждой
категории специальных условий отбывания
наказания.
12 августа 1919 г. заместителем наркома
юстиции П.И. Стучкой был утвержден
Устав земледельческих трудовых колоний.
Этот устав, хотя и в довольно сжатой форме,
вводил в деятельность учреждений, исполняющих
лишение свободы, систему изменения условий
содержания осужденных в зависимости
от их разряда. Все осужденные в соответствии
с данными нормативным актом делились
на четыре разряда: испытуемых, исправляющихся,
образцовых и штрафных. Перевод из разряда
в разряд ставился в зависимость от отношения
к труду и учебе. Перевод в нижестоящий
разряд считался мерой дисциплинарного
воздействия.
Данное направление в политике
исполнения наказания получило
свое продолжение в Положении об общих
местах заключения РСФСР, утвержденном
постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г. Согласно
Положению заключенные, в зависимости
от характера совершенного преступления,
делились на три категории: 1) осужденные
за преступления, не имеющие корыстного
характера; 2) осужденные за преступления
корыстного характера; 3) рецидивисты той
и другой группы.
Все поступающие в места лишения
свободы помещались первоначально
в разряд испытуемых. В этом разряде
рецидивисты находились в течение половины
назначенного срока наказания, осужденные
за корыстные преступления – в течение
одной трети, а за преступления некорыстного
характера – в течение одной четверти,
но не менее трех месяцев.
Распределительной комиссии предоставлялось
право в отдельных случаях уменьшать сроки
пребывания в разряде испытуемых.
Если испытуемые не обнаруживали
исправления, они переводились в штрафной
разряд, а при наличии признаков исправления
– в разряд исправляющихся. При плохом
поведении исправляющиеся осужденные
могли быть вновь переведены в разряд
испытуемых или в штрафной.
Осужденные на срок не менее
трех лет пребывали в разряде
испытуемых не менее шести
месяцев, за отличное поведение
могли быть переведены в образцовый
разряд. Заключенные, дурно влияющие на
других или подозреваемые в стремлении
к побегу, помещались в одиночные камеры,
а при отсутствии таковых – в специальные
общие камеры под особое наблюдение. Среди
мер взыскания имелось и продление срока
заключения.
Продление срока заключения применялось
по распоряжению Распорядительной комиссии
к упорно нарушающим трудовую дисциплину.
Срок продления не ограничивался. Практически
речь могла идти о бессрочном заключении,
что в сочетании с порядком применения
взыскания создавало огромные возможности
для произвола, фактически ничем не ограничиваемой
расправы с неугодными заключенными. Кроме
того, коллегия места заключения могла
входить в Распорядительную комиссию
с представлениями о переводе заключенных
в особую (изоляционную) тюрьму в случае
упорного неповиновения заключенных или
особо тяжкого нарушения установленного
режима.
В 1922 г. все места заключения
были переданы и ведения НКЮ
в НКВД. В дальнейшем именно
ОВД осуществляли исполнение
наказаний, связанных с исправительно-трудовым
воздействием на осужденных.
Необходимо отметить, что в апреле
1919 г. Декретом ВЦИК был введен
еще один вид учреждений –
лагеря принудительных работ,
организация которых возлагалась
на чрезвычайные комиссии.
Что касается исполнения других
видов наказания, то характерной особенность
того времени являлось решение в них в
основном организационных вопросов. Примером
такого нормативного акта может служить
постановление Народного комиссариата
труда и НКВД от 20 февраля 1923 г. «О принудительных
работах без содержания под стражей.
После окончания Гражданской
войны на первый план выходят
вопросы укрепления государственности,
одним из аспектов которой стала кодификация
законодательства, в том числе и исправительно-трудового.
В 1924 г. постановлением ВЦИК, принятым
на 2-й сессии Х1 созыва 16 октября, был утвержден
первый ИТК РСФСР.
Его характерной особенностью
было то, что в нем прямо
закреплялось построение исполнения
наказания по прогрессивной системе. В
ст.7 ИТК РСФСР говорилось: «Применение
мер социальной защиты в ИТУ организуется
по прогрессивной системе, соответственно
которой заключенные подвергаются различному
режиму, для чего они распределяются в
них на разряды с переводом из низших в
высшие и обратно, в зависимости от особенностей
их личности, социального положения, мотивов
и причин преступления, поведения и успехов
в работе и занятиях». Таким образом, применительно
к системе исполнения наказания был окончательно
закреплен переход от тюремного содержания
осужденных к отбыванию наказания в ИТК.
Образовывалась единая пенитенциарная
система. В ИТК достаточно подробно решались
и вопросы режима исполнения и отбывания
наказания, труда осужденных, проведения
с ними культурно-просветительной работы
и др. Законодательное регулирование проблем
исполнения наказания получило определенную
завершенность.