История развития уголовно-исполнительного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:29, лекция

Описание работы

1. История развития уголовно-исполнительного законодательства в досоветский период (до 1917 г.).
2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в советский и постсоветский периоды.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     К уголовным наказаниям были отнесены следующие:

     - лишение все прав состояния  и смертная казнь;

     - лишение все прав состояния  и ссылка в каторжные работы; для людей, не изъятых от  наказаний телесных, – публичное  наказание от тридцати до ста  ударов плетьми через палачей, с наложением клейм, а также ссылка в каторжные работы с потерей все прав состояния;

     - лишение всех прав состояния  и ссылка на поселение в  Сибирь; для людей же, не изъятых  от наказаний телесных, публичное наказание от десяти до тридцати ударов плетьми через палачей, но без наложения клейм, и также ссылка на поселение в Сибирь с потерею всех прав состояния;

     - лишение всех прав состояния  и ссылка на поселение на  Кавказ;

     - смертная казнь, виды которой  определяются судом в приговоре;

     - работы в рудниках на срок и без срока, а в крепостях на сок и некоторые иные наказания.

     Исправительными наказаниями являлись:

     - потеря все особенных прав  и преимуществ и ссылка на  житье в отдаленнейшие или менее отдаленные места Сибири;

     - ссылка на житье в другие, кроме сибирских, более или менее отдаленные губернии;

     - временное заключение в крепости  с лишением лишь некоторых  особенных прав и преимуществ;

     - временное заключение в смирительном  доме с лишением лишь некоторых  особенных прав и преимуществ;

     - временное заключение в тюрьме;

     - кратковременный арест;

     - выговоры в присутствии суда;   

     - замечания и  внушения от  мест судебных или правительственных;

     - денежные взыскания.

     Уложением определялись конкретные сроки и размеры наказаний. Так, например, ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния могла быть назначена на срок от четырех до двадцати лет и без срока; исправительные арестантские отделения с лишением всех особенных прав и преимуществ – на срок от одного года до шести лет; заключение в тюрьме с лишением всех особенных прав и преимуществ – на срок от двух месяцев до двух дет и т.д.

     Телесные наказания были сохранены  (за исключением битья кнутом  и рвания ноздрей). При этом  телесным наказаниям не подлежали дворяне и некоторые иные сословия. Из приведенного перечня наказаний видно, что среди них превалируют связанные с лишением свободы и ссылкой. Иные виды наказаний во многом являлись дополнением лишения свободы.

     Кроме общих мер наказания за преступления и проступки по службе могли быть применены специфические наказания, такие как исключение из службы, отрешение от должности, вычет из времени службы и др. К основным наказаниям могли присоединяться дополнительные, такие как церковное покаяние по распоряжению духовного начальства осужденных, конфискация всего или части  имущества, воспрещение жительства в столицах и иных местах, учреждение опеки, отдача под надзор полиции и др.

     Значительное место в Уложении  отводилось вопросам замены наказаний. Причем какая-либо системность замены отсутствовала, что, с одной стороны, весьма затрудняло решение вопроса о наказании, а с другой стороны, создавало возможность произвольного решения вопроса. К примеру, смертная казнь по особому высочайшему соизволению в некоторых случаях могла заменяться возведением осужденного на эшафот и последующей ссылкой в каторжные работы. Каторжные работы в рудниках по распоряжению правительства могли быть заменены каторжными работами в крепостях и т.п. Условия подобных замен законодательно не устанавливались.

     Вторая половина Х1Х в. характеризуется  проведением ряда реформ в  сфере судопроизводства и исполнения  наказаний. Распространяющиеся среди  населения идеи демократии заставляют  власти обратить внимание на  необходимость модернизации карательного аппарата. Поэтому в процессе судебной реформы 20 ноября 1864 г принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В соответствии с Уставом к ведению мировых судей было отнесено рассмотрение дел об уголовных проступках. Уставом предусматривалась система наказаний, которая отличалась большей гуманностью по сравнению с наказаниями, предусмотренными Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. Так, наказаниями по Уставу были замечание, внушение и выговор. Размер штрафа не превышал трехсот рублей. Более явственно, чем ранее, проявляется тенденция применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Арест был краткосрочным – до трех месяцев, а тюремное заключение предусматривалось на срок не более одного года. Вместе с тем следует отметить, что столько мягкие наказания применялись именно за проступки, чем во многом и объясняется указанная мягкость. Несомненным же достоинством Устава явилось упрощение процедуры его применения.    

     Реформы в сфере наказаний  сопровождались и реформами по организации их исполнения. В 1872 г. для проведения тюремной реформы учреждается комиссия для составления проекта «общего систематического тюремного преобразования». Необходимость проведения реформы была вызвана тем, что многие положения Устава о содержащихся под стражей уже не соответствовали в полной мере потребностям практики. Однако и подготовленный проект страдал многими недостатками: еще более запутывал систему тюрем, отменял систему общего содержания, которой и не существовало, предусматривал различные условия содержания в тюрьмах одного и того же вида и т.д. Задача, поставленная перед комиссией о создании системы тюремного заключения, удовлетворяющей всем современным требованиям, решена не была.

     Руководство местами заключения осуществлялось центральным управлением, находящимся в ведомстве департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Поскольку управление тюрьмами было только частью обязанностей департамента, большого внимания проблемам тюремного заключения не уделялось. Изменение этой ситуации произошло 27 февраля 1879 г., когда было создано Главное тюремное управление, переданное впоследствии (13 декабря 1895 г.) в ведение Министерства юстиции. На Управление возлагались и административные и хозяйственные функции. Вопросами упорядочения тюремного законодательства оно не занималось. Существенного изменения в порядке исполнения  и условий отбывания наказаний не произошло. Но положительным моментом данного шага стало укрепление системы централизации. Главное тюремное управление постепенно присоединяет к себе центральные и местные органы тюремного управления. Примечательно, что к 1912 г. среди структурных подразделений Управления, помимо таких, как Главная инспекция по пересылке арестантов, отдел по личному составу распорядительной и строительной частей, отдел арестантских работ и других, имеется и отдел воспитательно-исправительных заведений и Общества патроната.

     Дальнейшее развитие системы  наказаний и их исполнения  связано с принятием 22 марта  1903 г. Уголовного уложения, которым была введена новая система наказаний, включившая в себя наказания в виде смертной казни (исполняемой через повешение, непублично), каторги (на срок от 4-х до 15-ти лет или бессрочно). Приговоренные к каторге содержались в каторжных тюрьмах, в общем заключении и подвергались принудительным тяжким работам как в помещениях указанных тюрем, так и вне них. По отбытии каторги преступники переводились на поселение в предназначенные для этого местности. В систему наказаний входила также ссылка на поселение, назначаемая бессрочно. Места для ссылки на каждое трехлетие определялись в законодательном порядке по представлению министров юстиции и внутренних дел. Следующим видом наказания было заключение в исправительном доме на срок от полутора до шести лет. При отбывании данного наказания заключенные в обязательном порядке привлекались к труду в исправительном доме или на других работах. Первоначально они содержались в одиночном заключении сроком от трех до шести месяцев, а затем переводились в общее заключение. Заключение в крепости назначалось на срок от двух недель до шести лет. Приговоренные содержались в общем заключении. Заключение в тюрьме на срок от двух недель до одного года состояло в одиночном заключении, а в случае недостатка камер – совместно с другими заключенными. В последнем случае четыре дня общего заключения приравнивались к трем дням одиночного. В обязательном порядке заключенные привлекались к труду. Арест был краткосрочным наказанием, назначаемым на срок от одного дня до шести месяцев. Приговоренные к аресту содержались в специальных помещениях в общем заключении, но по их просьбе могли помещаться в одиночные камеры. Отбывающие арест свыше семи дней были обязаны избрать себе работу из числа имеющихся в арестном помещении. Еще одним видом наказания была денежная пеня.

     В качестве дополнительных видов  наказания устанавливались лишение  права заниматься по отбытии  наказания определенными видами  торговли или промыслов или иной деятельностью и лишение прав состояния. Содержание последнего вида наказания варьировалось в зависимости от сословного положения осужденного. Для дворян оно заключалось в потере дворянства потомственного или личного и всех преимуществ, с ним соединенных. Для лиц духовного звания – в потере духовного сана и звания и соединенных с ними преимуществ. Для прочих лиц – в потере прав и преимуществ свойственных или присвоенных определенному сословию. Зависело содержание лишения прав состояния и от вида основного наказания.

     Хотя по сравнению с наказаниями,  предусмотренными Уложением о наказаниях, в Уголовном уложении явно прослеживается тенденция смягчения репрессии, тем не менее лишение свободы остается самым распространенным наказанием, что следует и из их перечня. Так, лишение свободы широко применялось за преступления против веры. Например, за богохуление могла быть назначена каторга до 15-ти лет, заключение в тюрьму – за поношение обрядов церкви и т.д. За совершение государственных преступлений наряду со смертной казнью самым распространенным наказанием являлась каторга.

     Характерной особенностью исполнения  лишения свободы является то  обстоятельство, что данное наказание исполнялось учреждениями с различной ведомственной принадлежностью. «Свои» тюрьмы имели министерство юстиции, военное, морское, внутренних дел и духовное ведомство (монастырские тюрьмы). В этих условиях организация единства в исполнении наказания практически исключалась. Порядок исполнения наказания определялся ведомствами. Так, основными актами, регулирующими основы тюремного режима, были: Устав о содержащихся под стражей, Устав о ссыльных, Общая тюремная инструкция. В то же время режим в тюрьмах военного ведомства регулировался целым рядом законодательных актов, а в 1913 г. – Временным положением о военно-тюремных заведениях. В Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях действовали особые правила, а в монастырских тюрьмах – инструкции духовного ведомства. Именно ведомственные инструкции и служили основным инструментом развития нормативной базы исполнения наказаний. Средствами обеспечения дисциплины осужденных были лишение права переписки, свиданий, прогулок, прав пользования библиотекой, битье розгами, карцер, в том числе темный, с выдачей горячей пищи через трое суток. ДО 1903 г. в числе дисциплинарных мер присутствовали также приковывание к тачке, бритье половины головы, битье треххвостой плетью. Последним нормативным актом в пенитенциарной сфере, принятым в период царского правления, была Общая тюремная инструкция, утвержденная 28 декабря 1915 г. По сравнению с действовавшими на тот момент другими нормативными документами она не привнесла особенных новелл в сферу исполнения наказания. С одной стороны, инструкция сохраняла прежние положения о режиме исполнения наказания, сохраняла телесные меры воздействия, ограничения осужденных в пище, применение карцера и иные, с другой стороны, излишне детализировала отдельные позиции, касающиеся, в частности, быта осужденных. Например, ставить обувь на полу, в ногах, определяла, сколько раз следует мыть пол, как сухо его протирать, сколько раз вытирать пыль и т.п. В то же время в инструкции значительная роль в работе с осужденными отводилась духовенству, представители которого были членами совещания при начальнике тюрьмы, преподавали Закон Божий, руководили тюремной библиотекой, проповедовали среди осужденных. Инструкцией предписывалось и гуманное обращение с осужденными со стороны персонала: обходиться человеколюбиво, спокойно и справедливо. Это требование на практике соблюдалось редко. Вместе с тем положительно следует оценить положения инструкции о различном правовом положении подследственных и осужденных, презумпции невиновности. К 1917 г. пенитенциарная система России включала в себя места заключения, подчиненные Главному тюремному управлению, и места содержания арестантов, имевших иное подчинение.

     Вопросы исполнения наказания  в отношении несовершеннолетних  регулировались законом от 19 апреля 1909 г. «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних».

     Попытка проведения в жизнь  новой концепции исполнения наказания  была предпринята после Февральской революции 1917 г. В этот период тюремное ведомство возглавил профессор А.П. Жижиленко. В изданном им приказе № 1 от 8 марта 1917 г. в качестве цели наказания ставилось перевоспитание осужденного. Личное достоинство последнего согласно приказу должно признаваться и уважаться. От  применения к осужденным телесных наказаний, кандалов предлагалось воздержаться. Предполагалось и создание широкой системы обществ патронажа, оказания помощи освободившимся от наказания с широким привлечением общественности к этой работе. В приказе № 2 от 17 марта 1917 г. ставилась задача переподготовки тюремного персонала применительно к новым условиям. В нем говорилось, что «имеющийся в настоящее время тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем малопригодным для осуществления тех задач внутреннего тюремного переустройства, которые постоянно выдвигаются условиями обновления государственного строя и свободной общественной жизни». Курсы по переподготовке тюремного персонала были созданы в соответствии с постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 г. В программу курсов включалось изучение:

    «- общего законоведения с изложением  основ государственного устройства, в частности, судебной и административной организации;

     - начал уголовного права;

     - учения о наказании в связи  с тюрьмоведением;

     - уголовной политики и социологии;

     - элементарных сведений по психопатологии  и уголовной антропологии;

     - тюремной гигиены и санитарии;

     - мер борьбы с детской преступностью;

     - тюремной статистики и отчетности;

     - товароведения;

     - проведения практических занятий  и подготовку рефератов».

     Становление и развитие сложившейся в настоящее время системы исполнения наказаний также происходило на протяжении довольно значительного периода времени. Ее фундаментальные основы, принципы построения вытекали из социально-экономических и политических условий, имевших место на момент слома царского государственного аппарата и задач, которые стояли перед новым режимом, пришедшим на смену прежнему.

Информация о работе История развития уголовно-исполнительного законодательства