Вместе с тем следует отметить,
что во многом правовое положение
осужденных первым ИТК РСФСР ставилось
в зависимость не только от личности осужденного,
тяжести преступления, поведения при отбывании
наказания, но и в зависимость от социального
положения осужденного. Последнее обстоятельство
давало возможность применения более
строгих мер воздействия, ухудшения условий
содержания для осужденных, чье социальное
происхождение являлось «ущербным» с
точки зрения властей того периода.
Однако в целом вводимая система
в значительной мере соответствовала
обеспечению дифференцированного и индивидуального
подхода к работе с заключенными, позволяла
теснее увязать их правовой статус с поведением
в местах л/с и при отбывании принудительных
работ без содержания под стражей.
Этот подход к исполнению наказания
был тем более важен, что
ИТК РСФСР 1924 г. (ст.6) провозглашал
в качестве цели содержания
в ИТУ оказание целесообразного
влияния на заключенного и укрепление
«тех черт его характера и навыков, которые
могут удерживать от дальнейших преступлений…»
Обеспечивая достижение указанной цели,
закон устанавливал принцип раздельного
содержания различных категорий заключенных.
Решение этой задачи входило в компетенцию
распределительных комиссий, создаваемых
при губернских (областных) инспекциях
мест заключения и при главных управлениях
или инспекциях мест заключения автономных
республик.
Распределительные комиссии ведали
значительным кругом вопросов. На
них возлагалось распределение заключенных
по местам заключения и переводы из одного
ИТУ в другое; перевод заключенных из одного
разряда в другой. Они имели право ходатайствовать
перед судом о продлении срока заключения
в отношении несовершеннолетних заключенных,
«не обнаруживающих достаточного исправления
к концу отбытия ими срока наказания».
Комиссии вели зачет рабочих дней, обладали
правом условного и безусловного досрочного
освобождения и рядом иных полномочий.
Таким образом, распределительные
комиссии играли очень важную
роль в процессе исполнения наказания.
Места заключения разделялись
на следующие категории. Учреждения
для применения мер социальной защиты
исправительного характера, куда входили:
дома заключения; исправительно-трудовые
дома; трудовые колонии (с/х, ремесленные,
фабричные); изоляторы специального назначения;
переходные исправительно-трудовые дома.
Учреждения для применения мер
социальной защиты медико-педагогического
характера: трудовые дома для
н/л правонарушителей; трудовые дома
для правонарушителей из числа рабоче-крестьянской
молодежи.
Учреждения для применения мер
социальной защиты медицинского
характера: колонии для психически
неуравновешенных, туберкулезных и
других больных заключенных; институт
психиатрической экспертизы, больницы
и т.п.
В основу распределения заключенных
по видам мест заключения практически
были положены два основания:
срок наказания и классовая
принадлежность. Так, например, в
исправительно-трудовые дома направлялись
приговоренные к л/с на срок
свыше шести месяцев. В трудовые
с/х, ремесленные и фабричные колонии –
заключенные, приговоренные к л/с без строгой
изоляции на срок не свыше пяти лет, если
они принадлежали к трудящимся и совершили
преступление впервые по несознательности,
вследствие тяжелого материального положения
и если они не внушали опасений в смысле
побега.
В изоляторы специального назначения
направлялись осужденные к лишению
свободы со строгой изоляцией,
не принадлежащие к классу
трудящихся, а равно трудящиеся,
но признаваемые особо опасными
для Республики или переводимые в порядке
дисциплинарного взыскания.
Переходные исправительно-трудовые
дома предназначались для заключенных,
отбывших часть срока в других
местах заключения , хорошо зарекомендовавших
себя, обнаруживших приспособленность
к трудовой жизни и признанных распределительной
комиссией подлежащими переводу в обстановку
полусвободного режима.
Создание различных видов ИТУ
преследовало цель обеспечения
раздельного содержания «классовых
врагов» и заключенных из числа
трудящихся. Причем первая категория лиц
направлялась в учреждения с более строгой
изоляцией. Раздельному содержанию подлежали
такие заключенные с различной степенью
социальной опасности, хотя степень опасности
также не всегда определялась исходя из
тяжести преступления, стойкости антисоциальных
установок. Основой ее распределения могла
служить и классовая принадлежность.
Относительно режимов в места
заключения в ст.50 ИТК РСФСР
указывалось, что они строятся
по прогрессивной системе, так,
чтобы «в зависимости от характера
и свойств заключенных и продолжительности
их пребывания в том или ином ИТУ они могли
в большей или меньшей степени проявлять
свою самостоятельность и инициативу».
Дифференциация применения режимов
отбывания наказания осуществлялась
на основе разделения з/к на три разряда:
начальный, средний и высший.
В свою очередь, каждый разряд
подразделялся на три категории
заключенных. Первая – заключенные,
подлежащие лишению свободы со
строгой изоляцией. Вторая –
профессиональные преступники, а
также те, кто не относился к классу трудящихся
и совершил преступление в силу классовых
привычек. Третья – все остальные заключенные.
Вопросам карательной политики
и состояния мест заключения
придавалось большое значение. Так,
эти проблемы обсуждались на
заседании ВЦИК и СНК РСФСР в 1928 г. На этом
заседании были не только уточнены направления
уголовное политики, развития системы
ИТУ, но и даны поручения по разработке
и реализации конкретных действий.
По результатам обсуждения проблемы
было принято совместное постановление
ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике
и состоянии мест заключения». В нем отмечалось,
что в основном направление политики НКВД
в области применения мер исправительно-трудового
воздействия является правильным, указывалось
на рост культурно-просветительной работы
среди заключенных. Важное место отводилось
организации научного изучения преступника
и преступности.
Постановлением предлагалось принять
меры к упорядочению режима
в местах заключения, ограничить
льготы «классово чуждым элементам
и социально опасным преступникам, профессионалам-рецидивистам,
устранить совместное заключение социально
опасных элементов и случайных преступников».
Однако классовый крен в исправительно-трудовой
политике не мог не дать
отрицательных результатов и во многом
явился определяющим моментом для дальнейшего
развития системы исполнения наказания,
формирования ее целей и задач.
Не все положения ИТК РСФСР
1924 г. были реализованы в жизни.
В частности, прогрессивная система
исполнения наказания не была обеспечена
экономически, наблюдалось переполнение
тюрем.
К концу 20-х г. в нормативном
регулировании и практике изменения
условий содержания осужденных
все более начинает преобладать
репрессивный, карательный характер, зачастую
не основанный на законе.
К примеру, во второй половине
20-х г. массовый характер приобретает
создание бригад или бараков усиленного
режима («буров»). Многие положения об
этих новообразованиях не предусматривались
ни законодательством, ни ведомственными
нормативными актами. Тем не менее «буры»
получили широкое распространение в качестве
средства воздействия на осужденных. Меры
карательного характера особенно широко
применялись к осужденным, не относящимся
к классу трудящихся.
Постановлением ВЦИК и СНК
от 26 марта 1928 г. прямо предписывалось
смягчать меры социальной защиты в отношении
классовых врагов лишь при исключительных
обстоятельствах, ограничивать льготы
для этой категории осужденных. Постепенно
начинает утрачивать свое значение коллегиальность
при решении вопросов исполнения наказания,
а также снижается роль не относящихся
к пенитенциарной системе организаций.
В октябре 1929 г. упраздняются распределительные
комиссии. Ряд их функций, но в значительно
более узком объеме, передается наблюдательным
комиссиям.
Дальнейшее развитие исправительно-трудовая
система получила в связи с принятием
Положения об исправительно-трудовых
лагерях (постановление СНК СССР от 7 апреля
1930 г.).
Этим Положением фактически продолжалась
линия на создание параллельной
структуры мест лишения свободы.
Следует отметить, что еще в
1918-1919 гг. были созданы специальные
места лишения свободы, предназначенные
для содержания классовых врагов.
К примеру, Декретом СНК РСФСР
от 5 сентября 1918 г. «О красном
терроре» предусматривалось создание
концентрационных лагерей, находившихся
в ведении ВЧК. В эти учреждения направлялись
как осужденные по приговорам судов и
революционных трибуналов, так и по решениям
ВЧК. При этом приговоры выносились без
назначения конкретного срока наказания:
«до конца гражданской войны», «до обмена
военнопленными» и др.
Режим в лагерях был более
строгим, чем в обычных местах
заключения. Правовое регулирование организации
исполнения наказания отсутствовало.
Многообразие мест заключения
объяснялось прежде всего многообразием
форм судебной и внесудебной репрессии.
Поэтому к концу 20-х гг. существовало две
системы карательных учреждений: учреждения,
подведомственные ГПК (ВЧК) (внутренние
тюрьмы и лагеря особого назначения, действовавшие
на основе ведомственных нормативных
актов), и учреждения, подведомственные
НКВД, деятельность которых регламентировалась
исправительно-трудовым законодательством.
Положение об исправительно-трудовых
лагерях практически сохраняло
действовавшую систему дифференциации
исполнения наказания, изменения условий
содержания, правового положения заключенных.
Перед исправительно-трудовыми лагерями
ставилась задача охраны общества
от особо социально опасных
правонарушителей. В них направлялись
лишь осужденные к лишению свободы
на срок не ниже трех лет. Находились лагеря
в ведении Государственного политического
управления.
В них действовали аттестационные
комиссии, на которые возлагалась
разработка аттестационных материалов
на заключенных, представление к досрочному
освобождению и переводу заключенных
из одного режима в другой. Решение по
всем этим вопросам принимал начальник
лагеря.
Согласно Положению заключенные
классифицировались по трем категориям,
исходя из социального положения
и характера совершенного преступления.
Учет социального положения являлся ярким
примером отступления от принципа равенства
граждан перед законом и создавал прочную
основу для проведения репрессивных мероприятий
в отношении определенной категории граждан.
К первой категории относились
заключенные из числа трудящихся (рабочие,
крестьяне, служащие), пользовавшиеся
до вынесения приговора избирательными
правами и осужденные впервые на срок
не свыше пяти лет не за контрреволюционные
преступления.
Ко второй – те же заключенные,
осужденные на срок свыше пяти лет. Третью
категорию составляли все «не трудовые
элементы» и лица, осужденные за контрреволюционные
преступления.
В лагерях устанавливались три
вида режима: первоначальный, облегченный
и льготный. На первоначальном
режиме осужденные использовались
на общих работах, проживали в пределах
лагеря в специальных помещениях, не имели
права свободного выхода из них.
На облегченном режиме осужденные
работали на предприятиях, проживали
в общежитиях, прикрепленных к
предприятиям, имели право отлучки. Льготный
режим предусматривал, кроме того, возможность
выходить за пределы лагеря и занятия
административно-хозяйственных должностей
в управлении лагеря и по производству
работ.
По поступлении в лагерь ко
всем заключенным применялся первоначальный
режим. В зависимости от категории заключенного
минимальные сроки пребывания на первоначальном
режиме были различны. Так, заключенные
первой категории должны были находиться
на первоначальном режиме не менее полугода,
второй – года, а третьей – двух лет. В
качестве мер поощрения предусматривались:
объявление благодарности, премирование,
улучшение жилищных и бытовых условий.
Премии применялись только к заключенным,
содержащимся на облегченном или льготном
режиме.
К отдельным категориям заключенных,
обнаруживающим признаки исправления,
могло применяться условно-досрочное
освобождение с поселением в районе лагеря
на неотбытый срок или без поселения.