История развития уголовно-исполнительного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:29, лекция

Описание работы

1. История развития уголовно-исполнительного законодательства в досоветский период (до 1917 г.).
2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в советский и постсоветский периоды.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Вместе с тем следует отметить, что во многом правовое положение  осужденных первым ИТК РСФСР ставилось в зависимость не только от личности осужденного, тяжести преступления, поведения при отбывании наказания, но и в зависимость от социального положения осужденного. Последнее обстоятельство давало возможность применения более строгих мер воздействия, ухудшения условий содержания для осужденных, чье социальное происхождение являлось «ущербным» с точки зрения властей того периода.

    Однако в целом вводимая система  в значительной мере соответствовала  обеспечению дифференцированного и индивидуального подхода к работе с заключенными, позволяла теснее увязать их правовой статус с поведением в местах л/с и при отбывании принудительных работ без содержания под стражей.

     Этот подход к исполнению наказания  был тем более важен, что  ИТК РСФСР 1924 г. (ст.6) провозглашал  в качестве цели содержания  в ИТУ оказание целесообразного влияния на заключенного и укрепление «тех черт его характера и навыков, которые могут удерживать от дальнейших преступлений…» Обеспечивая достижение указанной цели, закон устанавливал принцип раздельного содержания различных категорий заключенных. Решение этой задачи входило в компетенцию распределительных комиссий, создаваемых при губернских (областных) инспекциях мест заключения и при главных управлениях или инспекциях мест заключения автономных республик.

     Распределительные комиссии ведали  значительным кругом вопросов. На  них возлагалось распределение заключенных по местам заключения и переводы из одного ИТУ в другое; перевод заключенных из одного разряда в другой. Они имели право ходатайствовать перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, «не обнаруживающих достаточного исправления к концу отбытия ими срока наказания». Комиссии вели зачет рабочих дней, обладали правом условного и безусловного досрочного освобождения и рядом иных полномочий.

     Таким образом, распределительные  комиссии играли очень важную роль в процессе исполнения наказания.

     Места заключения разделялись  на следующие категории. Учреждения  для применения мер социальной защиты исправительного характера, куда входили: дома заключения; исправительно-трудовые дома; трудовые колонии (с/х, ремесленные, фабричные); изоляторы специального назначения; переходные исправительно-трудовые дома. 

     Учреждения для применения мер  социальной защиты медико-педагогического  характера: трудовые дома для  н/л правонарушителей; трудовые дома  для правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи.

     Учреждения для применения мер  социальной защиты медицинского  характера: колонии для психически  неуравновешенных, туберкулезных и  других больных заключенных; институт  психиатрической экспертизы, больницы  и т.п.

     В основу распределения заключенных  по видам мест заключения практически  были положены два основания:  срок наказания и классовая  принадлежность. Так, например, в  исправительно-трудовые дома направлялись  приговоренные к л/с на срок  свыше шести месяцев. В трудовые с/х, ремесленные и фабричные колонии – заключенные, приговоренные к л/с без строгой изоляции на срок не свыше пяти лет, если они принадлежали к трудящимся и совершили преступление впервые по несознательности, вследствие тяжелого материального положения и если они не внушали опасений в смысле побега.

     В изоляторы специального назначения  направлялись осужденные к лишению  свободы со строгой изоляцией,  не принадлежащие к классу  трудящихся, а равно трудящиеся, но признаваемые особо опасными  для Республики или переводимые в порядке дисциплинарного взыскания.

     Переходные исправительно-трудовые  дома предназначались для заключенных,  отбывших часть срока в других  местах заключения , хорошо зарекомендовавших  себя, обнаруживших приспособленность к трудовой жизни и признанных распределительной комиссией подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима.

     Создание различных видов ИТУ  преследовало цель обеспечения  раздельного содержания «классовых  врагов» и заключенных из числа  трудящихся. Причем первая категория лиц направлялась в учреждения с более строгой изоляцией. Раздельному содержанию подлежали такие заключенные с различной степенью социальной опасности, хотя степень опасности также не всегда определялась исходя из тяжести преступления, стойкости антисоциальных установок. Основой ее распределения могла служить и классовая принадлежность.

     Относительно режимов в места  заключения в ст.50 ИТК РСФСР  указывалось, что они строятся  по прогрессивной системе, так,  чтобы «в зависимости от характера и свойств заключенных и продолжительности их пребывания в том или ином ИТУ они могли в большей или меньшей степени проявлять свою самостоятельность и инициативу».

     Дифференциация применения режимов  отбывания наказания осуществлялась  на основе разделения з/к на три разряда: начальный, средний и высший.

     В свою очередь, каждый разряд  подразделялся на три категории  заключенных. Первая – заключенные,  подлежащие лишению свободы со  строгой изоляцией. Вторая –  профессиональные преступники, а  также те, кто не относился к классу трудящихся и совершил преступление в силу классовых привычек. Третья – все остальные заключенные.

     Вопросам карательной политики  и состояния мест заключения  придавалось большое значение. Так,  эти проблемы обсуждались на  заседании ВЦИК и СНК РСФСР в 1928 г. На этом заседании были не только уточнены направления уголовное политики, развития системы ИТУ, но и даны поручения по разработке и реализации конкретных действий.

     По результатам обсуждения проблемы  было принято совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения». В нем отмечалось, что в основном направление политики НКВД в области применения мер исправительно-трудового воздействия является правильным, указывалось на рост культурно-просветительной работы среди заключенных. Важное место отводилось организации научного изучения преступника и преступности.

     Постановлением предлагалось принять  меры к упорядочению режима  в местах заключения, ограничить  льготы «классово чуждым элементам и социально опасным преступникам, профессионалам-рецидивистам, устранить совместное заключение социально опасных элементов и случайных преступников».

     Однако классовый крен в исправительно-трудовой  политике не мог не дать  отрицательных результатов и во многом явился определяющим моментом для дальнейшего развития системы исполнения наказания, формирования ее целей и задач.

     Не все положения ИТК РСФСР  1924 г. были реализованы в жизни.  В частности, прогрессивная система исполнения наказания не была обеспечена экономически, наблюдалось переполнение тюрем.

     К концу 20-х г. в нормативном  регулировании и практике изменения  условий содержания осужденных  все более начинает преобладать  репрессивный, карательный характер, зачастую не основанный на законе.

     К примеру, во второй половине 20-х г. массовый характер приобретает  создание бригад или бараков усиленного режима («буров»). Многие положения об этих новообразованиях не предусматривались ни законодательством, ни ведомственными нормативными актами. Тем не менее «буры» получили широкое распространение в качестве средства воздействия на осужденных. Меры карательного характера особенно широко применялись к осужденным, не относящимся к классу трудящихся.

     Постановлением ВЦИК и СНК  от 26 марта 1928 г. прямо предписывалось смягчать меры социальной защиты в отношении классовых врагов лишь при исключительных обстоятельствах, ограничивать льготы для этой категории осужденных. Постепенно начинает утрачивать свое значение коллегиальность при решении вопросов исполнения наказания, а также снижается роль не относящихся к пенитенциарной системе организаций. В октябре 1929 г. упраздняются распределительные комиссии. Ряд их функций, но в значительно более узком объеме, передается наблюдательным комиссиям.

     Дальнейшее развитие исправительно-трудовая система получила в связи с принятием Положения об исправительно-трудовых лагерях (постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г.).

     Этим Положением фактически продолжалась  линия на создание параллельной  структуры мест лишения свободы.

     Следует отметить, что еще в  1918-1919 гг. были созданы специальные  места лишения свободы, предназначенные  для содержания классовых врагов.

     К примеру, Декретом СНК РСФСР  от 5 сентября 1918 г. «О красном  терроре» предусматривалось создание концентрационных лагерей, находившихся в ведении ВЧК. В эти учреждения направлялись как осужденные по приговорам судов и революционных трибуналов, так и по решениям ВЧК. При этом приговоры выносились без назначения конкретного срока наказания: «до конца гражданской войны», «до обмена военнопленными» и др.

     Режим в лагерях был более  строгим, чем в обычных местах  заключения. Правовое регулирование организации исполнения наказания отсутствовало.

     Многообразие мест заключения  объяснялось прежде всего многообразием форм судебной и внесудебной репрессии. Поэтому к концу 20-х гг. существовало две системы карательных учреждений: учреждения, подведомственные ГПК (ВЧК) (внутренние тюрьмы и лагеря особого назначения, действовавшие на основе ведомственных нормативных актов), и учреждения, подведомственные НКВД, деятельность которых регламентировалась исправительно-трудовым законодательством.

     Положение об исправительно-трудовых  лагерях практически сохраняло  действовавшую систему дифференциации исполнения наказания, изменения условий содержания, правового положения заключенных.

     Перед исправительно-трудовыми лагерями  ставилась задача охраны общества  от особо социально опасных  правонарушителей. В них направлялись  лишь осужденные к лишению свободы на срок не ниже трех лет. Находились лагеря в ведении Государственного политического управления.

     В них действовали аттестационные  комиссии, на которые возлагалась  разработка аттестационных материалов на заключенных, представление к досрочному освобождению и переводу заключенных из одного режима в другой. Решение по всем этим вопросам принимал начальник лагеря.

     Согласно Положению заключенные  классифицировались по трем категориям, исходя из социального положения  и характера совершенного преступления. Учет социального положения являлся ярким примером отступления от принципа равенства граждан перед законом и создавал прочную основу для проведения репрессивных мероприятий в отношении определенной категории граждан.

     К первой категории относились заключенные из числа трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами и осужденные впервые на срок не свыше пяти лет не за контрреволюционные преступления.

     Ко второй – те же заключенные,  осужденные на срок свыше пяти лет. Третью категорию составляли все «не трудовые элементы» и лица, осужденные за контрреволюционные преступления.

     В лагерях устанавливались три  вида режима: первоначальный, облегченный  и льготный. На первоначальном  режиме осужденные использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных помещениях, не имели права свободного выхода из них.

     На облегченном режиме осужденные  работали на предприятиях, проживали  в общежитиях, прикрепленных к  предприятиям, имели право отлучки. Льготный режим предусматривал, кроме того, возможность выходить за пределы лагеря и занятия административно-хозяйственных должностей в управлении лагеря и по производству работ.

     По поступлении в лагерь ко  всем заключенным применялся первоначальный режим. В зависимости от категории заключенного минимальные сроки пребывания на первоначальном режиме были различны. Так, заключенные первой категории должны были находиться на первоначальном режиме не менее полугода, второй – года, а третьей – двух лет. В качестве мер поощрения предусматривались: объявление благодарности, премирование, улучшение жилищных и бытовых условий. Премии применялись только к заключенным, содержащимся на облегченном или льготном режиме.

     К отдельным категориям заключенных, обнаруживающим признаки исправления, могло применяться условно-досрочное освобождение с поселением в районе лагеря на неотбытый срок или без поселения.

Информация о работе История развития уголовно-исполнительного законодательства