Использование электронных программно-методических средств при обучении праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.

Задачи методической работы:

- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;

- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;

- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;

- формирование положительного правового опыта учащихся.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..2

Глава I . Обучение праву в современной школе.

История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13

Глава II. Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву

Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14

1.2 Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву……………………………………………………..19

Выводы…………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………….……………………34

Список литературы……...……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

       При изучении темы «Юридическая ответственность» мы использовали активный прием «инсерт» – маркировки учебного текста. Смысловая  часть урока была связана с разъяснением принципов юридической ответственности. Можно было воспользоваться обычной лекцией, однако, более интересной и продуктивной была самостоятельная работа учащихся. Каждой из восьми учебных групп, формирование которых проходило на стадии «осмысление», предлагалось прочитать об одном из принципов юридической ответственности (задание оговорено в рабочем листе для групп) и с помощью рисунков представить свое видение законности, неотвратимости, справедливости и т.д. Время на работу – 7 минут. Далее в течение последующих 10 мин. группы рассказывали о принципе и иллюстрировали рассказ рисунками. Детям пришлось приложить все свои умения и творческие способности, чтобы разъяснить своим товарищам новый, трудный по содержанию, новый материал, и им это удалось. Этим приемом мы выявили не только позицию учащихся, но и умения анализировать материал, аргументировать свой ответ.

       На  третьей стадии – размышление, рефлексии, - учащиеся осмысливали все то, что  они изучали на уроках, выражая  это своими словами. Эта стадия реализовалась с помощью различных приемов: мини-сочинение, эссе, правовые сказки и т.д. Так, при изучении темы «Понятие права» формой рефлексии стала правовая сказка «Путешествие по галактике», в которой дети придумывали истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон».

       Другой  формой рефлексии стало эссе «Польза  справедливости», в котором учащиеся рассуждали, что человеческое общество должно строиться на принципах справедливости (тема «Право и справедливость»).

       Мини-сочинение  «Почему происходят правонарушения»  стало итогом работы  по теме «Правонарушение».

       Для закрепления материала урока  «Правовая норма» мы рассмотрели  и обсудили с учащимися статьи 104-107 Конституции РФ.

       Составление схемы группой учащихся также может быть результатом работы на уроке. Итогом темы «Правоотношения» стала модель классификации юридических фактов, представленная учащимися на доске: 

                       Юридические факты 

        События                                         Действия 

                                              Правомерные           Неправомерные 

       Рефлексией  может быть самостоятельная работа с правовыми ситуациями.

       Таким образом, письменные ответы учащихся на стадии рефлексии дают возможность  собрать мнение каждого и в первую очередь наиболее медлительных или робких учеников, которые при устных ответах часто остаются в тени. Кроме того, письменные работы, часто проводимые на уроках, позволяют развить у подростков навыки рефлексии. Использование схем на стадии рефлексии позволяет лучше соорганизовать работу учеников. Работа над правовыми ситуациями имеет важное значение не только для закрепления знаний учащихся, но и для развития навыков оформления своей позиции, так и навыков исследования. Работа с источниками позволяет не только обучать подростков основам анализа, но и расширяет их представления о ресурсах, которые можно использовать для подкрепления своей позиции.

       Практика  изучения модуля «Право и справедливость»  показала, что различные интерактивные  методы обучения очень эффективны. Благодаря такой деятельностной методике, ученики усваивают учебные знания без особого напряжения. Принцип работы, заложенный в основе таких уроков, предполагает использование знаний в различных ситуациях при изучении нового материала, не однообразно, а в самых различных формах. Самостоятельность способствует развитию каждого ученика. Соблюдая единую последовательность творческой работы, ученик создает свое «произведение», расширяющее его знания, способствующее выполнению грамотной и довольно сложной работы (например, правовых ситуаций). 

Выводы 

       Применение  интерактивных методов обучения мы начали с четкого определения  конечной цели и конкретизации результата, который мы должны были получить к  концу учебного года и каждого  учебного модуля курса. По нашему мнению, невозможно спроектировать «хороший процесс обучения», если нет четкого определения конечного результата. Поэтому мы ясно определили конечную цель. Так как интересы, склонности и возможности учеников 9-х классов различны, и мы пока не знаем, у кого они какие, то мы должны научить всех учащихся первоначальным навыкам коллективной работы. Включение детей в разнообразную деятельность по многим направлениям требует использования знаний по праву. Усвоение этих знаний с формированием социальных навыков и умений будет конечным результатом.

       Опыт  использования интерактивных методов  обучения в модуле «Право и справедливость»  показал, что практически все  учащиеся (90%) 9 «А» и 9 «Б» классов (из 4-х в параллели) обладают творческими  способностями, умениями анализировать информацию, принимать позитивные решения на основе правовой информации. Это выразилось в том, что каждый ученик выполнял творческие правовые задания. В них учащиеся раскрыли не только знания правовых понятий, но и понимание их с применением конкретных правовых ситуаций, найденных  из СМИ, а также показали свою гражданскую позицию на поставленные проблемы.

       Ученики получили первоначальные навыки самостоятельной  работы в групповом (коллективном ) режиме.

       По  мере перехода от изучения одной темы к другой наблюдалось возрастание количества учащихся, удовлетворительно решавших тесты и задания на проверку правовых знаний. С тестами справились на «4» и «5»:

  9 «А» 9 «Б» 9 «В» 9 «Г»
Тест 1 80% 85% 60% 40%
Тест 2 85% 90% 50% 45%
Тест 3 85% 100% 55% 40%
Тест 4 95% 100% 60% 50%
 

       Из  результатов тестовых работ учащихся видно, что в классах с применением  интерактивных методов обучения успеваемость выше, чем в классах, где эти методы не применялись.

       Оценки  по решению тестов в основном соответствуют четвертным отметкам, выведенным на основе разных форм работы учащихся.

       Самостоятельные работы, применявшиеся в данном блоке, дали возможность учителю оценить  как степень усвоения учебно-правового  материала за короткий промежуток времени, так и эффективность самостоятельной работы учащихся, сформированность умений. При проверке выяснилось, что разрешать правовые ситуации в классах могут: 

9 «А» 9 «Б» 9 «В» 9 «Г»
90% 92% 65% 43%
 

       По  результатам анкетирования выявлено, что 65% учащихся ответило, что активные формы обучения приближены к восприятию жизненного опыта учащихся, комфортны и интересны групповые формы работы. 10% учащихся безразлично, в какой форме проходят уроки, остальные предпочитают обычную форму урока «Учитель – ученик». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу, что если систематически использовать на уроках интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышение  уровня правовой обученности учащихся, так как применение интерактивных  методов обучения способствует развитию интеллектуальной сферы школьника.

       В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

       1. Выявлена сущность и содержание  понятия «правовое образование». Правовое образование в современной  школе рассматривается как находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий направленных на создание условий для формирования у детей: уважения к праву; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; компетенции, достаточных для защиты прав и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции. Правовое образование реализуется посредством целенаправленного формирования знаний и навыков социального функционирования.

       2. Выявлены возможности интерактивных  методов обучения в правовом  образовании учащихся. В связи  с этим дано определение интерактивных  методов, выявлены их функции  и правила применения. Под возможностями  интерактивных методов обучения  в правовом образовании мы понимаем те свойства, содержащиеся в интерактивных методах обучения, которые при определенных условиях могут способствовать формированию — правовой культуры личности. Мы выделили три группы возможностей интерактивных методов: 1) решение и составление кроссвордов позволяет развивать свойства интеллектуальной сферы: гибкость ума, навыки нестандартного мышления, сообразительность, внимание, воображение, умение формулировать вопросы, умение анализировать; 2) соревновательные игры обладают возможностью совершенствования свойств как в интеллектуальной сфере: гибкости ума, внимания, сообразительности, умении быстро находить ответ как в нестандартной ситуации, так и в эмоциональной: умения контролировать свои эмоции, уверенности в себе;

       3) дискуссии, диспуты, ролевые игры способствуют развитию таких свойств интеллектуальной сферы как умение вычленять проблему, подбирать аргументы, кратко и точно формулировать и излагать свою позицию; в эмоциональной сфере - умение контролировать эмоции, уверенности в себе, адекватной самооценки и т.п.

       3. Определены, научно обоснованы и  экспериментально проверены возможности  интерактивных методов в правовом  образовании.

       В исследовании наряду с решенными  задачами, выявлены новые проблемы, требующие своего решения. Необходимо решить проблему повышения эффективности реализации развивающих возможностей интерактивных методов за счет их согласованного, целенаправленного, систематического применения учителями в их профессиональной деятельности, решить вопросы подготовки учителей, составления банка возможных педагогических задач по развитию индивидуальности школьника с помощью интерактивных методов обучения. Исследования показали, что высокого уровня правовой обученности учащихся можно достичь как за счет классной, так и за счет внеурочной работы с детьми в этом направлении.

       Исследованные нами положения использования интерактивных  методов в правовом образовании  учащихся общеобразовательных учреждений не исчерпывают всех параметров эффективного правового воспитания и обучения.

       Считаем, что изучение проблемы правового  образования с помощью интерактивных  методов может послужить более  конкретному исследованию проблем  правового образования вообще

       В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим  фактором развития личности, становления гражданского общества и правового государства.

Список  литературы

1.Абашкина  О.А., Бакалова Н.П. и др. Правовое  образование: организация внеурочной  работы: Сборник материалов. М.: Новый  учебник. 2002.-208 с.

2. Абашкина  О.А., Бойко Е.В. и др. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002.-272 с.

3. Азаркин  Н. История политических учений  в системе юридического образования  //Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 80-85.

4. Азаркин  Н. О новой системе юридического  образования //Юридическая газета. 1997. № 32. С. 3, 14.

5. Азаркин  Н.М. О новой системе юридического  образования и месте в ней  истории политических учений (политико-публицистические  предложения) //Государство и право. 1998. № 10. С. 83-87.

6. Азаров  А.Я. Программа курса «Права  человека» //Школа духовности. 1999. № 7. С. 61-64.

Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву