Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.
Задачи методической работы:
- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;
- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;
- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;
- формирование положительного правового опыта учащихся.
Введение….………………………………………………………………………..2
Глава I . Обучение праву в современной школе.
История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13
Глава II. Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву
Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14
1.2 Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву……………………………………………………..19
Выводы…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………….……………………34
Список литературы……...……………………………………………………….
При изучении темы «Юридическая ответственность» мы использовали активный прием «инсерт» – маркировки учебного текста. Смысловая часть урока была связана с разъяснением принципов юридической ответственности. Можно было воспользоваться обычной лекцией, однако, более интересной и продуктивной была самостоятельная работа учащихся. Каждой из восьми учебных групп, формирование которых проходило на стадии «осмысление», предлагалось прочитать об одном из принципов юридической ответственности (задание оговорено в рабочем листе для групп) и с помощью рисунков представить свое видение законности, неотвратимости, справедливости и т.д. Время на работу – 7 минут. Далее в течение последующих 10 мин. группы рассказывали о принципе и иллюстрировали рассказ рисунками. Детям пришлось приложить все свои умения и творческие способности, чтобы разъяснить своим товарищам новый, трудный по содержанию, новый материал, и им это удалось. Этим приемом мы выявили не только позицию учащихся, но и умения анализировать материал, аргументировать свой ответ.
На третьей стадии – размышление, рефлексии, - учащиеся осмысливали все то, что они изучали на уроках, выражая это своими словами. Эта стадия реализовалась с помощью различных приемов: мини-сочинение, эссе, правовые сказки и т.д. Так, при изучении темы «Понятие права» формой рефлексии стала правовая сказка «Путешествие по галактике», в которой дети придумывали истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон».
Другой формой рефлексии стало эссе «Польза справедливости», в котором учащиеся рассуждали, что человеческое общество должно строиться на принципах справедливости (тема «Право и справедливость»).
Мини-сочинение «Почему происходят правонарушения» стало итогом работы по теме «Правонарушение».
Для закрепления материала урока «Правовая норма» мы рассмотрели и обсудили с учащимися статьи 104-107 Конституции РФ.
Составление
схемы группой учащихся также может
быть результатом работы на уроке. Итогом
темы «Правоотношения» стала модель классификации
юридических фактов, представленная учащимися
на доске:
Юридические факты
События
Рефлексией может быть самостоятельная работа с правовыми ситуациями.
Таким образом, письменные ответы учащихся на стадии рефлексии дают возможность собрать мнение каждого и в первую очередь наиболее медлительных или робких учеников, которые при устных ответах часто остаются в тени. Кроме того, письменные работы, часто проводимые на уроках, позволяют развить у подростков навыки рефлексии. Использование схем на стадии рефлексии позволяет лучше соорганизовать работу учеников. Работа над правовыми ситуациями имеет важное значение не только для закрепления знаний учащихся, но и для развития навыков оформления своей позиции, так и навыков исследования. Работа с источниками позволяет не только обучать подростков основам анализа, но и расширяет их представления о ресурсах, которые можно использовать для подкрепления своей позиции.
Практика
изучения модуля «Право и справедливость»
показала, что различные интерактивные
методы обучения очень эффективны. Благодаря
такой деятельностной методике, ученики
усваивают учебные знания без особого
напряжения. Принцип работы, заложенный
в основе таких уроков, предполагает использование
знаний в различных ситуациях при изучении
нового материала, не однообразно, а в
самых различных формах. Самостоятельность
способствует развитию каждого ученика.
Соблюдая единую последовательность творческой
работы, ученик создает свое «произведение»,
расширяющее его знания, способствующее
выполнению грамотной и довольно сложной
работы (например, правовых ситуаций).
Выводы
Применение интерактивных методов обучения мы начали с четкого определения конечной цели и конкретизации результата, который мы должны были получить к концу учебного года и каждого учебного модуля курса. По нашему мнению, невозможно спроектировать «хороший процесс обучения», если нет четкого определения конечного результата. Поэтому мы ясно определили конечную цель. Так как интересы, склонности и возможности учеников 9-х классов различны, и мы пока не знаем, у кого они какие, то мы должны научить всех учащихся первоначальным навыкам коллективной работы. Включение детей в разнообразную деятельность по многим направлениям требует использования знаний по праву. Усвоение этих знаний с формированием социальных навыков и умений будет конечным результатом.
Опыт
использования интерактивных
Ученики получили первоначальные навыки самостоятельной работы в групповом (коллективном ) режиме.
По мере перехода от изучения одной темы к другой наблюдалось возрастание количества учащихся, удовлетворительно решавших тесты и задания на проверку правовых знаний. С тестами справились на «4» и «5»:
9 «А» | 9 «Б» | 9 «В» | 9 «Г» | |
Тест 1 | 80% | 85% | 60% | 40% |
Тест 2 | 85% | 90% | 50% | 45% |
Тест 3 | 85% | 100% | 55% | 40% |
Тест 4 | 95% | 100% | 60% | 50% |
Из результатов тестовых работ учащихся видно, что в классах с применением интерактивных методов обучения успеваемость выше, чем в классах, где эти методы не применялись.
Оценки по решению тестов в основном соответствуют четвертным отметкам, выведенным на основе разных форм работы учащихся.
Самостоятельные
работы, применявшиеся в данном блоке,
дали возможность учителю оценить
как степень усвоения учебно-правового
материала за короткий промежуток времени,
так и эффективность самостоятельной
работы учащихся, сформированность умений.
При проверке выяснилось, что разрешать
правовые ситуации в классах могут:
9 «А» | 9 «Б» | 9 «В» | 9 «Г» |
90% | 92% | 65% | 43% |
По
результатам анкетирования
Заключение
Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу, что если систематически использовать на уроках интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышение уровня правовой обученности учащихся, так как применение интерактивных методов обучения способствует развитию интеллектуальной сферы школьника.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1.
Выявлена сущность и
2.
Выявлены возможности
3) дискуссии, диспуты, ролевые игры способствуют развитию таких свойств интеллектуальной сферы как умение вычленять проблему, подбирать аргументы, кратко и точно формулировать и излагать свою позицию; в эмоциональной сфере - умение контролировать эмоции, уверенности в себе, адекватной самооценки и т.п.
3.
Определены, научно обоснованы и
экспериментально проверены
В исследовании наряду с решенными задачами, выявлены новые проблемы, требующие своего решения. Необходимо решить проблему повышения эффективности реализации развивающих возможностей интерактивных методов за счет их согласованного, целенаправленного, систематического применения учителями в их профессиональной деятельности, решить вопросы подготовки учителей, составления банка возможных педагогических задач по развитию индивидуальности школьника с помощью интерактивных методов обучения. Исследования показали, что высокого уровня правовой обученности учащихся можно достичь как за счет классной, так и за счет внеурочной работы с детьми в этом направлении.
Исследованные
нами положения использования
Считаем,
что изучение проблемы правового
образования с помощью
В
современных условиях именно правовое
образование может стать
Список литературы
1.Абашкина
О.А., Бакалова Н.П. и др. Правовое
образование: организация
2. Абашкина О.А., Бойко Е.В. и др. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002.-272 с.
3. Азаркин
Н. История политических
4. Азаркин
Н. О новой системе
5. Азаркин
Н.М. О новой системе
6. Азаров А.Я. Программа курса «Права человека» //Школа духовности. 1999. № 7. С. 61-64.
Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву