Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.
Задачи методической работы:
- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;
- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;
- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;
- формирование положительного правового опыта учащихся.
Введение….………………………………………………………………………..2
Глава I . Обучение праву в современной школе.
История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13
Глава II. Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву
Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14
1.2 Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву……………………………………………………..19
Выводы…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………….……………………34
Список литературы……...……………………………………………………….
После обсуждений домашних заданий (на этой же стадии) мы переходим к изучению нового материала. Используем приемы для актуализации имеющихся знаний: «мозговой штурм», «кластер». Эти приемы могут быть индивидуальными, парными или групповыми. Выбирая работу группой, формируем ученические группы. Учитель выбирает по своему усмотрению вариант деления класса на учебные группы. Нами часто применяются варианты: «жребий», «дорисуем», «понятие». На формирование групп у нас в среднем уходит до 5 минут учебного времени, что необходимо учитывать в планировании урока.
Объединенные в группы учащиеся переходят к обсуждению проблемы. Так, на теме «Право: понятие и признаки», методом «мозгового штурма» (из методики КМ) высказали предложение, что право – это
- правило
- необходимость
- механизм регулирования отношений
На обсуждение затрачено 2 минуты (если дети не приучены к данной процедуре – тратится гораздо больше времени). В это время учитель направляет работу, следит, чтобы в обсуждении участвовали все учащиеся. При использовании данного приема необходимо соблюдать ряд условий для успешного действия учащихся. Далее учащиеся высказываются по очереди, по одной идее от группы. Предложения фиксируются на доске учителем. Мнения учащихся могут совпадать, как было в нашем случае на теме «Юридическая ответственность», где участники пяти групп высказали мнение, что право – это «мера наказания», «наказание государством за правонарушение», «кара правонарушителя», «возмездие». Мы уверены, что с помощью «мозгового штурма» активизируется внимание всех учеников – слабых и сильных, у них рождается интерес к предмету разговора, появляется возможность, опираясь на предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности. Данный прием работы очень полюбился учащимся. Они без страха и боязни быть прокритикованными излагают свои мысли. А учителю нравится, что он втягивает в процесс обучения всех без исключения детей.
Прием
«кластера» позволяет также установить
связь ключевого понятия темы
с другими понятиями, это способ
графической организации
Правовая норма
Общеобязательность исполнения
Государственно-властный
Для
составления конкретного
те с текстом учебника. Если работа с кластером впервые проводится в классе , то в целях демонстрации приема первый кластер учитель может составить вместе с учащимися на доске. Как и было в нашем случае. Важно только четко обозначить правила, разбить на группы и определить время (3-5 минут на обдумывание) и начать работать.
Следующая
смысловая часть урока
Приведем примеры организации учебного процесса на стадии «вызова». Так, на теме «Право: понятие и признаки» на стадии «вызова» методом «мозгового штурма» выявился определенный уровень знаний детей, однако, он был недостаточен, поэтому необходимо знакомство с новым знанием и уточнением, что такое право, как оно связано с социальными нормами, каковы отличительные признаки права. Далее мы, используя прием «продвинутая лекция», предлагали ученикам задание: по ходу лекции соотнести услышанное с первичным списком информации о праве, составленным методом «мозгового штурма», сделать отметки значками (+: это мы знали, -: мы думали иначе).
При подготовке к лекции учитель строго подбирал учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Через 10 мин. Учитель предложил учащимся (учебной паре) выявить то, что подтвердилось в ходе прослушанной лекции из старой информации, что узнали нового. Далее на обсуждение выносилось то, что было не верно записано методом «мозгового штурма». Сообща учащиеся «отсеяли» первоначально ложную информацию о праве и углубили представления об этом понятии.
Контакт с новой информацией может происходить по другой интерактивной форме. Можно воспользоваться приемом «составление таблицы». Любой творческий процесс требует овладения элементарными навыками. В юриспруденции для творчества очень важно уметь систематизировать факты, логические взаимосвязи. Именно таким занятием на теме «Право и справедливость» учащимся предлагалось самостоятельно прочитать текст учебника и попытаться найти общие признаки для права и морали, систематизировав прочитанное в таблицу:
Признаки | |
Право | Мораль |
Работа проводилась учебными группами, каждая из которых предлагала свои варианты общих признаков. Учитель предложил учащимся помечать карандашом то, что им неясно из текста (?), о чем они хотели бы узнать подробнее (!). Данный прием из КМ называется «инсерт». Затем учебные группы, деление на которые происходило в начале урока, делали задание: делили понятия на правовую и моральную сферы: закон, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести, стыд, устав, преступления.
В результате работы учащиеся самостоятельно выделили общие признаки права и морали:
- активно воздействует на людей;
- отмирает вместе с государством;
- выражает общественное мнение.
И
разделили понятия на сферы:
Право
закон порядок справедливость договор свобода совести устав преступление |
Мораль
добро справедливость зло стыд |
Для поиска ответов затратили 6 мин. (прочтение учебного текста и выработка совместного мнения по данному вопросу). Если у учащихся нет умения договариваться, работать в команде, то время будет затягиваться. Учителю важно следить за работой детей и корректировать их действия. Собранная детьми информация оформлялась на доске для зрительного закрепления новых знаний.
При
изучении темы «Правовая норма» для
раскрытия устройства нормы был
использован метод активного
чтения текста групповой формой (7 мин.).
Ознакомившись самостоятельно с
текстом учебника, учащиеся группами
составляли схему правовой нормы (формирование
групп проходило на стадии «вызова»). Все
учащиеся справились с заданием. Результатом
работы стала схема:
Гипотеза
санкция
Следующая
смысловая часть урока
1. Найти нормы права, используя имеющиеся статьи различных законов;
2. Найти гипотезу, диспозицию, санкцию, норму права;
3. Установить, в каких источниках права находится та или иная правовая норма.
Отводилось 15 мин. рабочего времени, за которые все учащиеся выполнили требования заданий. При проверке результата каждая из групп представила по одной норме права, не повторяя сказанного. Работа была полезной не только в получении нового знания, столь близкого многим детям из социально-неблагополучных семей, но и в приобретении умения выражать и отстаивать свое мнение, устанавливать конструктивные отношения с людьми.
Работая в новом режиме, учащиеся впервые столкнулись с анализом текста статей из нормативно-правовых актов и получили реальное представление. Не беда, что не все учащиеся работали на уроке в полную силу, они все равно обогатили свой опыт самостоятельной работой, и продуктивнее усвоили учебный материал (о чем свидетельствуют результаты диагностики – см. далее).
На
стадии «осмысления» мы можем применить
также прием «учимся вместе» (из
методики КМ), когда каждая учебная группа
читает и готовит либо пересказ и объяснение
своего фрагмента текста, либо формулирует
вопросы к своему фрагменту текста. Текст
учитель предварительно разбивает на
части. Данный прием использовался нами
при изучении темы «Правоотношение». Учащиеся
работали в парах. Первая пара получила
текст – первый абзац стр.109, читала и готовила
пересказ. Вторая пара читала тот же абзац
тот же абзац, но формулировала вопросы
по тому же отрывку текста. Следующие две
пары работали с другим фрагментом учебника.
Соответственно одна пара готовила пересказ,
а другая задавала вопросы. Таким образом
разбивался весь учебный текст между парами.
Рабочее время – 10 мин. При необходимости
учитель не только координирует, но и помогает
анализировать и выделять главное в текстах.
Далее по очереди (еще 15 мин.) заслушивали
учебные пары с объяснениями и вопросами.
Итак, каждый ученик прочитал один фрагмент
текста, но через объяснение своих товарищей
познакомился и усвоил весь текст (об усвоении
учащихся говорит диагностика, см. далее).
После этой части работы учитель просил
зафиксировать на доске и в тетради признаки
всех правоотношений в форме «кластера».
Результат учащихся (самостоятельно справившихся
– 80%):
Другим активным методом на стадии «осмысления» может быть использование игрового момента на уроке. При изучении темы мы предложили учащимся проверить свою готовность работать с юридическими фактами, как настоящим юристам, в форме игры. Для этого мы разделили класс на три группы, каждая из которых получила задание. На его выполнение отводилось 7 минут, однако нам в каждом из участвовавших классов (9 «А», 9 «Б») пришлось продлить из-за слабого умения договариваться друг с другом, а также боязни некоторых детей высказывать свое мнение. Группы получили рабочие листы с заданием:
1
– составить текст рассказа
в жанре детектива, в котором
отдельные юридические факты
приводят к правовым
2
– придумать рассказ в
3 (эксперты) – проанализировать рассказы ребят из 1-ой и 2-ой групп с юридической точки зрения, выделяя юридические факты и те правоотношения, основанием которых они выступили.
Результаты работы учащихся: «детектив» 1-ой группы (9 «Б»):
«Веселый Новый год. Неожиданно один из гостей умирает. Странные обстоятельства. Кто виновен в случившемся? Родственники умершего нанимают частного детектива Твикса. Он случайно узнает, что покойник перед смертью взял взаймы крупную сумму денег. И опять вопросы: кто и как будет платить, необходимо ли продолжать расследование?»
Мнение «экспертов» 3-й группы:
«Правоотношения в данном рассказе налицо. Они возникают, когда неожиданно умер человек в гостях, и когда родственники наняли частного детектива. До этого возникло правоотношение у погибшего и у тех, кто одолжил ему деньги. В данном случае правоотношения между хозяевами и родственниками закончатся, когда найдут и накажут виновного в смерти. К юридическим фактам (действиям) в данном эпизоде относятся: денежный займ и наем частного детектива, к событиям - смерть человека.
Мы считаем, что учащиеся творчески подошли к данной работе и успешно справились. Поскольку у учащихся не очень богатый личный опыт, сюжеты в основном были заимствованы из телесериалов, но гармонично вписались в тему урока. Все работавшие на уроке, запомнили модель правомерного поведения в правовой ситуации, а также с интересом участвовали в процессе организации урока.
Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву