Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.
Задачи методической работы:
- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;
- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;
- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;
- формирование положительного правового опыта учащихся.
Введение….………………………………………………………………………..2
Глава I . Обучение праву в современной школе.
История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13
Глава II. Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву
Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14
1.2 Использование электронных программно-методических средств
при обучении праву……………………………………………………..19
Выводы…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………….……………………34
Список литературы……...……………………………………………………….
6) анализировать учетную информацию, творчески подходить к учебному процессу;
7) развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, творческих работ8.
Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.
Одной из распространенных разновидностей интерактивных методик являются групповые методы работы. Главной отличительной чертой групповой работы является то, что учащиеся действуют параллельно, общаются друг с другом, а не только с учителем. Такой метод обладает многими преимуществами. На традиционно организованном занятии один человек (в основном учитель) говорит, а остальные слушают. Дисциплина класса, где доминирует учитель, заставляет придерживаться последовательной структуры общения: каждый участник коммуникации «выступает» по очереди(один говорит, все слушают). Учащиеся, которых в классе более 20 человек, получают возможность активно участвовать на уроке в течение 15-20 секунд.
Если работа идет в группах, каждый ученик может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени. Так, при работе в парах, каждый ученик может занимать активную позицию половину учебного времени. Одновременное (параллельное) общение – главное достоинство групповой работы.
Цель групповой работы –
Алгоритм работы группы:
1. деление на малые группы (формирование которых имеет множество вариантов);
2. обсуждение проблемы в малой группе, принятие решения;
3. презентация итогов работы;
4. подведение итогов работы, рефлексия.
Однако, чтобы работа в группах была успешной, учитель должен правильно организовать процесс работы
Групповые формы работы на уроках права являются основными не столько по количеству занимаемого времени, сколько по значимости, т.к. позволяют формировать коммуникативные навыки, развить мышление и речь.
Технология формирования критического мышления.
Важнейшим интеллектуальным качеством гражданина является наличие у него критического мышления. Этот тип мышления обеспечивает анализ правовых ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности решений.
Работа учителя по формированию критического мышления может изменить и активизировать процесс обучения, способствовать его оптимизации. Она может побуждать учащихся к самостоятельным исследованиям, стимулировать дискуссии, учит обосновывать собственную точку зрения и т.д., что так необходимо для развития социальной активности учащихся. На основе технологии критического мышления (КМ) можно обучать школьников разрешению конфликтов, установлению эффективной коммуникации, анализировать информацию, взвешивать альтернативные суждения и принимать решения на основе анализа информации.
Критическое мышление формируется в процессе изучения всех школьных предметов, однако его методика органично присуща правовому образованию, представляя собой единый, взаимосвязанный комплекс методов обучения, способствующих развитию навыков учащихся, необходимых им, как в учебной деятельности, так и в их общественной жизни. Данная методика представляет собой плод совместных исследований педагогов и психологов во всем мире. Она удачно согласуется с традиционными формами преподавания. Некоторые элементы хорошо знакомы российским педагогам, но в целом, разработка является новой для нашей школы.
Технология критического мышления представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы:
а) заинтересовать ученика, побудить к действию;
б) создать условия для осмысления им информации, сущности процесса и т.д.;
в) систематизировать, обобщить приобретенные знания.
Базовая модель урока, основанная на использовании технологии критического мышления, включает последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно процессу познания. Это стадии: вызова, осмысления, рефлексии.
«Стадия вызова» .
Здесь происходит актуализация уже имеющихся знаний, их диагностирование, активизация внимания учащихся на проблеме. Ученики, основываясь на собственном багаже знаний, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на уроке. Это побуждает их вспомнить, что они знают о том или ином предмете или явлении, изучаемом на уроке, поделиться друг с другом своими знаниями. Цель активизации обучаемого - пробуждение его интереса к теме.
Основные методические приемы, используемые на данной стадии: составление кластера, «мозговой штурм» (примеры приведены далее).
«Стадия осмысления» .
На этой стадии учащиеся вступают в соприкосновение с новой информацией, понятиями, идеями, познают сущность явлений, соотносят новую информацию с имеющимися у них знаниями. Цель учителя на данной стадии – добиться понимания учащимися изучаемой информации, увязать новые знания с уже известными. Во время этой фазы учащиеся самостоятельно и активно участвуют в работе. Главное ее назначение - поддержать ту инерцию активности учащихся, которая была создана на стадии вызова.
Приемы: изучение текста, его анализ, работа с его частями, составление схемы, «пометки на полях», «зигзаг», «продвинутая лекция» и т.д. (см. далее).
Время работы: 15-20 минут рабочего времени.
Следующая
стадия – «размышления» (рефлексии)
состоит в закреплении
Используемые приемы: обсуждение, обмен мнениями, короткая дискуссия, написание эссе, мини-сочинения, синквейна, составление схематического изображения, разработка индивидуального мини-проекта, взаимоопрос, рисунок и т.п.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения, технологии критического мышления позволит активизировать познавательную деятельность учащихся. Предоставляя им возможность составлять свое мнение по теме или правовым ситуациям, которые рассматриваются на занятиях и аргументированно могут высказать его. Данные методы позволяют, что не менее важно, научить учащихся умению слушать ответы друг друга, уважать мнение оппонента и активно использовать полученные знания на уроке. Весьма результативной в этом плане является парная и групповая работа с источниками, определенными учебными заданиями. У учащихся, работающих в малых группах, появляются навыки юридически грамотного общения друг с другом, на уровне подсознания запоминается модель правомерного поведения в типичной правовой ситуации, развивается мышление и речь.
Интерактивные
методы помогают учителю реализовать
также индивидуальный, дифференцированный
подход в обучении. Как известно, все дети
по-разному воспринимают новую информацию:
через зрительное, слуховое и двигательное
восприятия. С учетом этого разные формы
обучения (задания) позволяют учитывать
индивидуальные особенности учащихся.
средств
при обучении праву
Как добиться, чтобы ученики к концу учебного года за 34 часа смогли не только получить основы правовых знаний, но и решать сложные социальные (правовые) на основе анализа обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях и т.д. При существующей системе обучения задача трудоемкая: если на каждого ученика выделить по несколько минут на уроке, то потребуется 2-2,5 минуты, За эти минуты учащийся не только не сможет изложить полученные знания, но и включиться в разнообразную творческую деятельность, а уж тем более раскрыть свою индивидуальность10.
Однако есть путь, который позволяет успешно усвоить учебный материал с применением его на практике, и сформировать умения и навыки, как учебные, так и социальные. Для нас это применение интерактивных (электронных программно-методических) методов обучения. Чем больше будет задействован учащийся на уроке, тем больше самостоятельности, инициативы, тем осознаннее будут усваиваться правовые знания, прочнее будут навыки, выше интерес детей к занятиям.
Казалось бы, особых проблем с применением активных форм нет: выбери необходимую, исходя из поставленных целей, и используй на конкретном уроке. Но для того, чтобы каждый ребенок занял активную деятельностную позицию, и учитель был доволен результатом деятельности учащихся. Надо изначально продумать, как выстроить урок, знать особенности конкретного детского коллектива, коммуникативные и умственные способности детей, их возможности. Наконец, нужно знать запросы и требования самих детей к проблемам права и ожидаемые результаты. Ни в коем случае нельзя использовать активные методы обучения ради самих методов. Дети должны быть подготовлены к овладению элементарными навыками. Выработка этих навыков требует повседневной, не всегда интересной работы. А если учащиеся сталкиваются одновременно с трудным для усвоения материалом и непривычной формой работы, может возникнуть у детей отчуждение к работе, проблемам права. Важно донести до учеников смысл, необходимость, формы обучения и возможность результатов. Важно также знать характер детского коллектива. Одним детям (с сформировавшимися для своего возраста умениями и способностями) важно самим участвовать в получении знаний, другим (с задержкой в развитии) – необходимо получать правовую информацию от учителя, а уже только после этого выразить свое мнение, проводить сравнение, структурировать материал и т.д.
У всех детей разное физиологическое и психическое развитие, поэтому универсальных советов по подбору и использованию активных форм обучения дать невозможно. Тем не менее существуют определенные правила, руководствуясь которыми, каждый учитель сможет правильно выбрать активные формы и приемы работы и использовать их в работе .
Особенностью проведения уроков автора является использование технологии формирования критического мышления, включающей три стадии: вызова, осмысления, размышления (см. главу 1) и активных форм обучения.
Обычно в начале урока мы организовываем стадию вызова: повторяем материал предыдущих уроков, узнаем, что учащиеся знают или думают о новых понятиях, возможностях их применения. Опрос: тесты, самостоятельные работы, обсуждение домашних творческих заданий (синквейн, эссе, мини-сочинений). При данных видах заданий, возможно сразу диагностировать не только знания учащихся, но и их взгляды, мнения, к которым учащиеся пришли на предыдущих уроках, тут же их трансформировать, если необходимо. Например, при написании мини-сочинения на тему «Почему происходят правонарушения» мы не только выявляем индивидуальные знания, но и позицию учащихся на проблему. Так, ученица 9 «Б» класса Мухина Дарья считает, что причинами правонарушений являются «… низкий социальный достаток людей. Правонарушители нарушают закон ради того, чтобы «подзаработать». Ярким примером является ограбление, совершенное несовершеннолетними правонарушителями в Рыбинске и похищение вице-президента «Лукойла» С.Кукуры. Другая причина – низкая правовая культура людей, когда по незнанию совершаются проступки и преступления. Но чаще всего правонарушения совершают люди, жизнь которых не удалась, или люди, страдающие психическими расстройствами. Эти люди не могут контролировать себя и из-за любой обиды могут совершить либо проступок, либо деяние.
Но
главная причина – это
Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву