Институт условно досрочного освобождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Институт условно-досрочного освобождения в России берет свое начало с середины 19 века и связан со становлением такой цели наказания, как исправление правонарушителей.
В доктринальном аспекте условно-досрочное освобождение можно определить как досрочное освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных обязанностей, соблюдения общественного порядка. Условно-досрочное освобождение носит поощрительный характер и связывается с правомерным поведением отбывающего наказание, добросовестным отношением к труду, обучению, проводимым воспитательным мероприятиям. На основании указанных показателей можно сделать вывод, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбытии наказания.
Несмотря на широкое распространение и использование, условно-досрочное освобождение до сих пор вызывает споры. Одни доказывают, что его использование снижает эффективность наказания и не учитывает интересы потерпевших, другие обосновывают необходимость его широкого использования.
Условно-досрочное освобождение имеет несколько преимуществ: во-первых, оно смягчает тяжесть длительного срока лишения свободы и позволяет уменьшать сроки наказания; во-вторых, это менее затратный способ исправления преступников, нежели длительная изоляция; в-третьих, оно гораздо безопаснее, чем безусловное освобождение по отбытии срока наказания, т. к. это постепенный переход к жизни в обществе под наблюдением контролирующих органов под угрозой отмены условно-досрочного освобождения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Институт условно – досрочного освобождения от отбывания наказания в истории отечественного законодательства……………………………...…5
1.1. Понятие, правовая природа и социальная обусловленность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………..5
1.2. Развитие в России института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………………………………………....18
2. Правовое регулирование условно – досрочного освобождения от отбывания наказания………………………………………………………….32
2.1. Условия и основания применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………..…32
2.2. Основные направления совершенствования законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания……………..54
Заключение…………………………………………………………………….63
Библиографический список………………………………………………..…67

Работа содержит 1 файл

Диплом_Тимофеев.docx

— 1.25 Мб (Скачать)

И если существует мнение, что функции соответствующего органа выполняет уголовно-исполнительная инспекция, то в то же время другие авторы указывают: «... не исключено, что  в каких-то субъектах Российской Федерации инспекция возложила  на себя такие обязанности. Но повсеместно  она этим не занимается»67.

Именно отсутствие в законе конкретного органа, осуществляющего  контроль за соблюдением возложенных  на освобожденных обязанностей, может  являться, на наш взгляд, наиболее настораживающим  моментом в процессе как роста  применения УДО, его отмены, так и  в снижении эффективности в целом.

И все же, несмотря на существующие трудности объективного и субъективного порядка, думается, что обозначенную проблему вполне можно  решить.

С точки зрения теории, идеальным разрешением данного  вопроса было бы создание специализированной службы ресоциализации (далее – ССР). При этом вся сфера деятельности, связанная с пенитенциарным контролем и адаптацией, по сути, охватывалась бы единым координирующим государственным органом, наделенным широким перечнем полномочий по работе с обозначенной категорией лиц, с момента их вступления в правоотношения с государством до момента их прекращения. Значительным преимуществом является тот факт, что помимо осуществления контроля за освобожденными, вырабатывались бы действенные рекомендации по совершенствованию указанной деятельности.

На сегодняшний  день УК РФ значительно расширил круг действий лиц условно-досрочно освобождённых, при совершении которых УДО может  быть отменено.

Укажем, что «посткриминальное поведение – это предусмотренное уголовным законом и влекущее уголовно-правовые последствия непреступное, общественно полезное или социально опасное сознательное, волевое проявление активности или бездействия лица после совершения им преступного посягательства, назначения и отбытия наказания»68.

Соглашаясь с  данным определением и акцентируя внимание на непреступности рассматриваемого поведения, можно осуществить его разделение на правомерное и неправомерное.

Правомерное посткриминальное поведение выражается в выполнении лицом возложенных на него юридических обязанностей и осуществлении им своих субъективных прав по реализации юридических возможностей.

Неправомерное посткриминальное поведение – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное (вредное) деяние, посягающее на общественные отношения. Общественная опасность деяния выражается в его противоправности. Сам факт запрещения посткриминального поведения уголовно-правовой нормой свидетельствует о том, что это поведение представляет общественную опасность69.

От того, было ли посткриминальное поведение общественно полезным или антиобщественным, зависит характер уголовно-правовых последствий. Соответственно одни нормы предусматривают позитивные для лица последствия, выражающиеся в поощрении субъекта, другие - негативные, выражающиеся в применении санкции. Таким образом, негативная уголовная ответственность - правовое последствие общественно вредного посткриминального поведения, результат несоблюдения уголовно-правового запрета или невыполнения юридической обязанности.

В данном случае юридическая обязанность условно-досрочно освобожденного в посткриминальном отношении состоит в обязанности воздерживаться от известных действий. В случае же ее невыполнения наступают указанные в законе уголовно-правовые последствия, и приводятся в действие меры государственного принуждения.

Основополагающим  при признании посткриминального поведения как основания отмены УДО, на наш взгляд, является то, что в посткриминальном регулировании можно выделить три основных способа воздействия: запрещение, обязывание и дозволение.

Устанавливая  посткриминальные запреты и угрожая санкциями в случае их несоблюдения, а также стимулируя положительное поведение обещанием поощрения, уголовное право тем самым регулирует выбор лицом альтернативных вариантов поведения.

В частности, если в течение оставшейся не отбытой  части наказания условно-досрочно освобождённый совершил нарушение  общественного порядка, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные главой 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), за которое на него было возложено административное взыскание или злостно уклонялся от выполнения обязанностей, возложенных на него судом при освобождении, суд может по представлению уголовно-исполнительной инспекции отменить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, в связи, с чем не отбытая часть срока наказания подлежит реальному исполнению (п. «а» ч. 7 ст. 79 УК).

Из рассматриваемого предписания закона вытекает, что  не всякое, в том числе и грубейшее  нарушение общественного порядка  условно-досрочно освобождённым, а  лишь то, которое повлекло за собой  применение к нему мер административного  воздействия, является основанием для  возможного (отнюдь не обязательного) решения суда об отмене УДО. В данной ситуации мы имеем дело с так называемой административной преюдицией, в соответствии с которой уголовно-правовое решение проблемы возможно только тогда, когда имеет место предшествующее воздействие административного характера.

Таким образом, совершенствованию  института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, повышению  его эффективности, в определенной степени будет способствовать правильное установление степени исправления  кандидата на такое освобождение. Проблема объективного установления степени  исправления лица, лишенного свободы, появляется чаще всего в силу того, что, наблюдая за поведением и образом  жизни осужденного в рамках исправительного  учреждения не всегда возможно правильно  определить его истинные намерения, уверенно прогнозировать поведение  после освобождения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осуществленный  в работе анализ возникновения и  развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  в России, определение его понятия, раскрытие вопросов правовой природы, оснований и условий применения рассматриваемого вида досрочного освобождения, с позиции теории и правоприменительной  практики, позволили нам выявить  ряд существующих проблем и наметить пути для их реализации.

 Так, в ходе исследования обоснованы следующие выводы;

1. Институт условно-досрочного  освобождения от отбывания наказания  имеет сложную юридическую структуру,  лишен правовой самостоятельности.  Ему свойственна противоречивость  норм.

Отсутствие единства во взглядах на его правовую природу, а также некоторые пробелы  и недостатки в правовом регулировании  и применении рассматриваемого института  предопределили необходимость выработки  его собственного определения.

Условно - досрочное освобождение от отбывания наказания - межотраслевой институт, регламентирующий основания, условия и порядок освобождения от отбывания наказания ввиду досрочной реализации целей уголовного наказания под угрозой исполнения не отбытой части наказания при несоблюдении условий освобождения.

2. В процессе  исследования нашло подтверждение,  что материальное основание условно-досрочного  освобождения отражает степень  исправления осужденного.

Представляется неверным, что формулировка «лицо... подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания» может означать фактическое исправление осужденного. Скорее содержание рассматриваемой нормы может лишь свидетельствовать о том, что процесс исправления достиг такой своей стадии, когда для его завершения на осужденного может быть прекращено воздействие основных средств, свойственных для достижения целей уголовного наказания, и достаточно лишь контроля, осуществляемого уполномоченным на то государственным органом. Следовательно, условно-досрочному освобождению предшествует убежденность суда в том, что осужденный достиг определенной степени исправления, но полного «фактического» исправления не наступило.

В данной связи, учитывая действующую формулировку, а также, исходя из значения слова  «нуждаться», возможно, следовало бы закрепить в уголовном законе следующую трактовку ч. 1 ст. 79 УК РФ:

«Лицо, отбывающее наказание в виде содержания в  дисциплинарной воинской части или  лишения свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что цель исправления в отношении  него достигнута. При этом лицо может  быть полностью или частично освобождено  от отбывания дополнительного вида наказания».

3. Законодательная  формулировка материального основания  условно-досрочного освобождения  неопределенна, противоречива и  создает трудности для правоприменительной  и судебной деятельности. В ней  отсутствуют какие - либо показатели, на основе которых можно было  бы сделать вывод о том, что  для дальнейшего исправления  осужденного нет необходимости  в продолжение отбывания назначенного  судом наказания.

Очевидно, существуют объективные данные становления  личности на путь исправления, а также  значительного уменьшения ее общественной опасности. Именно они определяют решение  суда в пользу применения рассматриваемого института. В соответствии с вышеизложенным необходимо закрепить в уголовном законе требования к поведению осужденного в период отбывания наказания и изменить ч. 3 ст. 79 УК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Осужденный освобождается  условно-досрочно только при отсутствии не снятых и не погашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания  наказания и трудовой дисциплины, примерном поведении и добросовестном отношении к возложенным на него в период отбывания наказания  обязанностям, после фактического отбытия...».

4. Ч. 7 ст. 79 УК  РФ устанавливает предписания,  регламентирующие условность досрочного  освобождения осужденных, которые  предусматривают право суда возвратиться  к вопросу об исполнении не  отбытой части наказания.

Из указанного предписания вытекает, что не всякое, в том числе и грубейшее  нарушение общественного порядка  условно-досрочно освобождённым, а  лишь то, которое повлекло за собой  применение к нему мер административного  воздействия, является основанием для  возможного (отнюдь не обязательного) решения суда об отмене УДО. В данной ситуации мы имеем дело с так называемой административной преюдицией, в соответствии с которой уголовно-правовое решение проблемы возможно только тогда, когда имеет место предшествующее воздействие административного характера.

Так, по смыслу закона совершение условно-досрочно освобожденным  мелкого хищения не является основанием для принятия решения об исполнении не отбытой части наказания, если при этом указанное лицо выполняет  остальные условия досрочного освобождения. В то же время, мелкое хулиганство  образует основание для отмены условно-досрочного освобождения. Представляется, что  такое положение вряд ли соответствует  общим принципам и задачам  УК. Не только административно-наказуемое нарушение общественного порядка, но совершение других административных проступков должно учитываться при отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. При этом суд должен учитывать характер и степень общественной вредности административно-правового деликта.

На основании  изложенного, нам представляется, что  более действенно рассматриваемая  норма будет способствовать ресоциализации осужденного, в период его «испытания свободой», если законодатель в п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ изменит редакцию, заменив словосочетание «нарушение общественного порядка» словом «правонарушение».

5. Одной из  проблем, заслуживающей более  пристального внимания, является, на  наш взгляд, отсутствие в законе  конкретного специализированного  государственного органа, осуществляющего  контроль за соблюдением возложенных  на условно-досрочно освобожденных обязанностей.

В соответствии с этим, предлагается создание специализированной службы ресоциализации, представители которой на профессиональном уровне занимались бы только специальным кругом вопросов, направленных на закрепление положительных навыков поведения и успешную адаптацию в обществе. При этом вся сфера деятельности, связанная с пенитенциарным контролем и адаптацией, по сути, охватывалась бы единым координирующим государственным органом, наделенным широким перечнем полномочий по работе с обозначенной категорией лиц, с момента их вступления в правоотношения с государством до момента их прекращения.

 

 

 

 

 

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант плюс, 2011.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СПС Консультант плюс, 2011.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СПС Консультант плюс, 2011.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СПС Консультант плюс, 2011.
  5. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 19.06.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
  6. Указ Президента РФ от 21.03.2005 г. № 317 «О некоторых вопросах федеральной службы исполнения наказаний» // СПС Консультант плюс, 2011.
  7. Постановление Правительства РФ от 30.10.1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы» // СПС Консультант плюс, 2011.

Информация о работе Институт условно досрочного освобождения