Институт условно досрочного освобождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Институт условно-досрочного освобождения в России берет свое начало с середины 19 века и связан со становлением такой цели наказания, как исправление правонарушителей.
В доктринальном аспекте условно-досрочное освобождение можно определить как досрочное освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных обязанностей, соблюдения общественного порядка. Условно-досрочное освобождение носит поощрительный характер и связывается с правомерным поведением отбывающего наказание, добросовестным отношением к труду, обучению, проводимым воспитательным мероприятиям. На основании указанных показателей можно сделать вывод, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбытии наказания.
Несмотря на широкое распространение и использование, условно-досрочное освобождение до сих пор вызывает споры. Одни доказывают, что его использование снижает эффективность наказания и не учитывает интересы потерпевших, другие обосновывают необходимость его широкого использования.
Условно-досрочное освобождение имеет несколько преимуществ: во-первых, оно смягчает тяжесть длительного срока лишения свободы и позволяет уменьшать сроки наказания; во-вторых, это менее затратный способ исправления преступников, нежели длительная изоляция; в-третьих, оно гораздо безопаснее, чем безусловное освобождение по отбытии срока наказания, т. к. это постепенный переход к жизни в обществе под наблюдением контролирующих органов под угрозой отмены условно-досрочного освобождения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Институт условно – досрочного освобождения от отбывания наказания в истории отечественного законодательства……………………………...…5
1.1. Понятие, правовая природа и социальная обусловленность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………..5
1.2. Развитие в России института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………………………………………....18
2. Правовое регулирование условно – досрочного освобождения от отбывания наказания………………………………………………………….32
2.1. Условия и основания применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………..…32
2.2. Основные направления совершенствования законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания……………..54
Заключение…………………………………………………………………….63
Библиографический список………………………………………………..…67

Работа содержит 1 файл

Диплом_Тимофеев.docx

— 1.25 Мб (Скачать)

Выражение закона «может быть применено», также как и действующая регламентация «подлежит» УДО означает, во-первых, альтернативу применения либо условно-досрочного освобождения, либо замены наказания более мягким; во-вторых, право суда отказать осужденному в условно-досрочном освобождении, если не будет установлена определенная степень его исправления.

Существует еще  одна точка зрения, согласно которой  условно-досрочное освобождение подрывает  стабильность приговора и вносит в него свои коррективы. Так, Э.Т. Борисов  указывал, что любое досрочное  освобождение от наказания в определенной мере нарушает стабильность приговора, по каким бы основаниям такое освобождение ни применялось. Во всех этих случаях осужденный либо перестает отбывать назначенное судом наказание, либо отбывает его в иной форме14.

В данном случае можно согласиться с Ю.М. Ткачевским, указывающим, что «...неверным является утверждение некоторых практических работников и ученых о том, что институт условно-досрочного и досрочного освобождения колеблет стабильность приговора. Если условно-досрочное и досрочное освобождение осуществилось в сроки, предусмотренные законом, и освобождается лицо, которое исправилось, окупило вину, то приговор сохраняет свою стабильность, так как задачи, стоящие перед наказанием, решены»15.

Определение об условно-досрочном освобождении изменяет приговор в части избранной судом  меры наказания. Существует точка зрения, что акты суда первой инстанции, изменяющие наказание в процессе его исполнения, не затрагивают обвинительного приговора  и не вносят в него никаких коррективов. Так, И.Д. Перлов полагал, что «изменить  приговор может только вышестоящий  суд в порядке кассационного  или надзорного производства. Суд  же, решающий вопрос об условно-досрочном  освобождении, не входит в оценку назначенного наказания, а освобождает осужденного  от дальнейшего отбывания наказания. Сам же приговор и назначенная  им мера наказания остаются без изменений»16.

В то же время  суд не опровергает ни виновности лица, ни справедливости наказания, хотя и вносит существенные изменения  в порядок и сроки его фактического исполнения. Стабильность приговора  нельзя понимать так, что осужденный во всех случаях должен полностью  отбыть срок наказания, назначенный  судом. И если эффект достигнут до реального отбытия назначенного судом срока наказания, то это  не только не подрывает устойчивость приговора, но свидетельствует об успешности его исполнения17.

Вместе с тем, нельзя согласиться с утверждением о том, что при условно-досрочном  освобождении приговор и назначенная  им мера наказания остаются без изменения, равно как и с тем, что приговор в рассматриваемых случаях считается  приведенным в исполнение18.

Применение условно-досрочного освобождения в точном соответствии с законом, хотя и не влечет за собой  нарушения силы и авторитета приговора, все же вносит существенные изменения  в порядок и сроки фактического исполнения наказания, тем самым  объективно изменяет приговор, его  резолютивную часть. Если поведение  осужденного и его отношение  к возложенным обязанностям свидетельствуют  о том, что цели наказания достигнуты, отбывание им всего установленного приговором срока наказания нецелесообразно.

Таким образом, поскольку  досрочное освобождение объективно вносит определенные изменения в  резолютивную часть приговора, постольку  утверждение И.Д. Перлова, что приговор и назначенная им мера наказания в указанном случае остаются без изменения, не соответствует действительности19.

Нуждается в существенной оговорке и приведенное выше утверждение  Б.А. Филимонова о том, что при  досрочном освобождении приговор считается  приведенным в исполнение. Определение  суда о наказании можно считать  выполненным, а приговор приведенным  в исполнение, только при безусловном  досрочном освобождении. Что же касается условно-досрочного освобождения, то такое  утверждение является ошибочным, так  как хотя наказание реально и  не отбывается, но остается угроза его  отбытия.

Ю.М. Ткачевский утверждает, что «приговор при условно-досрочном освобождении продолжает приводиться в исполнение, т.к. течет испытательный срок»20.

Исполнение приговора  при условно-досрочном освобождении фактически приостанавливается в связи  с нецелесообразностью дальнейшего  исполнения его, т.к. осужденный исправился. Течение же испытательного срока  при условно-досрочном освобождении, на что ссылается Ю.М. Ткачевский, в данном случае объясняется тем, что это входит в содержание условия освобождения. В законе сказано «в течение оставшейся не отбытой части наказания», следовательно, в самом условии освобождения предусматривается истечение испытательного срока через определенный период.

Суммируя сказанное, следует прийти к выводу, что при  условно-досрочном освобождении существо (законность и справедливость) приговора  не затрагивается, но исполнение его  приостанавливается.

Нельзя определить условно-досрочное освобождение от наказания и как способ корректирования  приговоров и сокращения наказания. Изменить приговор может только вышестоящий  суд в порядке кассационного  или надзорного производства, а не суд, вынесший приговор, или иной одноименный  суд, который решает вопрос об УДО.

Условно-досрочное  освобождение осуществляется судом  по месту отбывания осужденным наказания. Но даже если отойти от формы освобождения, то и по существу, суд, применяя условно-досрочное  освобождение, приговор не изменяет, не корректирует его. Он не решает вопросы, относящиеся к назначению наказания, а, установив наличие необходимых  предпосылок и оснований (оговоренных  в законе) освобождения, освобождает  осужденного от дальнейшего отбывания  наказания. Таким образом, при таком  освобождении приговор не изменяется, а наказание не сокращается, суд  решает вопрос о достижении целей наказания и, если находит, что они достигнуты досрочно, применяет условно-досрочное освобождение.

Следует присоединиться к обоснованной критике взглядов на условно-досрочное освобождение как на корректирование приговора и нарушение его стабильности, как составную часть системы неопределенных приговоров. Однако на последнем сопоставлении необходимо остановиться особо.

В обоснование  такой точки зрения указывалось, что при условно-досрочном освобождении не сохраняется стабильность приговора  суда. Кроме того, «система неопределенных приговоров строится на абсолютно неопределенных санкциях наказаний и на произволе в выработке так называемых «правил поведения», предъявляемых к освобожденному»21. В случае же условно-досрочного освобождения лица, не исправившегося, «особого вреда от этого проистечь не может, так как в случае освобождения лица ненадежного, общество от этого не проиграет (всегда возможно возращение его в тюрьму)»22.

Э.Я. Немировский полагал, что неопределенный приговор есть дальнейшее применение идей, лежащих в основании условно-досрочного освобождения, что благодаря условно-досрочному освобождению всякий приговор в отношении лица, к которому оно будет применено, получает известную неопределенность23.

Другие авторы, в частности А.А. Пионтковский, считали, что институт условно-досрочного освобождения фактически вводит в законодательство о наказании, в области его  применения, систему относительно неопределенного  приговора24.

Необходимо придерживаться противоположной точки зрения. Так, продление срока наказания, возможность которого была ранее закреплена в законодательстве, по своей сущности является карательным средством, имеет, прежде всего, значение общепредупредительной меры устрашающего характера. В отличие от этого условно-досрочное освобождение выполняет задачу прекращения карательного воздействия вследствие досрочного освобождения, осужденного ввиду его исправления. Отсюда следует, что неопределенность при условно-досрочном освобождении, которую некоторые авторы видят в сокращении срока наказания, ранее установленного судом, имеет чисто внешнее сходство с той неопределенностью, что вытекает из норм о продлении срока наказания, так как ни по основаниям возникновения, ни по своей сущности они не совпадают25.

Условно-досрочное  освобождение от отбывания наказания  принято рассматривать как единое правовое явление. Но на самом же деле в ст. 79 УК РФ установлено два вида такого освобождения: полное и неполное (частичное). Полным условно-досрочное  освобождение будет в том случае, когда осужденный отбывал только основное наказание. В подобной ситуации невозможно условно-досрочно освободить от части не отбытого основного наказания, а другую часть оставить для реального исполнения. УДО относится к не отбытой части основного наказания в целом. Полным будет и условно-досрочное освобождение осужденного от основного и всего дополнительного наказания. Если же при принятии решения об условно-досрочном освобождении судом применяется частичное освобождение от дополнительного наказания, то его оставшаяся часть исполняется реально. Параллельно осуществляемое условно-досрочное освобождение и реальное исполнение части дополнительного наказания – это неполное применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Отдельно вопрос об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания поставлен  быть не может. Исчисление срока дополнительного  наказания в виде права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью начинается с момента освобождения лица от основного  наказания, то есть с момента вынесения  постановления суда. Однако следует  учесть, что действие дополнительного  наказания распространяется на протяжение всего срока основного наказания, а фактическое его исполнение закон относит на момент освобождения от основного26.

Таким образом, наиболее правильным будет рассмотрение правовой природы УДО как одного из видов освобождения от наказания, на что прямо указывает нахождение ст. 79 в 12 главе УК РФ «Освобождение от наказания». Оно представляет собой освобождение осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения им ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии с этим законом. Освобождение от наказания в широком смысле представляет собой освобождение лица, признанного виновным в совершении преступления, от определенных лишений и ограничений прав, являющихся содержанием наказания. Оно может иметь место до начала отбывания наказания или в его процессе, быть полным или частичным, условным или безусловным, с заменой иной мерой государственного принуждения либо без нее, зависеть от поведения лица или нет.

Необходимо согласиться с мнением, что «...под освобождением от наказания понимается акт правосудия, примененный в предусмотренной законом процессуальной форме в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, и полностью освобождающий такое лицо от кары, определенных лишений и ограничений прав, являющихся содержанием наказания и реально испытываемых осужденным в процессе отбывания назначенного наказания, а также от правовых последствий осуждения – судимости»27.

Немаловажным  будет добавить, что регламентация  правовой природы УДО будет не полной без раскрытия социально-политического  назначения указанного института. Данное назначение и способ его организации, находит свое отражение в функциях. Мы согласны, что исследование той  или иной функции правового института  – «есть рассмотрение самой его  сущности с теми лишь особенностями, что исследуется не вся сущность права, а некоторые ее стороны, характерные  черты»28.

Помимо вышеперечисленных социально-экономических, институту условно досрочного освобождения свойственны также и специально-юридические функции, такие, как - регулятивные и охранительные.

Регулятивные  представляют собой способ правового  воздействия, направленный на обеспечение  нормальной организации общественных отношений, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов  общественного развития29.

Наиболее характерными путями (элементами) их осуществления  являются:

- определение  оснований и условий освобождения;

  • определение компетенции государственных органов, наделенных правом реализации условно-досрочного освобождения;
  • закрепление и изменение правового статуса условно-досрочно освобожденных лиц.

Основное назначение охранительной функции заключается  в предотвращении нарушений норм права. Ее специфика – воздействие  на поведение людей, путем установления запретов и влияние на их волю угрозой  санкции.

Таким образом, применение условно-досрочного освобождения в  точном соответствии с законом, хотя и не влечет за собой нарушения  силы и авторитета приговора, все  же вносит существенные изменения в  порядок и сроки фактического исполнения наказания, тем самым  объективно изменяет приговор, его  резолютивную часть.

 

1.2. Развитие в  России института условно-досрочного  освобождения от отбывания наказания

 

Институт условно-досрочного освобождения прошел сложный и противоречивый путь развития в истории права  России. Его история начинается с  массового применения наказания  в виде лишения свободы и становления  идеи исправления преступников.

В зависимости  от развития государственности Руси наказание носило характер либо устрашающий  и компенсационный (по Русской Правде), либо сугубо карательный. Анализ краткой  редакции Русской Правды позволяет  говорить о зарождении различных  условий отбытия наказаний. С  углублением процесса феодализации Древнерусского государства и усилением  роли княжеского суда появилась возможность  заменить реальное исполнение наказания  выкупом кунами при посредничестве князя.

Информация о работе Институт условно досрочного освобождения