Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
Среди предприятий общественного питания г. Набережные Челны основное место занимает ресторан «Дружба». Он играет заметную роль в организации отдыха населения. Туда приходят не только для того, чтобы поесть, но и отметить юбилей, важное событие в жизни человека, того или иного коллектива, провести свадебное торжество, деловую или официальную встречу, просто отдохнуть в кругу близких людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Характеристика обслуживания по типу «шведского стола» 5
1.2. Прием заказа 8
1.3. Согласование меню 9
1.4. Составление заказ-счета на производство в буфет 15
1.5. Составление заявки в бельевую и сервизную 19
1.6. Подготовка официантов для обслуживания 20
1.7. Расстановка мебели в зале 21
1.8. Накрытие стола скатертями 22
1.9. Сервировка стола 23
1.10 Подача аперитива 33
1.11. Обслуживание банкета 34
1.12. Правила уборки со стола 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
СОДЕРЖАНИЕ
Среди предприятий общественного питания г. Набережные Челны основное место занимает ресторан «Дружба». Он играет заметную роль в организации отдыха населения. Туда приходят не только для того, чтобы поесть, но и отметить юбилей, важное событие в жизни человека, того или иного коллектива, провести свадебное торжество, деловую или официальную встречу, просто отдохнуть в кругу близких людей.
Радушно встретить, быстро и вкусно накормить людей, создать им все условия для полноценного отдыха — такова задача работников ресторана «Дружба».
Ресторан организует обслуживание не только отдельных посетителей, но официальных вечеров, приемов, семейных торжеств, банкетов, тематических вечеров.
В ресторане «Дружба» посетителям предоставляют в основном обеды и ужины, а при обслуживании участников совещаний, конференций — полный рацион питания. В предпраздничные, субботние или воскресные дни в ресторане организуют дегустации блюд национальной кухни.
Ресторан является предприятием общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Ресторан «Дружба» размещается на центральном, оживленном Автозаводском проспекте. Посетителей обслуживают в ресторане официанты, бармены, прошедшие специальную подготовку. Блюда и напитки приготавливают высококвалифицированные повара. Обслуживающий персонал в ресторане имеет форменную одежду.
Культура обслуживания — один из основных критериев в оценке деятельности работников ресторана «Дружба». Понятие это включает не только санитарное состояние помещения ресторана и уровень механизации основных производственных процессов, но и наличие рекламы и информации, степень комфортности и уюта залов ресторана.
Культура обслуживания в ресторане зависит от применения различных форм и методов работы официантов, использования прогрессивных форм обслуживания (отпуск комплексных обедов, организация столов саморасчета и столов-экспресс, обслуживание по принципу «шведского стола» и др.).
Также ресторан занимает ведущее место в организации питания туристов посещающих наш город, в том числе иностранных. От правильной и четкой организации работы обслуживающего персонала ресторана зависит настроение и самочувствие всех, кто пользуется их услугами.
Обслуживание по типу «шведского стола» лежит в основе фуршетов, бизнес-ланчей и занимает ведущее место при обслуживании иностранных туристов. Иностранные гости при такой форме обслуживания не ограничены ни в ассортименте, ни в количестве потребляемой ими пищи и поэтому туристы покидают ресторан в хорошем настроении. Благодаря широкому ассортименту и большому выбору блюд у клиентов создается впечатление изобилия и возникает ощущение, что предложенных блюд гораздо больше, чем стоимость обеда или ужина. К тому же клиентов привлекает возможность продегустировать и попробовать множество блюд.
Цель данной работы –
рассмотреть организацию
«Шведский стол» может служить атрибутом как демократичного ресторана, так и заведения высокого класса — в виде дополнительной услуги. «Шведский стол» с закусками значительно экономит время и гостям, и ресторану. Быстрое обслуживание особенно необходимо деловым людям, останавливающимся в отелях, что достигается с помощью «шведского стола». Именно поэтому во многих ресторанах салат-бар из готовых холодных закусок входит в меню бизнес-ланча.
Для ресторатора важным фактором может служить закономерностъ: прибыль заведения от «шведского стола» напрямую зависит от числа клиентов. Чем больше гостей соберется к «шведскому столу», тем выше будет прибыль ресторана. Недостаточное количество посетителей приводит к ситуации, когда «шведский стол» становится убыточным. Для ресторана высшего класса необходимо минимум 45 клиентов для того, чтобы «шведский стол» стал рентабельным, а для класса люкс — около 100 гостей. Поэтому устраивать «шведский стол» без предварительной рекламной компании нецелесообразно — ее масштабы должны соотноситься с необходимым минимумом гостей.
«Шведский стол» дает возможность снизить цену в меню, оставив прежней среднюю сумму счета на одного посетителя (при условии, что спиртные напитки гость оплачивает отдельно). Заказав «шведский стол» и дополнительно алкоголь, гость оставит в ресторане те же деньги, которые он потратил бы, сделав заказ а-ля карт. При этом гости ресторана не очень четко понимают выгоды, получаемой рестораном, и остаются очень довольны такой формой обслуживания.
Замечена еще одна закономерность, возникающая при пользовании «шведским столом»: чем разнообразнее выбор блюд, предлагаемых рестораном, тем больше шансов увеличить потребление недорогих блюд. Здесь складывается некий психологический закон: обнаружив изобилие блюд, подавляющие большинство посетителей стремится попробовать всего по чуть-чуть, порой не обращая внимания на истинные деликатесы. Поэтому в итоге дорогих по себестоимости блюд будет съедено не так уж и много. В целом же, как показывает практика, дорогие по себестоимости блюда уравновешиваются блюдами с низкой себестоимостью: в меню салат-бара — примерно 50 на 50. При этом опытные рестораторы предусматривают предложения гостям в виде нескольких соусов и заправок, а также просто свежих овощей, нарезанных на дольки. Если салаты, не съеденные гостями, приходится списывать из-за ограниченных сроков их хранения, то оставшиеся свежие овощи можно использовать и на следующий день.
Каким бы дорогим по себестоимости ни было блюдо, продавать его во время - «шведского стола» все равно весьма выгодно, особенно в ресторане быстрого обслуживания. В соответствии с физиологическими нормами среднестатистический посетитель съедает не более 600 г пищи, что соответствует возможности человеческого желудка. К тому же люди приходят в ресторан отнюдь не для обжорства, хотя встречаются порой клиенты, способные съесть и больше, чем указанная норма. Большинство клиентов, проводя в ресторане час-полтора, за это время съедают весьма немного.
Учитывая, что средняя наценка на каждое блюдо в ресторане составляет 300 %, наценка на все блюда, представленные на «шведском столе», в таком случае делает эту форму обслуживания весьма рентабельной, т.е. здесь система обслуживания регулируется сама по себе.
Данный принцип саморегуляции распространяется и на такое мероприятие, как бранч, хотя он растягивается из-за культурной программы на 3—4 ч. Музыканты, клоуны, лотереи отвлекают посетителей от еды. Тем не менее, несмотря на то, что кто-то из посетителей увлечется едой, съесть больше, чем на это рассчитывали рестораторы, вряд ли возможно, всегда окажутся и такие гости, которые съедят меньше.
Основной принцип, соблюдаемый ресторанной администрацией при организации бранча, — дать возможность гостям попробовать все, что выставлено на столах. Впрочем, ряд рестораторов считает, что аппетитом гостей можно управлять.
Для того чтобы снизить себестоимость блюд во время бранча, когда контролировать размер порций невозможно, многие рестораны используют по возможности продукты отечественного производства, стоимость которых намного ниже импортных аналогов. Демократическая форма обслуживания, какой является бранч, предполагает демократическое, а не изысканное меню: салат Оливье, соленья, холодец, салат из бананов, салат Вестингхаус (салат из сельдерея и авокадо), салат Дельмонико (салат из яблок и сельдерея), салат Дикси (салат из помидоров и сладкой кукурузы), салат из ананаса, салат из копченой сельди, салат из лобстеров, салат из лососины и др.
Как правило, все продукты взвешиваются до подачи и после, поэтому шеф-повар по итогам нескольких дней работы со «шведским столом» будет знать, что и в каких объемах следует готовить для него.
Несколько иной подход к «шведскому столу» наблюдается в заведениях, расположенных в отелях, где прибыль от еды не стоит на первом месте. Здесь «шведский стол» рассматривается как элемент маркетинга и способ обеспечить максимум сервиса. Гостям можно предложить большое число деликатесов и блюд из дорогих продуктов, что будет стимулировать их продажу. Использование для «шведского стола» и бранча тех же продуктов, что и при обслуживании а-ля карт в ресторане, — шаг вполне оправданный: посетители приходят на бранч, пробуют поданное блюдо, а затем многие из них приходят в ресторан на ужин и заказывают это же блюдо.
Гостиничные рестораны могут себе позволить такую роскошь поскольку основной доход здесь образуется от сдачи номеров, а не от работы ресторанной службы. К тому же рестораны, находящиеся в гостинице, не обременены арендной платой, что значительно снижает их расходы.
Для всех других ресторанов вполне оправдано совмещение коммерческих и маркетинговых преимуществ «шведского стола»: привлечение дополнительных гостей, формирование дополнительного имиджа демократического заведения.
Организация питания по типу «шведского стола» заключается, прежде всего, в ускорении обслуживания посетителей: время на получение и прием пищи в среднем во время завтрака составляет 15—20 мин, обеда и ужина — 25—30 мин.
При обслуживании по типу «шведского стола» посетителям не приходится ждать, когда официанты принесут им заказанные блюда или выпишут счет. Они сами выбирают блюдо по своему вкусу.
Практика показывает, что наиболее удобные интервалы для организации «шведского стола» следующие: завтрак 8—10 ч, обед 12—15 ч; ужин 17 ч 30 мин — 19 ч 30 мин.
По типу «шведского стола» организуют питание иностранных и отечественных туристов.
Правильное оформление заказа во многом зависит от того, насколько подробно и своевременно продуманы и согласованы все условия и порядок проведения приема иностранных туристов по типу «шведского стола» между его устроителем (заказчиком) и администрацией ресторана. Практика показывает, что организация прием проходит наиболее успешно, если заявку на его проведение принимает метрдотель, т.е. тот, кто будет непосредственно руководить обслуживанием.
Прежде чем принять заказ, метрдотель обязан ознакомить заказчика с залом, в котором будет проходить прием, согласовать с ним план расстановки столов. При этом оговариваются такие вопросы, как план размещения гостей за каждым столом в отдельности; уточняют, будет ли подан гостям аперитив, нужны ли цветы для украшения стола, музыкальное сопровождение и место для танцев. Одновременно знакомят заказчика с правилами ресторана, порядком обслуживания и возмещения возможных убытков. Администрация ресторана не имеет права устанавливать минимальную стоимость заказа, а также предлагать заказчику принудительный ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий и т.д.
При оформлении заказа согласовывают дату, время начала и окончания, место проведения приема, число участников, примерное меню и предварительную стоимость заказа. Заказ регистрируют в специальной книге заказов по установленной форме. После предварительного согласования заказчик вносит в кассу аванс в размере не менее 50 % стоимости заказа на основании выписанного бухгалтерией приходного ордера и получает квитанцию.
В утреннее время при обслуживании по типу «шведского стола» (применяют варианты недельного меню туристских завтраков. Широко используют товары в мелкой расфасовке. В меню завтрака рекомендуется включать: салаты, овощи, блинчики, сырники, сметану, каши, мясные, овощные, молочные, яичные блюда, различные соки, мучные кулинарные изделия.
В меню обеда могут быть включены холодные закуски: ассорти рыбное со свежими овощами, рыба под маринадом или заливная, ассорти мясное с гарниром, салат из свежих овощей, винегрет с сельдью и т. п. Из первых блюд можно предложить: бульон с гренками или пирожком, борщ украинский и т.д.; из вторых блюд — рыбу, жаренную с картофелем, бифштекс натуральный с гарниром. В десерт включают мороженое с вареньем, компоты. Предлагают также горячие напитки: чай с лимоном или молоком, кофе черный или со сливками (молоком), воду минеральную или фруктовую фирменные напитки.
Важно, чтобы на завтрак и обед ассортимент блюд и напитков был разнообразным. Посетитель должен иметь возможность попробовать понемногу несколько блюд — это одно из преимуществ «шведского стола». Поэтому многие продукты представлены в нарезанном виде: колбасно-ветчинные изделия, мясо, сыр. Большим спросом пользуются острые закуски, рыбные изделия горячего и холодного копчения, сардины, шпроты, сельдь, кильки. В меню завтрака можно включать свежие огурцы, помидоры и салаты из свежих овощей, фрукты, печенье, кондитерские изделия, сливочное масло.
В обеденное время необходимо иметь 6—8 закусок и холодных блюд, соусы, кондитерские изделия, десерт, фрукты, горячие напитки, соки и фирменные напитки.
Ассортимент продукции на «шведском столе» необходимо менять по дням недели в соответствии с национальными вкусами и привычками иностранных и отечественных туристов и выдерживать на протяжении всего периода обслуживания. В ежедневном ассортименте продукции указывают выход каждого блюда, изделия, отдельно гарнира в широком выборе, их продажные цены.
Меню по типу «шведского стола» ресторана «Дружба»:
Фирменные блюда
Салат-коктейль «Оригинальный» 1/170 37 – 85
(грибы марин., огурцы св., помидоры св., перец сл., цыплен.)
(Мясо куриное, кальмары, яблоки, помидор, огурцы солен.)
Салат «Восточный базар»
(мясо отв., капуста св., яблоки св., огурцы, чернослив, грецкий орех, сметана)